Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Епифанова Валентина Викторовна

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В. А. Сухомлинский). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki1.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ начальная школа – детский сад №36
Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Роль внеклассной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей
с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовил: воспитатель ГПД

Епифанова В.В.

Санкт-Петербург

2016г.


Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют низкий уровень приспособления к жизни в обществе, к выполнению общественно-полезного труда и поэтому требуют усилий многих специалистов, в том числе и воспитателя.

Мы готовим детей к самостоятельной жизни и деятельности. И они должны быть воспитаны так, чтобы в естественном социальном окружении, в разнообразных жизненных ситуациях их самостоятельное поведение соответствовало бы существующим в обществе социальным норма. Дети будут жить не на необитаемом острове, а в социуме и поэтому для регуляции общественно-адекватного поведения личности одно из важных значений имеют коммуникативные умения и навыки. И создание условий для формирования коммуникативных навыков и личностных отношений у детей имеют большое значение. Дети могут и не быть высокопрофессиональными специалистами, но находиться в обществе людей, общаться, взаимодействовать, сотрудничать с ними им будет просто необходимо.

Играя, наблюдая, беседую с детьми,  я поняла, что у них достаточно много проблем личностного характера: закомплексованность, неуверенность или наоборот, завышенная самооценка, высокомерие, выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы. Дети имеют множество ограничений в различных сферах, в том числе в коммуникативной. У них недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Их поведение сопровождается часто повышенной тревожностью, напряженностью, агрессивностью, обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных способностей является актуальной для данной категории детей. И одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей, имеющих большое значение для психического и эмоционального развития ребенка, является игра.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка врывается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).

Во время игровой деятельности у детей с ОВЗ развивается речь: увеличивается объем словаря, ученики учатся слушать, решаются и закрепляются представления об окружающем мире, активность и глубина восприятия. В игре развиваются необходимые двигательные умения, эстетические нормы и правила поведения. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования самостоятельности, учит организовывать свое поведение, контактировать с другими детьми. В игре отображается то, что дети видят в реальной жизни. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности, способствует формированию межличностных отношений в классе. Игра повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более доброжелательными друг к другу у детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни. И я глубоко убеждена, что для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо предоставить им возможность для игр и самостоятельной деятельности, в ходе которых дети смогли бы закреплять коммуникативные навыки, обогащать свой эмоциональный и интеллектуальный опыт. А наибольшие возможности для игровой деятельности я вижу во внеклассной работе, в работе группы продленного дня, где ребята могут выбирать игры и занятия по интересам, а я как воспитатель, в ходе игрового взаимодействия имею возможность способствовать самовыражению, самоутверждению детей. Я глубок убеждена, что одними беседами и назиданиями невозможно научить ребенка поступать правильно в соответствии с нормами и правилами общественной жизни. Необходимы реальные ситуации, в которых ребенок может действовать, общаться, находить выход из жизненных проблем. Обращение к сюжетно-ролевой игре, наглядность и моделирование ситуаций помогают сделать учебный процесс результативным. Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье – когда ты умеешь быть понятным и себе, и людям. Вся наша жизнь происходит в общении – с собой, с людьми. От того, как мы умеем общаться, выражаем свои просьбы и чувства, понимаем чужие волеизъявления и реагировать на них – зависит очень многое.

В процессе социализации детей с ОВЗ важная роль принадлежит коммуникативно-речевому общению, которое помогает вхождению детей в мир социальных отношений, готовит их к активной общественно-полезной жизни.

Таким образом, особую важность при работе с детьми с ОВЗ приобретает вопрос о степени сформированности коммуникативных умений, которые являются ключом к успешной деятельности и благополучию будущей жизни школьника.

Понятие коммуникации связано со стороной общения.

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в более поздние сроки, чем у нормально развивающегося ребенка. Данные выводы определяют цель работы: развитие коммуникативных способностей у детей с ОВЗ в зависимости от индивидуальных способностей каждого.

Какого же значение коммуникативных навыков для школьника?

Во-первых, оно влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски, испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, соответственно оценка будет ниже, а это повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение ненужности, непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

Давайте перечислим коммуникативные навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок:

  1. Приветствие.

Формулировка всем известна: «здравствуйте», «добрый день». Важно, чтобы ребенок с ОВЗ делал различия, кому можно бросить приятельский «привет», а с кем следует поздороваться «почтительно».

  1. Прощание.

Важно научить ребенка с нарушение интеллекта, что «пока» подходит для друзей и близких, а остальным – «до свидания».

  1. Обращение.
  2. Просьба о помощи, поддержке.
  3. Благодарность («спасибо»).
  4. Принятие благодарности («пожалуйста»).
  5. Извинение.
  6. Давайте познакомимся.
  7. Слушание.

Слушание – база для понимания (надо уметь слушать и слышать другого).

Проводятся игры:

Игра «Слева друг и справа друг»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый назовет нам свое имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища справа и слева».

Учитель начинает игру сам, называя свое имя, и предлагает ребятам продолжить представление по кругу. После того как все ребята назвали свои имена, ведущий дает следующую инструкцию:

«А теперь посмотрите на своих соседей, вспомните их имена, и мы продолжим игру. Сейчас я положу правую руку на плечо своего соседа (обнимает за плечи ребенка, стоящего справа) и скажу так: «Моего друга справа зовут... (называет имя), а моего друга слева (обнимает за плечи соседа слева) зовут...» Запомнили?

Игра продолжается по кругу. В конце игры группа детей стоит, обняв друг друга за плечи.

Игра «В школе и дома»

Используется для формирования у детей понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях.

Детям предлагается типичная ситуация, например: «Тебе попалась трудная задача, и тебе никак не удается ее решить. Как ты поступишь, если рядом с тобою мама? А если ты в классе и рядом одноклассники и учительница, как надо поступить?» Ситуации проигрываются детьми и обсуждаются. В процессе обсуждения особое внимание уделяется чувствам и переживаниям героев.

Можно составить вместе с ребёнком целый список вежливых вопросов, типа «скажите, пожалуйста, как пройти?» и «не подскажете ли Вы, сколько времени?»

Игра «Сотворение чуда»

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», - или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра учит эмпатии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.

Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает система внеклассных мероприятий: викторины, конкурсы, ролевые игры, проигрывание различных ситуаций, беседы-диалоги, подготовка к различным праздникам, выпуск стенгазет, часы общения, фольклорные праздники, дни рождения, прогулки, экскурсии, различные спортивные мероприятия. Все это в комплексе способствует развитию речевых навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению вести себя в различных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у детей. Ребята учатся высказывать свои мысли, работать в группах.

Приведу некоторые примеры из практики работы с учащимися.

Тема: «Мы живем среди людей».

Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.

Выполняем практические упражнения:

- Как можно приветствовать людей?
- Как обратиться с просьбой?
- Как обратиться за помощью в больнице?
- Как отказаться от сигареты?

Игра «Разумно просто».

Закончи фразу и объясни:

- Если кто-то из гостей нечаянно пролил чай на скатерть, то ..
- Подростку нельзя курить, т.к. это...
- Больного не утомляют долгим разговором, потому что...

Тема: «Если беда рядом...»

Постановка проблемы:

Диспетчер записал вызов «Пожар, пожар... не помню адрес... все горит, приезжайте скорее... Ой, беда, беда...» Дети должны назвать, что неправильно сделал вызывающий?

Запомнить вывод: Очень важно четко назвать свои координаты и сформулировать проблему, адрес, причину вызова.

Тема Автовокзал.

Учащимся предлагается «Инструкционная карта приобретения билета на автовокзале»

  1. Приехать на автовокзал.
  2. Внимательно рассмотри расписание движения автобусов дальнего следования.
  3. Найди № рейса до нужного пункта назначения.
  4. Выбери день и время отправления из г. Красновишерска.
  5. Назови кассиру: - Дату отъезда, - Номер рейса, - Конечный пункт прибытия, - Время и день отправления из г. Красновишерска, - Количество билетов (если есть детские, льготные)
  6. Рассчитайся за билет.
  7. Проверь сдачу.
  8. Проверь правильность: даты, время, рейса и пункта назначения.

А затем данную ситуацию необходимо проиграть, обсудить.

Правила поведения в транспорте.

Задание: Восстановите последовательность.

  • Если есть свободное место, сядь;
  • Разговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;
  • Не мешай входу и выходу пассажиров;
  • Выпусти людей из подошедшего транспортного средства;
  • Жди транспорт в установленных местах;
  • Не толкаясь, войди в салон транспорт;
  • Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к выходу;
  • Если кого-то нечаянно задел – извинись.
  • Оплати проезд;
  • Уступай место пожилым и маленьким детям;

Правильный ответ (самопроверка).

  • Жди транспорт в установленных местах;
  • Не мешай входу и выходу пассажиров;
  • Выпусти людей из подошедшего транспортного средства;
  • Не толкаясь, войди в салон транспорт;
  • Оплати проезд;
  • Если есть свободное место, сядь;
  • Разговаривай с попутчиками тихо, не мешая другим пассажирам;
  • Уступай место пожилым и маленьким детям;
  • Готовься к выходу заранее, вежливо попроси пропустить тебя к выходу;
  • Если кого-то нечаянно задел – извинись.

Среди детей с ОВЗ часто встречаются дети-задиры, склонные к ссорам, дракам. Они импульсивны, не способны к игровой деятельности, не умеющие ограничивать свои желания, бурно реагирующие на все запреты, упрямые, склонные к агрессивности. Они часто создают в коллективе конфликтные ситуации. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения гнева. Поэтому детей нужно учить способам выражения гнева приемлемым способом, вырабатывать у них навыки общения друг с другом. Поэтому мы часто играем в игры, которые:

  1. Учат справляться с гневом и другими отрицательными эмоциями.
  2. Показываю способы выражение гнева в приемлемой форме.
  3. Разовьют коммуникативные навыки и эмпатию.
  4. Выработают умение контролировать свое тело.

Таким образом, организация коммуникативно-речевой сферы в условиях коррекционной школы создает благоприятные возможности для развития речи и успешной социально-психологической адаптации детей с нарушением интеллекта в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей

Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей...

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья

Календарно-тематическое планирование по изобразительной деятельности 1 дополнительный класс для детей с ограниченными возможностями здоровьяв соответствии с: Федеральным государственным образовательны...

Использование проектной деятельности в познавательном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Описание опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по использованию проектной деятельности....

СТАТЬЯ «Роль театральной деятельности в формировании коммуникативных УУД младших школьников»

Дошкольное и начальное воспитание в условиях современной системы инновационного образования : сборник статей / составители: Т. Г. Анисимова, Е.А. Любимова – Саранск: МРИО, 2018. – 84с. Ста...

Опыт деятельности социально-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ школы №10 Калининского района Санкт-Петербурга

Работа социально-педагогической направленности в ГБОУ школе №10 Калининского района Санкт-Петербурга осуществляется в рамках реализации проекта «Служба здоровья»....

Конспект открытого внеклассного занятия с родителями и учащимися с ограниченными возможностями здоровья "Мы вместе!"

Целевой направленностью данного совместного занятия является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися путем оптимизации взаимодействия в системе "учитель - родители - учащи...