Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности
план-конспект урока по теме
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Падунская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида
ДОКЛАД
Развитие коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьгом возрасте посредством игровой деятельности.
Выполнила: Дёгина О.В.
2012-2013 уч.год
Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника. Современное общество требует от человека умения жить, сосуществовать в обществе. Особую важность при работе с детьми, с ограниченными возможностями здоровья приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений. Понятие коммуникации связывается с информационной, содержательной стороной общения. Вместе с тем, в педагогике термин «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение ребенка в общение. Исследования М.И. Лисиной доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития.
Овладение техникой общения как, и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих учащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации.
Данные выводы определяют цель работы - развитие коммуникативных способностей у учащихся, имеющих умственную отсталость в зависимости от индивидуальных способностей каждого.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений учащихся с проблемами в развитии приемам общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков школьников провожу наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что, несомненно, с возрастом ситуация изменяется в лучшую сторону, но показатели у детей с проблемами в развитии остаются ниже нормы. Многие дети не отвечает абсолютно правильно на все вопросы, не допуская при этом ошибок. Тем не менее, применение в системе коррекционных приемов для развития и коррекции мышления, коммуникативной деятельности должно иметь место в работе воспитателя. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе учебной деятельности (на самоподготовке), на внеклассных занятиях и мероприятиях с помощью игр. Я выделила основные компоненты развивающих игр:
1.ЦЕЛЕВОЙ – целевые установки на предстоящее усвоение материала.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
4.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной информации.
Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.
По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы общение было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.
Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов:
- развитие определённых особенностей мышления и речи воспитанников, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств.
К средствам коммуникации:
в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции:
- выразительная (с помощью, которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта),
-апелляционная (посредством которой "другой" побуждается к действия изобразительная (посредством её "другому" изображается, сообщается положение вещей).
Общение во время проведения игрового занятия –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении тем, интересующих их. Я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.
Я предложила детям правила общения во время игр:
1.С уважением относиться друг к другу;
2.У каждого есть право быть выслушанным и понятым
3. Пока один говорит , все его слушают.
В ежедневной работе по развитию коммуникативных навыков я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:
-ролевая игра
-беседы
-викторины
-дискуссии.
В ходе воспитательной работы лучше всего развивать коммуникативные навыки у детей школьного возраста, на занятиях посредством игровой деятельности. Творческие игры проводятся с целью воспитания и развития воспитанников, «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Коммуникативные навыки воспитанников особенно развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра - это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
При решении задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, я выделила следующие шесть организационных форм игровой деятельности:
одиночная,коллективная,парная,массовая,групповая,индивидуальная.
Специфика педагогических технологий, используемых в реабилитационной работе с воспитанниками.
Совместная деятельность | Специально организованное обучение | Самостоятельная деятельность |
Диагностика
Экскурсия
Беседа-лекция
Дискуссия Круглый стол
Досуги
Викторины
Конкурсы
Комплексные занятия.
| Игровые занятия, требующие длительной подготовки
Практические занятия по обучению детей правилам поведения в обществе.
Работа по формированию речевой деятельности.
| Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр художественных фильмов.
Сюжетно – ролевые игры. Участие в конкурсах. |
1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликты.
2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.
3.Самостоятельная деятельность детей-метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.
Игра рождается по мере развития и усложнения у ребёнка процессов познания и общения через разнообразные формы в условиях воспитания (непосредственные наблюдения за предметами и людьми, взаимодействия с объектами и человеческим окружением, различные продуктивные занятия, знакомства с миром через книги, телепередачи и т.д.) В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных психологических форм.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений труда.
Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих моральных качеств личности ребёнка.
При проведении диагностики выяснилось, что специально организованные и систематически проводимые занятия способствуют повышению уровня коммуникативных навыков у детей школьного возраста. Как показывает опыт, наиболее результативными являются специальные занятия, завуалированные в виде игр, куда приглашаются все желающие и обязательно привлекаются неконтактные дети. Особенно, если игра имела название, которое интриговала детей, помогало привлечь малоинициативных, «настороженных». Кроме того, нейтральное название помогает сделать игру достаточно гибкой и разнообразной. Во время проведения игры дети не подозревают, что их учат способам общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-563837-1520930540.jpg)
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе.
Использование современных технологий при формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в учебной и внеурочной работе....
Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/25/picture-1282367-1619371039.png)
Развитие зрительного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам игровых упражнений.
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-815163-1473928473.jpg)
Статья. Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1390421-1645874223.jpg)
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность
Формирование коммуникативно - речевых умений у детей с ограниченными возможностями здоровья через игровую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/15/picture-815163-1473928473.jpg)
Тема "Формирование и развитие коммуникативной функции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
В последние годы вопросы обучения детей с интеллектуальными нарушениями в большей степени, чем когда-либо, рассматриваются с позиций обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/29/picture-1550204-1735453780.jpg)
«Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФАООП»
Выступление с докладом на научно-практической конференции специалистов, работающих с детьси с ОВЗ "Практика образования и сопровождения обучающихся с ОВЗ на основе ФАООП"...