Образовательно - развивающая программа "Волшебный мир растений2
методическая разработка (1 класс)

Левина Наталья Юрьевна

Возможно применение в 1 классе в рамках курса внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир растений»

Уровень реализации программы: 

начальное образование

                                                    Срок реализации: 1 год

                                               

2012 год

Информационная карта

образовательно - развивающей программы

«Волшебный мир растений»

Полное название программы

Образовательно – развивающая программа

 «Волшебный мир растений»

Форма проведения

Групповые, теоретические и практические занятия

Цель программы

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира

Тип программы

адаптированная

Уровень реализации

Начальное образование

Уровень применения

Эколого - педагогическая  направленность

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, творческий, алгоритмический

 

Срок проведения

1 год

Содержание

1. Пояснительная записка:

  • обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс  ……………………………………………………………………………..
  • актуальность ………………………………………………..……….………
  • цель, задачи образовательной программы ……………….….…….………
  • отличительные особенности программы ………………………………….
  • методы и формы  работы …………………………………………..…….…
  • прогнозируемый результат …………………………………………………

2.  Методическое обеспечение:

  • формы занятий по каждой теме ……………….…………….………..
  • дидактический материал……………………………………………………
  • техническое оснащение занятий……………………………………………

3. Учебно-тематический план

4. Используемая литература …………………………………………………..

Пояснительная  записка

Актуальность: 

Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о растительном  мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! На полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Даже большие обитатели Земли, например вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух — это всё природа. Человек — её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким — красивым, добрым, умным — должно быть его поведение в природе. Однако, многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили любить и беречь природу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. А также программа направлена на формирование основ экологической ответственности, формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом.

Цель программы:

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, последовательного формирования у учащихся целостной картины окружающего мира.

Задачи программы:

  • расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным  предметам  естественнонаучного цикла;
  • последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной  работы с ней.

Отличительные особенности программы:

Факультативный курс «Волшебный мир растений» является составной частью системы начального естественно-научного и экологического образования. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн царства растений. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, в содержание курса включены интересные факты из жизни растений.

 Готовясь к занятиям, дети обязательно должны пользоваться справочной, энциклопедической, художественной литературой. Это детские энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир», «Все обо всем», книги о природе, растениях, обо всем, что нас окружает. Учитель может давать задание заранее подготовить материал по той или иной теме, используя опережающий метод обучения.

 Участники образовательной программы:    учащиеся 2-ых классов школы.

   

Сроки реализации образовательной программы:  один год.

 Программа рассчитана на 34 занятия по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

   Предполагаемые результаты:  

В целом преподавание курса «Волшебный мир растений» позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, создаст более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок фантазирования;
  • урок – соревнование;
  • урок открытых мыслей;
  • урок – турнир;
  • урок – диспут;
  • урок – эврика;
  • урок – зачет;
  • урок творчества;
  • урок – спектакль;
  • урок – конкурс;
  • урок – конференция;
  • урок – сказка;
  • урок взаимного обучения;
  • урок – КВН;
  • урок – путешествие;
  • аукцион знаний;
  • волшебный конверт;
  • урок – исследование;
  • экскурсия в музей;
  • урок – экспедиция;
  • урок – поиск;
  • урок взаимообучения;
  • интегрированный урок;
  • урок – поход;
  • урок самостоятельного поиска знаний;
  • урок – биография;
  • урок – рассказ;
  • урок художественного чтения;
  • урок – игра;
  • стихотворно-музыкальный урок;
  • деловые, ролевые, ситуационные игры и т. д.

                     Дидактический материал

  • Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам
  • наглядные пособия
  • подборка информационной и справочной литературы
  • набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

Цифровые образовательные ресурсы

  • ЭУП «Природа, человек, общество»
  • ДК Multimedia «Большая детская энциклопедия»
  • ЭУП «Основы естествознания»
  • БЭНП «Энциклопедия классической музыки»
  • БЭНП «Шедевры русской живописи»
  • ЭУП «Современные чудеса света»
  • БЭНП «Серия «хочу всё знать»

* Тайны морей и океанов

* Приключения в мире растений

  • Авторские презентации

Техническое оснащение занятий

На занятиях используется следующие материалы:

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

-цветная и белая бумаги.

Оборудование:

-столы;

-стулья;

--компьютер;

-учебная доска.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема  занятия

Примерное содержание  занятия

Из истории растений

1.

Картофель.

Рубрики

  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»

 (пословицы, поговорки,  фразеологизмы)

  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»

2.

Лук.

3.

Капуста.

4.

Морковь.

5.

Свекла.

6.

Горох.

7.

Томат и болгарский перец.

8.

Апельсин и лимон.

Работа над проектом «Растение, о котором я хочу рассказать»

Травянистые растения

9.

Первые цветы весны.

Рубрики

  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»

 (пословицы, поговорки,  фразеологизмы)

  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»

10.

Солнечный цветок.

11.

О ромашке

12.

Золотой луг.

13.

Васильки

14.

Колокольчик

15.

Заячьи ушки.

16.

Сахарный тростник

17.

Кувшинки.

18.

Вороний глаз.

19.

Удивительные растения.

Хоровод цветов.

Работа над проектом «Мой любимый цветок»

Кустарники и кустарнички

20.

Черника.

Рубрики

  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»
  •  «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»
  • «Творческая мастерская»

21.

Шиповник

22.

Боярышник.

23.

Чайный куст.

Работа над проектом «Полезный кустарник»

Деревья

24.

Тайны русской берёзки.

Рубрики

  • «Это интересно»
  • «Звуки живой природы»
  • «Сказал, как отрезал»

 (пословицы, поговорки,  фразеологизмы)

  • «Рифмоплёт»
  • «В гостях у сказочных героев»

25.

В сентябре у рябины именины.

26.

Липа.

27.

Чудо – тополь.

28.

С кем дружит дуб?

29.

О лиственнице.

30.

Сосна.

31.

Шоколадное дерево – чудо или  правда?

32.

Тропики Африки

33.

Диковинные деревья

Работа над проектом  «Волшебное дерево»

34.

Ядовитые растения.

                 

Литература

  1. Ф. Брукс, Ф. Чандлер и др.  «Новая детская энциклопедия» - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.
  2. Ю.Гурин «Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
  3. Т.Н. Максимова «Олимпиадные задания: 3- 4 классы. - М.: ВАКО, 2009
  4. Е.Минский «От игры к знаниям» М, 1982
  5. И.Г Сухин «Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная развивающая программа внеурочной деятельности.

Материал можно использовать в качестве методического пособия для разработки  образовательной программы внеурочной деятельности или программы дополнительного образования учащихся начальной ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Друзья мудрой Совы» для внеурочной деятельности

Образовательно-развивающая программа "Друзья мудрой Совы" разработана на 4 года обучения в начальной школе для внеурочной деятельности....

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Дополнительная образовательная развивающая программа социально-педагогической направленности «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет»

Дополнительная общеразвивающая программа «Развиваемся, играя» для детей 7-8 лет» создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышл...

«Обеспечение образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога»

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: «Обеспечение образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога»....

«Обеспечение образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога»

Выступление на методическом форуме ОУ по теме: «Обеспечение образовательной, развивающей и воспитательной среды – основная задача педагога»...