Развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья
статья
Методы и приёмы развития речи у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_s_ovz.docx | 206.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи
детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Воспитатель ГПД:
Заваль А.Ф.
В коррекционной педагогике проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных и важных. С детьми, имеющими проблемы в развитии, заниматься достаточно сложно. Дети имеют нарушения в двигательной, нервно-психической, интеллектуальной и эмоциональной сферах. У детей класса в котором я работаю, низкая познавательная активность, отсутствует интерес к знаниям. Недостаточностью развиты у детей такие процессы, как: восприятие, внимание, память, отставание в развитии речи, наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, дети испытывают трудности в общении со сверстниками взрослыми.
Образовательная программа, которая реализуется состоит из следующих тем:
- «Я познаю мир»;
- «Мир в котором я живу»;
- «Семья – моя главная поддержка и опора»;
- «Моё здоровье – это моё будущее»;
- «Я – Петербуржец».
Задачи, сформулированные в каждой из тем направлены на ознакомление с окружающим миром, на развитие речи детей.
Ребенку необходимо научиться ориентироваться в окружении, природе, предметах, созданных руками человека, окружающей действительности, собственной и общественной жизни.
В своей работе я использую электронно-образовательные ресурсы для подбора теоретического, практического и наглядных материалов: материалы для индивидуальных заданий, игры, наглядные пособия.
Из опыта работы, видно, что в разделе «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» важную роль играют методы и приемы взаимодействия с детьми, которые обеспечивают комплексный подход в обучении и развитии. Используя их, представления об окружающем мире и развитие речи у ребёнка формируется быстрее.
На занятия, которые я провожу с детьми, использую игровые и сказочные сюжеты. Ребенок, увлекается игрой и не замечает скрытой учебной задачи.
Часто использую различные формы "занятий с увлечением", в которые включены игры. Занятия становятся более интересным, привлекают внимание детей, дают результат.
Великолепно в практике организации и проведения занятий получили следующие формы, такие, как: занятие - беседа и занятие - наблюдение.
Беседы с детьми проводим о предметах быта, орудиях труда, о явления природы, различных профессиях, беседы на нравственно-этические темы, о безопасном поведении, дома[a], на улице и в общественных местах. Наблюдения за животными, транспортом, деятельностью персонала школы: учитель, уборщица, повар, врач, медсестра и др.
Большим интересом пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапия - это особая форма взаимодействия с ребенком, которая наиболее соответствует особенностям возраста детей.
С её помощью формируются нравственные ценности, осуществляется коррекция нежелательного поведения, формируются необходимые компетенции, которые способствуют социализации ребенка. Использование таких дидактических сказкотерапевтических игр способствует усваиванию детьми необходимых знаний и социальных навыков. Например: Колобок не стал слушать Бабушку и Дедушку и из-за этого непослушания его съела Лиса. Волк и семеро козлят: формируются и развиваются навыки безопасного поведения.
Выделяются наиболее эффективные и результативные формы организации работы детей в процессе комплексных занятий:
- Игры – соревнования
(Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее увидит, назовёт, найдёт, определит, заметит и т.д.)
- Театрализованные игры.
(Инсценировка фрагментов сказок, небольшие сценки, несут детям познавательную информацию, формируют социальные навыки. Например: едем в автобусе, метро, поезде)
- Сюжетно-ролевые игры.
(Педагог в сюжетно-ролевой игре, как равноправный партнёр, подсказывает сюжетную линию игры и этим решает задачи обучения): «Семья», «Доктор», «Магазин»….
- Игры-сомнения (поиск истины).
(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает). В ходе таких игру дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.
- Игры-путешествия.
Путешествуем, как в реальный мир с использованием приема эйдотехники – вхождения в картину, так и в сказочные миры (страна Математики, страна Букв и звуков и т. п.)
- Диалоги.
(Проводим по типу беседы, но тему выбираем актуальной и интересной). «Готовимся к 8 марта», «Мамы всякие нужны, Мамы всякие важны»
- Элементарный анализ (установление простейших причинно-следственных связей).
Солнце пригревает – снег тает. Сравнение предметов по форме, цвету, величине.
8.Конструирование. (Конструктор, кубики – строим по образцу)
Простейшее экспериментирование и опыты. (с водой, снегом, ветром)
- Совместное придумывание рассказов, сказок с использованием игрушек, картинок – опираемся на образец)
- Сюрпризные моменты.
- Различные элементы творчества и новизны.
Вывод:
При использовании в занятиях всего выше перечисленного - помогает привлечь к работе всех детей;
можно проверить любое задание;
в этом подходе есть огромный потенциал для развития речи учащихся;
занятия развивают умение работать самостоятельно;
в классе налаживаются отношения между детьми и воспитателем
ребята с удовольствием занимаются.
При знакомстве детей с окружающим миром необходим творческий эмоциональный подход воспитателя. Большое значение имеет воспитание у детей образного видения окружающего миpa. Мышление протекает и формируется на основе живых, образных представлений при непосредственном участии речи. Необходимо, чтобы ребенок, наблюдая за окружающим миром, учился устанавливать причинно-следственные связи, сравнивал качества и признаки предметов. Обучая детей наблюдать окружающую действительность, я учу их находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. В процессе этой работы пополняется и активизируется словарный запас детей, речевые навыки.
Также, во время организации и проведении занятий я стараюсь использовать:
- различные иллюстрации
- художественную литературу
- дидактические материалы
- игровые пособия
- технические средства обучения
- карточки с индивидуальными заданиями
- атрибуты для игровой деятельности
- различные декорации
- шумовые и ударные музыкальные инструменты
- спортивный инвентарь и т. д.
Важное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частое соприкосновение с природой в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность и наглядно-чувственный способ познания предметов ближнего окружения. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья особое значение придается развитию их жизненной компетенции. Большую роль имеют формы организации занятий.
Из этого следует, что необходимо познакомить школьников с явлениями живой природы, разнообразными видами растений, животных, при этом используя разные формы и методы работы с детьми.
Огромное значение имеют формы организации занятий. Это и комбинированные занятия, и экологические экскурсии, и уроки добра, и разные праздники, и дидактические игры.
С детьми с ОВЗ, при проведении ежедневных прогулок, наблюдений, бесед, экскурсий, особое внимание уделяется на воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Дети знакомятся со способами общения с окружающим миром, учатся наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости.
Включенность детей с ОВЗ в активное взаимодействие в учебном процессе с педагогом, детьми, улучшенная динамика в речевом развитии, формирование социальных навыков всё это можно считать результатом проведённой работы.
[a]А улице
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся начальной школы средствами здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного, здоровьеукрепляющих приёмов обучения и воспитания
Актуальноссть проблемы здоровьесбережения, виды здоровьесберегающих технологий, предупреждение утомляемости на уроках, приёмы и методы создания благоприятного климата, формирование ценностного отношен...
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, их учёт в индивидуальном развитии личности».
«Здоровье детей, здоровье сберегающие технологии, ...
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИЯ К УКРЕПЛЕНИЮ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Современная социальная и экономическая ситуация в стране, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабил...
Мероприятие окружного уровня "Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии".
"Оптимизация работы психолого-медико-педагогического консилиума Центра, как основы комплексного сопровождения развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и детей с проблемами в развитии"...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальн...
Конспект урока развития речи в 4 классе «Здоровье человека. Понятие о "здоровом образе жизни". Отличие больного человека от здорового. Режим дня школьника. Сон и его значение в жизни человека. Режим питания.»
Конспект урока предназначен для обучающихся 4 класса корреционных школ.Комбинированный урок....