Образовательная развивающая среда – одна из составляющих качества системы образования
статья ( класс) на тему

Конопельцева Ирина Петровна

Статья о роли образовательной среды в учебном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная развивающая среда – одна из составляющих качества системы образования

         Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей.   Отсюда следует первостепенная задача - повышение профессиональной компетентности учителей. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»,  ФГОС второго поколения определяют  новые требования к современному учителю.  В Национальной  образовательной стратегии «Наша новая школа» определены базовые параметры модернизации современной школы:

  • Новая школа требует и новых учителей.
  • Учителей, готовых и умеющих организовать такую развивающую среду,  в которой любой ребенок получит возможность овладеть новыми способами деятельности.
  • Такая развивающая среда позволит формировать и развивать именно те компетенции, которые обозначены базовыми  в ФГОС.

        По итогам анализа работы школьного методического объединения учителей начальных классов за прошлый 2014-2015 учебный год, я пришла к выводу, что для организации образовательной развивающей среды нужно интегрировать урочную и внеурочною деятельность, гармонично дополняющую друг друга. С этой целью был составлен план мероприятий, направлен на развитие всех ключевых компетенций.

Ценностно-смысловые компетенции – выставка рисунков «Я + друг», спортивно-игровая программа «В дружбе наша сила», открытый классный час «поговорим о дружбе», праздничный концерт «Любимая мамочка», тематический классный час «Согласие да лад – для общего дела клад»,  урок мужества «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой!», посвященный Дню Неизвестного солдата

Общекультурные компетенции -  выставка рисунков «Братья наши меньшие», посвященная Всемирному дню животных;  конкурсы чтецов  и поэтические чтения, посвященные 120-летию со дня рождения С.А.Есенина, 195-летию со дня рождения А.А.Фета;  участие во Всероссийском конкурсе «Откроем страницы книг» (участники – 9 человек);  Всероссийский конкурс «Мои таланты» - Свит А. 2 место в номинации «литературное творчество», Яковлев И.  1 место в номинации «рисунок»; Всероссийский конкурс детского творчества «Викторенок»  - Яковлева Д. – 2 место в номинации «юный фотолюбитель»

Учебно-познавательные компетенции –  выставка рисунков  «Зимующие птицы»; школьные предметные олимпиады по русскому языку (участники –  25 чел.), литературному чтению (участники  - 23 чел.), математике (участники – 19 чел.);  Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» (частники – 20 чел.); Всероссийская олимпиада «Гелиантус» (участники – 16 чел.); игра-путешествие «Математическая карусель»; Всероссийский конкурс «Рассударики» - Ложкина Е. – лауреат в номинации «детские исследовательские работы»

Информационные компетенции - Всероссийский конкурс «Дети читают стихи», посвященный году литературы (участники – Осинцева В., Павлова М., Шорохова М.); Всероссийская «Олимпиада плюс» (участники – 24 чел.)

Коммуникативные компетенции - Всероссийский ежегодный литературный конкурс "Зимние краски" (участники – Буторина В., Плохотниченко А.), выступление студии «Теневой театр» со сказками С.Я.Маршака «Умный мышонок», и Сутеева «Мешок яблок»

Социально-трудовые компетенции – акция «Пусть осень будет золотой», Всероссийская акция «День финансовой грамотности», Всероссийская акция  «Самый Большой Урок в Мире»,  информационно-познавательная правовая игра «Правила для всех»

Компетенции личностного самосовершенствования – информационно-познавательная игра «Юные пожарные», игра «Путешествие в страну Светофорию», Всероссийский конкурс рисунков по ПДД «Робокар Полли»

(Участники – 9  чел.), Общероссийская акция «Урок безопасности для детей и родителей»

        Результаты участия учащихся в мероприятиях различного уровня отражаются мною в личных портфолио учащихся.
С помощью портфолио я стараюсь планировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты своих учащихся. Кроме  этого портфолио показывает индивидуальные особенности учащихся:  одни проявляются себя в спортивных мероприятиях, другие в творческих, третьи – в интеллектуальных. Уделяю важную роль работе с портфолио
, так как предполагается, что по новым ФГОСам «портфель достижения ученика»  станет одной из основных составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы  наряду с результатами итоговой аттестации.

        Создание развивающей образовательной среды для учащихся, как одной из оставляющих качества образования, предъявляет особые требования и к учителю.  И здесь утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение.  Ведь без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии педагога, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма этого достичь невозможно. В решении этой задачи большую роль играют педагогические конкурсы.  Для меня составляющие мотивации участия в педагогических конкурсах следующие:

  • соответствие современным требованиям
  • желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие);
  • интерес к делу
  • конкуренция среди педагогов
  • формирование культуры пользователя Интернета 
  • общественное мнение (независимая оценка результатов работы учителя) и работа в сетевых профессиональных сообществах
  • повышение престижа образовательного учреждения (поддержания конкуренции ОУ и увеличения числа обучающихся).

      Однако формирование компетентности в сфере трансляции собственного опыта у многих учителей вызывает затруднения. Среди трудностей учителя называют нехватку времени (как на подготовку конкурсной работы, так и на оплату в конкурсе), а также часто отсутствие стимула со стороны администрации.

        Как эти проблемы решаю я?

         Во-первых, не готовлю «специальные « конкурсные материалы, а участвую в конкурсах с теми мероприятиями, которые уже реально были проведены. Понимая это, тщательно сразу хорошо продумываю и качественно составляю сценарии или конспекты. Знаю условия конкурсов: соответствие цели, насыщенность, логичность, уникальность (авторство – проверяю на начальном этапе).

        Во-вторых, создала яндекс-кошелек, что позволяет мне оплачивать конкурсы не вставая с дивана.

       В-третьих, то, как оценивают коллеги моё участие в конкурсах и участие в конкурсах моих учеников, меня не всегда устраивает. Именно поэтому сегодня я решила выступить с данной темой, чтобы привлечь вас, коллеги, к участию в конкурсах. Согласитесь, оценивать то, что сами не делали, не всегда получается объективно.

       Тем более, что конкурсы не только дают возможность учителю стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным обществом его педагогической деятельности, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, повысить свой профессиональный уровень,  но позволяют создать развивающую образовательную среду, которая является одной составляющей качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ...

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Учебно-развивающая среда, как средство системной реализации федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования...

«Развитие мотивации, как одно из условий качества воспитательно-образовательного процесса в системе дополнительного образования».

Мотивация- процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации....

Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования

Из опыта работы "Новые образовательные технологии, как одно из условий повышения мотивации и качества образования"...

«Информационно- образовательная среда как важнейший компонент новой системы образования»

Модернизация российского образования ставит перед собой цель - создание условий для повышения качества образовательных услуг, достижения новых образовательных результатов, адекватных требованиям совре...

Презентация "Здоровьесберегающая образовательная среда как условие повышения качества образования обучающихся"

laquo; Интерес к учению есть там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха»   Нестандартный урок- это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структу...

Цифровая лаборатория окружающей среды как средство повышения качества экологического образования дошкольников и младших школьников

Исследуется эффективность  использования цифровых ресурсов в экологическом образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста на примере применения в исследовании окружающей среды ...