Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
консультация (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Дети с  ограниченными возможностями здоровья   - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

   Группа  этой категории  детей не однородна,  к ней отнесены:

  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).      
  • С нарушениями интеллектуального развития;                                
  • С нарушением эмоционально-волевой сферы;                                
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;          
  • Дети с ранним детским аутизмом (РДА).                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии и коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Подготовила учитель первой категории Т.А.Епифанова

        Дети с  ограниченными возможностями здоровья   - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

   Группа  этой категории  детей не однородна,  к ней отнесены:

  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА).      
  • С нарушениями интеллектуального развития;                                
  • С нарушением эмоционально-волевой сферы;                                
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;          
  • Дети с ранним детским аутизмом (РДА).                                        

           Общими, характерными недостатками развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

  •  Замедленное и ограниченное восприятие;                                    
  • Недостатки развития моторики;                                                        
  • Недостатки мыслительной деятельности;                                        
  • Недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная  активность, пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире.

И, практически,  все  дети  с ограниченными возможностями здоровья  имеют нарушения в развитии речи и нуждаются в обучении по специальной адаптированной программе.                                          

  Для достижения положительной динамики в развитии  ребенка с      ограниченными возможностями здоровья  необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции.          Включение семьи в процессы коррекции и интеграции ребенка .

    Какие возможности есть у родителей для оказания помощи ребенку с  речевыми нарушениями?

   Желательно, чтобы коррекционная работа с ребенком  велась  профильным   специалистом -  педагогом, а родители закрепляли    сформированные навыки и знания. Но и самостоятельно,  взрослые могут оказывать  помощь ребенку посредством проведения разнообразных  игр  и упражнений, направленных на развитие речи, памяти, внимания, моторики.    Работу по развитию речи нужно начинать с того возрастного этапа, которому соответствует речь вашего ребенка.

    Что  нужно делать, чтобы речевая функция развивалась правильно и своевременно?

    1. Пожалуйста, общайтесь со своим ребенком как можно больше и чаще по любому поводу, в  течение всего дня и всех режимных моментах: во время пробуждения, приема пищи, одевания, прогулки, купания.

    2. Обращенная к ребенку речь должна быть выразительной, эмоциональной, просто и внятно называйте всё, что окружает ребенка, побуждайте его  к повторению.

   3. Любое обращение, инструкция, вопрос, должны начинаться с обращения к нему по имени, установления зрительного контакта для привлечения и удержания внимания.

  4.Темп речи должен быть спокойным, с паузами, для ожидаемой реакции ребенка.

  5. Как можно больше читайте простые, доступные пониманию ребенка стишки,  потешки, сказки с иллюстрациями, прослушивайте детские песенки.

  6.  Развивайте  мелкую  и общую моторику ребенка  используя пальчиковые игры со стишками, подвижные игры, игры с мячом.

  7. Знакомьтесь со специальной литературой по развитию и  коррекции речи, памяти, внимания и мышления детей.

  8. Вовремя обращайтесь к специалистам за консультацией и помощью.

Активизировать  речевое развитие детей можно посредством специальных игр и упражнений.   Многие из них не требуют значительных временных затрат и приспособлений. Их без труда можно проводить с ребенком дома,   на прогулке, в режимных моментах.

В какие игры и как  можно и нужно играть?

        Для улучшения  артикуляционной моторики, если у ребенка « каша во рту» выполнять упражнения для языка,
упражнения для развития дыхания,
 а также использовать игры для обогащения словаря,  развития связной речи и грамматического строя  речи.

       Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воздействия как можно раньше. Поэтому нельзя замалчивать проблемы ребенка, скрывать их.

     Родители, совместно со  специалистами,  должны вместе искать пути  социальной адаптации и коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья , заботиться об их будущем,  воспитании и  образовании.

  Литература:

1.А.В. Гришвина, Е.А. Пузыревская, Е. В. Сочеванова «Занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития.

2.  О. В. Шемякина «Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет».

3.Г. В. Ханышева, Л. В. Кулибаба « Как разговорить малыша».

4. Е. И. Веселова, Е. М. Скрябина « Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет».

5. Т. А. Куликовская « Массаж лицевых мышц для малышей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности

     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни  школьника....

Лексико-семантические нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе рассматриваются лексико-семантические нарушения речи детей с ОВЗ и приемы их коррекции....

Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

презентация к докладу "Условия использования игровых технологий как одного из эффективных средств развития речи детей с ОВЗ"...

Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. И...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....

Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ....