Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
статья по теме
Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Акимкина И.Ю.
Васильчикова Г.Н.
г. Белгород
МБОУ – лицей №10
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Основная социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи прежде всего включает в себя семейную микросреду, образ жизни семьи в целом.
В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса возникающего с самого рождения особого ребенка, ведет к формированию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополнительных сложностей социокультурной адаптации ребенка.
Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Причины связаны:
- с психологическими особенностями больного ребенка;
- с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом;
- с физической нагрузкой;
- материальными затратами;
- отношением социума к больным детям и их семьям.
Включение детей в социум для родителей становится одной из первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходимость образования в школе не столько для получения знаний детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов. В своем выступлении Д.Медведев отметил, что «… новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [1].
В МБОУ – лицей №10 города Белгорода количество детей - инвалидов, обучающихся на первой ступени образования (1-4 класс) в разные годы варьируется от 4-х до 10 человек. Некоторые из них имеют выраженные нарушения здоровья и обучаются на дому. Однако, большинство детей с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в общеобразовательные классы и обучаются по общеобразовательной программе. Для оказания таким детям своевременной помощи в отношении их организовано психолого-педагогическое сопровождение. В лицее имеются для этого все необходимые кадровые условия. Свою деятельность осуществляют учителя – логопеды, педагоги – психологи, социальные педагоги, учителя, воспитатели групп продленного дня.
Благодаря Федеральной целевой программе «Доступная среда», лицей №10 оснащен специальным оборудованием: сенсорная комната, аппараты обратной биологической связи (лого-Бос и психо – Бос), которое позволяет оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.
Эффективность психолого-педагогического сопровождения прежде всего зависит от своевременной, систематической помощи и единого подхода работников лицея и родителей. Так как лицей №10 работает в режиме школы полного дня, специалисты сопровождения имеют возможность взаимодействовать с детьми и родителями большее количество времени. Задачи, которые стоят перед нашим лицеем в работе с семьей:
- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;
- содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;
- способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- создать условия для объединения родителей в сообщество, которое будет способствовать расширению социального пространства семей.
В нашем лицее традиционно используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- встречи, знакомства с родителями;
- анкетирование;
-индивидуальные и групповые консультации;
- школа молодых родителей;
- мастер-класс для родителей (обучение дыхательным, артикуляционным упражнениям, речевым играм);
- тематические папки с рекомендациями для родителей;
- информационные стенды;
-страничка логопеда для родителей на школьном интернет – сайте;
-школа будущего первоклассника;
-родительские собрания;
- занятия – практикумы, тренинги;
-совместные праздники детей и родителей: «Праздник чистой речи», «Прощание с Азбукой» и другие.
Данные формы педагогического сопровождения родителей позволяют давать необходимые знания и практическую помощь семьям, имеющим детей с речевыми нарушениями, что даёт положительные результаты в коррекционной работе, создаёт атмосферу доверия, поддержки и взаимопонимания между детьми, родителями и педагогами. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою роль в развитии и воспитании ребенка, нуждающегося в коррекционном психолого-педагогическом воздействии наравне с педагогами.
Многие дети с ограниченными возможностями здоровья имеют речевые нарушения. В режиме группы продленного дня с детьми осуществляется совместная работа учителя – логопеда и воспитателя в отношении преодоления дисграфии и дислексии. Только через совместные усилия учителя – логопеда, воспитателя ГПД и родителей можно добиться положительной динамики в преодолении речевых нарушений.
По данным исследования, проведённого Психолого-педагогическим центром «Здоровье» г. Санкт – Петербурга несомненные предпосылки того или иного вида дисграфии имеют 55,5% детей-дошкольников уже в подготовительных группах.
К сожалению, часто профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи проводится не со всеми нуждающимися дошкольниками, либо не проводится своевременно. Такие дети, начиная обучаться в школе, закономерно сталкиваются с трудностями при чтении и письме. Неудачи постепенно формируют низкий уровень мотивации к учебной деятельности, самооценки, появляются сложности в общении со сверстниками.
В нашем учреждении за последние четыре года также наблюдается увеличение количества детей, поступающих в первый класс с речевыми нарушениями, о чём свидетельствует представленная таблица.
Учебный год | Кол-во обследованных детей | Кол-во зачисленных в логопедические группы | % | Кол-во первоклассников с речевыми нарушениями | % |
2009-2010 | 503 | 59 | 12% | 27 | 4% |
2010-2011 | 513 | 62 | 12% | 33 | 5% |
2011-2012 | 500 | 60 | 12% | 36 | 6% |
2012-2013 | 500 | 61 | 12% | 37 | 7,5% |
В заключение хотелось подчеркнуть, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками. Инклюзивное образование не только повышает в обществе статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства. Благодаря совместной работе всех участников коррекционно-образовательного процесса (учителя-логопеда, педагога- психолога, социолога, учителей начальных классов, воспитателей ГПД и родителей) возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, овладеть программным материалом, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, освоить основные способы социального взаимодействия.
Именно в условиях партнерских отношений между участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1.Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. №1. – C. 51-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество
Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.»
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесс...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
«Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья».
В последние годы все большее значение в системе образования России занимают вопросы инклюзивного образования. Распространение процесса инклюзивного обучения не только отражает тенденции современ...