Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (3 класс)

Замарацкая Людмила Владимировна

Адаптированная образовательная программа для обучающихся  (вариант 7.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АОП (вариант 7.2)98.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «…»

                                              

«Рассмотрено»

на заседании ППк

Протокол № _______________

«____»___________________    г.

Председатель ППк ________

«Согласовано»

Родитель обучающегося

МБОУ ….

__________________________

__________________________

«____»____________________ г.

«Утверждаю»

Директор   ________________

Приказ № 1

от «_31» августа 2022 г.

                                             

Адаптированная образовательная программа

обучающегося 3 «..» класса

Ф.И.О.

Срок реализации программы – 2022 - 2023  учебный год.

Ответственный за реализацию программы – Ф.И.О.

Составители:

Классный руководитель:

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Социальный педагог

Учителя предметники:

                                                                                                                                                                 

                                                

                                           

г. Красноярск

Пояснительная записка АОП

Адаптированная  образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ;

  1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении  и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

  1. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  Приказ  Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598.

  1. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Приказ  Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599; ((Для умственно отсталых)

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

6.  Адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования МБОУ …….обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7,2.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося.

1. Общие сведения об обучающемся.

  • Ф.И.О.: _____________________________
  • Возраст: ____________________________
  • Дата рождения: ______________________
  • Год поступления в школу: _____________

  • Заключение ТПМПК: Медицинский диагноз:  Имеет особенности в физическом и психическом развитии.

Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

        Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

  • Решение ТПМПК  от 14.10.2021г, регистрационный номер протокола  № … - очное обучение  в образовательной  организации, реализующей АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.) Вид образовательной программы – АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития  (вариант 7.2.)

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи:

  • Индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы;
  • Использование специальных (дефектологических) методов и приёмов обучения;
  • Использование специальных (логопедических) методов и приёмов с целью коррекции речевых нарушений;
  • Использование дополнительного повторения и закрепления материала в случае затруднения его усвоения обучающимся.

Специальные условия для получения образования:

- учет темпа работы обучающегося, перерывы в учебном процессе по мере утомления, пресыщения деятельностью;

- введение алгоритмизации деятельности, которая может быть представлена в инструкциях, памятках, схемах-опорах, таблицах - опорах и пр.

- предоставление дополнительного времени для выполнения письменных заданий.

Программа рекомендованной коррекционно-развивающей работы.

  • Занятия с логопедом:

- постановка, автоматизация, дифференциация дефектных звуков;

- развитие фонематической стороны речи, работа с оппозиционными звуками;

- работа со словами сложного слогового состава;

- развитие звуко-буквенного анализа и синтеза;

- развитие лексико-грамматической стороны и связной речи;

- совершенствование и понимания сложных грамматических и синтаксических конструкций;

- включение заданий на минимизацию дисграфических проявлений на письме;

- совершенствование навыков чтения, работа над пониманием смысла прочитанного, пересказом.

  • Занятия с психологом:

 - развитие аналитико – синтетической деятельности, внимания, памяти, мыслительных операций;

 - развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.

  • Занятия с дефектологом:

- формирование стремления добиться результата деятельности, доводить начатое до конца;

- расширение запаса знаний об окружающей действительности;

- развитие учебно-организационных умений и навыков;

- развитие графо-моторных навыков;

- развитие когнитивной сферы;

- помощь в преодолении пробелов при освоении программного материала по учебным предметам.

  • Занятия с социальным педагогом:

- сопровождение в процессе освоения образовательной программы;

- помощь в определении направлений деятельности для самовыражения, самореализации в школе.

2. Особенности индивидуального развития.

  • Особенности здоровья (диагноз заболевания):
  • Слабый уровень развития мелкой моторики;
  • Мимика подвижная;
  • Вербализация скупая.

3. Особенности психологического развития

Особенности развития познавательных процессов.

Особенности восприятия.

  • Процессы восприятия протекают замедленно.
  • Меры времени, пространства, величины, формы  не знает.
  • Целостный предмет воспринимает, но иногда затрудняется в узнавании его отдельных частей. Представления лишены полноты.
  • Отмечаются недостатки представлений, ограниченность воображения.

Внимание

  • повышенная отвлекаемость,  не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи,
  • объем внимания не соответствует возрастным нормам.                                                                                                                    

Память

  • Лучше запоминает сказки,  но рассказывает их с трудом.
  • Объем памяти снижен, быстро забывает, необходимы многократные повторения.
  • Преобладает механическая память.
  • Преобладающий тип памяти - моторно-слуховая.

Мышление

  • Уровень развития вербально-логических форм мышления ниже  возрастной нормы.
  • Трудность в установлении причинно-следственных связей, при сравнении, обобщении.

Особенности эмоционально-волевой  сферы.

  • Преобладающее настроение – спокойное, уравновешенное.
  • Эмоциональные реакции выразительные;
  • Поведение  - соблюдает  правила поведения в обществе.
  • Взаимоотношения с одноклассниками  ровные, доброжелательные.
  • Коммуникативные умения не сформированы: не может в паре, группе определить общие цели работы, наметить способы их достижения, распределить роли в совместной деятельности.
  • Взаимоотношения со взрослыми -  признает авторитет взрослого, относится с уважением.

Особенности мотивационной сферы

  • Низкий уровень учебной активности.
  • Для организации образовательной деятельности необходима поддержка и сопровождение педагога.
  • Принимает помощь от педагога.
  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым. Любит ситуации «успеха».

4. Особенности речевого развития.

Состояния фонематического восприятия.

  • фонематический слух нарушен, слоги воспроизводятся в замедленном темпе; 
  • неточная дифференциация в произношении оппозиционных фонем (сонорных) в словах;
  • нарушение в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операции мышления (анализ и синтез).

Состояние артикуляционной моторики.

  • темп выполнения: замедленный;
  • переключаемость: переключаемость затруднена;
  • точность выполнения: неправильное выполнение некоторых движений языка и губ с точным соответствием всех характеристик предъявленному.

Состояние звукопроизношения: в норме, все звуки в речи автоматизированы.

Уровень сформированности звуко - слоговой структуры слова

  • слоговая структура в норме;
  • слова повторяет после первого воспроизведения нечетко в темпе, ниже предъявленного.

Состояние навыков языкового анализа и синтеза.

Определение количества слов в предложении.

  •  правильный ответ  с первой  попытки  в первом задании.

Определение количества слогов в слове.

  • правильный ответ  со второй  попытки  в первом задании.

Определение количества звуков в слове.

  • правильный ответ  со второй  попытки  в первом задании.

Определение места звука в слове.

  • правильный ответ со второй попытки  в первом задании.

Уровень развития грамматического строя речи.

Состояние функции словоизменения

  • неправильно согласовывает имена существительные с притяжательными местоимениями в роде и числе;
  • неправильно называет большинство форм в родительном падеже (окно-окнов, звезда-звездов), выполнение задания со стимулирующей помощью педагога.

Состояние функции словообразования

  • испытывает сложности в образовании притяжательных прилагательных, имен существительных ж. и м. р., обозначающих профессии.

Уровень развития связной речи.

Составление рассказа из серии картинок. Описательный рассказ.

  • Не соответствует возрастной норме;
  • картинки раскладывает самостоятельно, верно, рассказывает медленно, логическую и смысловую цепочку прослеживает.
  • Использует нераспространенные предложения.

Пересказ прослушанного текста.

  • пересказ неполный, имеются незначительные сокращения, включение посторонней информации.

Состояние словаря и навыков словообразования.

Словарный запас

  • в пределах обихода.

Объем

  • объем пассивного словаря больше активного словаря.
  • замена и смешение слов по близости лексического значения.

Состояние письменной речи.

  • списывание с рукописного текста справляется.
  • списывание с печатного текста справляется, но допускает  ошибки слитное написание слов, замены букв по принципу акустического сходства;
  • слуховой диктант не справляется с заданием, допускает смешения букв по принципу акустического  сходства, слитное написание слов.

Состояние процесса чтения.

Характер чтения 

  • недочитывает слова, додумывает окончания;

Способ чтения 

  • слог + слово;

Постановка ударения 

  • правильная;

Выразительность речи при чтении 

  • монотонное чтение;

Понимание прочитанного 

  • передает только смысл прочитанного.

5. Особенности учебной деятельности

При обучении во 2 классе (2 год обучения) испытывала затруднения:

Математика: Счетные навыки не сформированы, не знает состав чисел первого десятка. Не понимает зависимость между компонентами и результатами действия. Не может сравнивать числовые выражения и единицы измерения величин между собой, отсутствуют знания о соотношении между ними. Не умеет устанавливать логические связи при решении простых, типовых задач. Знание геометрического материала на низком уровне. Проблемы в оформлении работы в тетради. Самостоятельная деятельность на уроке отсутствует. Проверочные работы самостоятельно выполнять не может.                                                                                                                                      

Характер трудностей при решении примеров, задач, геометрических построений.

Чтение: Не всегда сразу понимает прочитанное, чтение по слогам, допускает ошибки на пропуск, замену, искажение. Особые трудности испытывает в передаче содержания услышанного, увиденного, пережитого.  Стихи наизусть  учит с большим трудом, быстро забывает.                                                                                                                              Характерные ошибки:  Словарный запас очень беден, нарушен грамматический строй речи, поэтому на уроках не может дать развернутый грамотный ответ. Техника чтения не соответствует норме.                                                                                                                    Русский язык: Допускает ошибки на основе недоразвития фонематического восприятия, языкового анализа, оптические (пропуск гласных и согласных букв, слогов; неправильное соединение, не всегда отмечает границы предложения); орфографические. Не может запомнить графическое написание отдельных букв.                                                                                                                                       Не понимает обобщенный характер правила, затрудняется  применять его на практике. ИЗО, Технология: Любит рисовать, лепить из пластилина, но делает это не всегда аккуратно.                                                                                                                                           У ребёнка снижена мотивация учебной деятельности. Недостаточно сформированы учебные навыки, поэтому отмечается низкая успеваемость по всем предметам. Учебный  материал  девочка не запоминает, внимание  рассеянное, работоспособность  низкая, мышление  наглядно-действенное. Словарный запас  не  соответствует  возрастной норме.  Речь неразборчивая.  (Имя)  фронтально с классом не  работает. При выполнении учебных заданий  необходима организационная помощь  в виде наводящих вопросов, подсказок, наглядного материала. Наблюдается повышенная утомляемость, что влияет на снижение концентрации внимания к концу учебных занятий. Низкий уровень познавательной активности и самостоятельной учебной деятельности. В выполнении домашнего задания требуется помощь со стороны родителей. Навыки самообслуживания  развиты, учебные вещи всегда в порядке, готовится к уроку самостоятельно без напоминаний учителя.

Программный материал 2 класса общеобразовательной школы усваивает слабо.

1.2 Цель и задачи АОП

Цель: создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с  задержкой психического развития (вариант 7.2.)

Задачи:

  1. обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с задержкой психического развития (вариант 7.2.), оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  2. воспитание познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций;
  3. развитие речи, обогащения и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи, составлению сюжетных и описательных рассказов;
  4. коррекции индивидуальных недостатков развития детей, отклонений в их психическом, речевом развитии и интеллектуальном развитии;
  5. восполнение пробелов предшествующего развития, расширения кругозора детей, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка;
  6. сохранение и укрепление соматического и психического здоровья детей, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
  7. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа определяющих пути и способы достижения с задержкой психического развития (вариант 7.2.) обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

1.3 Учебно - методическое  и программное обеспечение.

Адаптированная образовательная программа реализуется на основе УМК для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), Москва, «Просвещение». Календарно-тематическое планирование по всем предметам представлено в Приложении 1. Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на дидактический материал,  соответствующий психическим и умственным возможностям ребенка: способы предъявления материала должны быть дифференцированы.  В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены деятельностный и личностно - ориентированный  подходы.

2. Содержание программы.

Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник УМК «Школа России», В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого; г. Москва  «Просвещение» 2013 г. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) – в 2-х ч.

Рабочая программа по математике ориентирована на учебник - УМК «Школа России», М.И.Моро;  Москва «Просвещение, 2013 г. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) – в 2-х ч.

Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учебник »  УМК «Школа России», программа по литературному чтению Л.Ф. Климановой; Москва «Просвещение», 2013 г.  Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) – в 2-х ч.

Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учебник УМК «Школа России», «Окружающий мир»  А.А. Плешакова; Москва «Просвещение», 2013 г.  Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) – в 2-х ч.

2.1 Образовательный блок.                

В результате реализации адаптированной образовательной программы у обучающегося с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2)  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая  социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

-установка на поддержание здоровьесбережения;

     - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

2.2 Коррекционный блок

Сопровождение узких специалистов

Специалист

График

Учитель - предметник

Вторник  13.10 – 13.40

Учитель-логопед

Среда 12.45 – 13.05

Педагог-психолог

Вторник 12.45 – 13.05

Среда 13.10 – 13.30

Дефектолог

Понедельник 13.10 – 13.20 (групповое)

План работы коррекционно-развивающего курса учителя-логопеда                                                      с (Ф.И.) обучающейся 3-го класса по АОП для обучающихся с задержкой психического развития    (вариант 7.2)

Направления работы

Цель курса - коррекция недостатков устной речи и письменной речи, формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности учащегося.

Логопедическая работа по данной программе направлена на решение следующих задач:

1. Автоматизация, дифференциация дефектных звуков.

2. Развитие фонематической стороны речи, работа с оппозиционными звуками.

  1. На фонетическом уровне;
  2. На лексико - грамматическом уровне;
  3. На синтаксическом уровне.

Форма организации занятий – индивидуальная. Работа коррекционно-развивающих занятий рассчитана для 3 класса на 34 часа (1 занятие в неделю). Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность каждого занятия в рамках программы составляет: индивидуального – 20 мин.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.

Календарно–тематическое планирование для учащегося 3 класса составлено в соответствии с рабочей программой коррекционного курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся с ЗПР 1-4 классов.

Календарно-тематическое планирование курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

с учащимися 3-х классов с ЗПР

Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема занятия

Примечания

Диагностический этап (с 1 по 15 сентября)

1

1

Диагностика устной и письменной речи.

2

1

Выявление недостатков в формировании устной и письменной речи

Тема I: Предложение

3

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

4

1

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Тема II: Звуки и буквы

5

1

Звуки и буквы. Алфавит.

Тема III: Гласные и согласные

6

1

Гласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

7

1

Уточнение гласного а.

Уточнение гласного о.

8

1

Уточнение гласного у.

Уточнение гласного ы.

9

1

Уточнение гласного и.

Тема IV: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение.

10

1

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

1

11

1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

12

1

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

Тема V: Согласные.

Дифференциация твердых и мягких согласных

13

1

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е- я» и т.д.

14

1

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

15

1

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

16

1

Дифференциация гласных «о - у».

Дифференциация гласных «ё-ю».

17

1

Дифференциация гласных второго ряда.

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

18

1

Разделительный мягкий знак.

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

19

1

Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.

Тема VI: Согласные.

Различение звонких - глухих согласных звуков

20

1

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

21

1

Звуки [в], [в׳], буква «В».

Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

22

1

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

Звуки [к], [к׳], буква «К».

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

23

1

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

24

1

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

25

1

Звук [ж], буква «Ж».

Звук [ш], буква «Ш».

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

26

1

Звуки [з], [з׳], буква «З».

Звуки [с], [с׳], буква «С».

Различение звонких и глухих  [З] - [С] в устной и письменной речи.

Тема VII: Согласные.

Различение шипящих – свистящих звуков

27

1

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

28

1

Различение  [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

29

1

Звук [щ], буква «Щ».

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

30

1

Звук [ч], буква Ч.

Звук [ц], буква Ц.

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.

Тема VIII: Согласные.

Различение аффрикат

31

1

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

Тема V: Согласные. Различение соноров

32

1

Звуки [р], [р׳], буква «Р».

Звуки [л], [л׳], буква «Л».

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме..

Тема VII. Итоговая проверочная работа

33

1

Итоговый диктант.

34

1

Мониторинг устной и письменной речи

Индивидуальная диагностика

Коррекционно-развивающая программа учителя-психолога.

План работы психологического коррекционно-развивающего курса педагога-психолога с (Ф.И.О.), ученицей 3 «…» класса (вариант 7.2)

Педагог-психолог:  _________

Пояснительная записка

Результаты психологического обследования: Контакт с Имя устанавливается легко, дополнительных усилий не требуется. Интерес к предложенным заданиям и внешние эмоциональные проявления не выражен. Темп деятельности умеренный. Вербализация активная, понятная. Инструкции понимает не сразу, некоторые требуют упрощенной формулировки. Уровень общей осведомленности достаточный.  Пространственные ориентации имеют уровень развития - средний.  Уровень развития вербально-логических форм мышления в пределах нижней границы нормы. Память была исследована по методике А. А. Лурия «10 слов». Объем кратковременного и долговременного механического слухоречевого запоминания несколько снижен (5-8-7-8/8).

Анализ проективных методик свидетельствует о потребности в общении, а также о повышенной тревожности.

Цель коррекционного курса – создание психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающегося, развитие у него познавательных процессов, навыков самоконтроля и саморегуляции, формирование положительного отношения к школе.

Задачи коррекционной работы:

  1. Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, пространственных ориентаций, а также развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций: анализ, синтез);
  2. Формирование положительного отношения к школе;
  3. Создание благоприятного психологического климата на индивидуальных занятиях;
  4. Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
  5. Определение динамики развития обучающегося;
  6. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

Форма работы по реализации программы – индивидуальная

Условия реализации программы - содержание программы предполагается реализовывать в объеме 68 занятия за 1 год обучения (2 занятие в неделю). Каждая встреча рассчитана на 20 минут

Расписание ВТ 12:45 – 13:05; СР 13:10-13:30

Планируемые результаты:

  1. Развитие познавательной деятельности ребенка:

- повышение уровня общей осведомленности, увеличение словарного запаса;

- развитие характеристик внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);

- увеличение объема памяти и скорости запоминания;

- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, выделение существенных признаков и закономерностей);

- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (планировать действия, определять и сохранять способ действия, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности);

- развитие восприятия, пространственных представлений, сенсомоторной координации.

  1. Развитие эмоционально-личностной сферы учащегося:

- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

- формирование интереса к познавательной деятельности;

- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки.

Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога.

Индивидуальный план коррекционной работы учителя – дефектолога с (Имя), ученицей 3 «…» класса  по АООП, задержка психического развития                    (вариант 7.2)

Учитель- дефектолог : __________

Результаты дефектологического обследования: Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния.  Уровень познавательной деятельности снижен. Уровень обучаемости снижен.  Не способна к длительному сосредоточению и концентрации на работе. Общий запас представлений и знаний ниже возрастной нормы. К помощи очень восприимчива, необходим поэтапный контроль взрослого. Снижено продуктивное запоминание. Недостаточная сформированность учебных навыков. Собственная учебная мотивация снижена. Ресурсы ребенка: понимание и называние логико-грамматических конструкций доступно, списывание слов, букв доступно, письмо под диктовку простых слов, чтение букв разного шрифта доступно, чтение по слогам доступно зрительный гнозис сохранен, сравнение чисел доступно, счёт в пределах 100 на пальцах, чтение, написание, называние простых и сложных чисел сохранно.

Цель коррекционного курса: создание системы комплексной помощи обучающемуся, коррекция недостатков познавательной деятельности, помощь в освоении программного материала.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения:

  1. Формирование стремления добиваться результатов деятельности, доводить до конца
  2. Развитие запаса знаний об окружающей действительности
  3. Развитие учебно-организационных умений и навыков
  4. Развитие графо-моторных навыков
  5. Развитие когнитивной сферы

Структура коррекционно – развивающих занятий:

  1. Приветствие.
  2. Рефлексия предыдущего занятия.
  3. Разминка.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия прошедшего занятия.
  6. Прощания.

Форма работы: коррекционно-развивающих занятий индивидуальная и подгрупповая рассчитана на 64 часа (2 занятие в неделю). Количество часов по программе может изменяться, продолжительность занятий: индивидуальное составляет 20 минут, подгрупповое 40 минут.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование для учащейся  3 класса составлено в соответствии с рабочей программой коррекционного курса. Приложение 1

Индивидуальный план.

Индивидуальный учебный план состоит из учебных предметов, внеурочной деятельности и занятий коррекционно-развивающей области.

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Филология

Русский язык

4

Родной (русский) язык

1

Литературное чтение

4

Иностранный язык

2

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное

искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физическая культура

3

Итого:

23

Внеурочная деятельность

«Юным умникам и умницам»

2

Итого:

2

Коррекционно-развивающая область

Занятия с учителем-дефектологом

1

Занятия с учителем-логопедом

1

Занятия с педагогом-психологом

1

Занятия с учителем

1

Итого:

4

Особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования)

Параметр

Характеристика

Примечание

Особенности обработки сенсорной информации

Учитель:

кругозор ограничен, знания об окружающем мире обрывочны, бессистемны.

- пропуски, замена, искажение букв.

-трудности в удержании строки.

По результатам опроса родителей, наблюдения учителя

Особенности речи

Учитель:

- словарный  запас не соответствует возрастной норме;

- трудности в усвоении логико-грамматических конструкций;

- средняя речевая активность;

- наблюдается отставание в развитии контекстной речи.

По результатам наблюдения, общения учителя.

Особенности моторного развития и графических навыков

Учитель: мелкая моторика  развита слабо.

  • темп записи медленный: в тетради не успевает делать все необходимые записи за урок.

По результатам наблюдения учителя.

Особенности формирования УУД

Параметр

Критерии

Характеристика

Примечание

Личностные

1.Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

2.Восприятие оценки учителя и одноклассников.

3.Мотивация к учебной деятельности.

4.Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места).

  1. Эмоционально отзывчива, способна сопереживанию.
  2. Относится  к оценке, спокойно.
  3. Мотивация средняя.
  4. Правила соблюдает.

По результатам заполнения таблицы «Наблюдения УУД» учителем

Регулятивные

1. Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

1. Самостоятельно  не определяет цель учебной деятельности.

2. Не планирует выполнения заданий на уроках самостоятельно.

Познавательные

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

4.Представлять информацию в виде текста.

5.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1.Не может отвечать на сложные вопросы, задавать вопросы  по тексту, не находит нужную информацию.

2.Не может самостоятельно предполагать, какая информация нужна будет для изучения незнакомого материала.

3.Извлекает информацию под руководством учителя.

4.На письме не представляет  нужную информацию.

5. Анализирует, сравнивает, группирует объекты, явления и факты на основе существенных признаков.

Коммуникативные

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Принимать участие в группе

1.Коммуникативные умения сформированы недостаточно.

Не участвует  в диалоге, не может разборчиво высказать свою точку зрения.

2. Не связно выражает свои мысли.

3.Не принимает активного участия в работе в паре, в группе.

Особенности формирования учебных навыков по предметам

Математика

Литературное чтение

Русский язык

Окружающий мир

Технология

Вычислительные операции не выполняет самостоятельно или с большим количеством ошибок.  С трудом находит условие и вопрос задачи, не понимает смысл задачи, затрудняется в выборе действия.

Ребенок усвоил навык чтения в темпе 35 слов в минуту (при норме 55-60 слов в минуту).

При этом  не всегда может понять, о чем говорится в тексте, с трудом пересказывает текст, с опорой на вопросы учителя. Затрудняется в построении высказывания и выводов прочитанного.

Не знает правила, не может применить полученные знания на практике.

Трудно дается фонетика, орфография. При письме допускает множество ошибок: пропуск, замена букв и слогов. Путает звуки-буквы. Не соблюдает границы между словами и предложениями.

Кругозор ограничен, знания об окружающем мире обрывочны, бессистемны.

Наиболее доступны задания на аналогии, при выполнении которых дети могут опереться на образец или на свой житейский опыт.

Преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном с конкретной ситуацией.

По технологии программу усваивает, любит  лепить из пластилина, но делает это не всегда аккуратно.

Работать с чертежами и схемами затрудняется, требуется помощь, дополнительное объяснение.

3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ АОП

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших адаптивную образовательную программу начального общего образования за 3 класс (вариант 7.2). Оценка личностных результатов не выражается в количественном значении, а отражает динамику развития конкретного ребенка.

Освоение предметных областей

Предмет

Индивидуальные планируемые результаты на 2021-2022 уч. г.

Результат *

Минимум

(ученик научится)

Максимум (ученик получит возможность научиться)

Первое полугодие

Конец учебного года

Математика

• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;

• читать и записывать величины (массу, время, длину), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними

выполнять письменно действия с двузначными числами (сложение, вычитание, двузначных чисел в пределах 100);

определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями;

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата.

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

• сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами;

выполнять устно сложение, вычитание, однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия);

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач.

Русский язык

  • объяснять (понимать) смыслоразличительную и формообразующую роль ударения в слове;
  • различать произношение слова, его транскрипцию и орфографическую запись;
  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков;
  • выделять в предложении грамматическую основу;
  • применять на практике изученные правила правописания;
  • использовать в речи различные синтаксические конструкции;
  • работать с текстом.
  • использовать транскрипцию для записи звучания слова;
  • воспроизводить слово по данной транскрипции;
  • определять грамматические признаки изученных частей речи;
  • разбирать по составу простые  слова,
  • объяснять и расставлять знаки препинания в конце простых  предложений.

Литературное чтение

читать вслух со скоростью,                    позволяющей осознавать (понимать) смысл  прочитанного;

читать осознанно, без  искажений, выразительно    доступные по объёму   произведения;

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;

отличать прозаический текст от поэтического.

формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;

 находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Окружающий мир

• сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой  природы;

• анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках,внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе;

•классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

•использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

•использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать правила безопасного поведения в природе;

•понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 - планируемые результаты не достигнуты;

1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2- достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.

4. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Оценка результатов освоения обучающимися с задержкой психического развития АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Оценивать достижения обучающихся с задержкой психического развития планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования.

       Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты  освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом обучающийся с задержкой психического развития имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с задержкой психического развития в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ обучающихся с задержкой психического развития делается на основании положительной индивидуальной динамики. Иные формы текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацию обучающиеся с задержкой психического развития предполагают:

  • проведение аттестации в малой группе или индивидуально;  
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);  
  • адаптирование инструкции: упрощение формулировок, деление на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;  при необходимости адаптирование текста (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого и др.);

        - при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

         -смена видов деятельности на занятиях;

         -увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

         -недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному  травмированию  ребенка.

4.1. Оценка предметных результатов

        Оценка результатов освоения обучающимися (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с задержкой психического развития включают:

  • особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей;
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;  

возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

Формы представления образовательных результатов:

- дневник учащегося;

- личное дело учащегося;

- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.  

4.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы

Оценка осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.  

Оценка коррекционной работы проводится с учетом следующих принципов:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) ;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.  

Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в преодолении отклонений развития.  

Оценка результатов осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг позволит осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.

В целях оценки результатов освоения обучающимися с нарушением зрения программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.

Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния  нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.

Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования.

Цель финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), - оценка достижений обучающегося с задержкой психического развития  (интеллектуальными нарушениями) (вариант 7.2) в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Для оценки результатов освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы  используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов ПМПк школы.

Результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

 Промежуточная аттестация проводится по 3 предметам учебного плана в формах, рассмотренных и принятых на заседаниях методических объединений и утверждённых директором школы:

Предмет

Класс

Форма промежуточной аттестации

Русский язык

3

Диктант

Математика

3

Контрольная работа

Чтение

3

Проверка техники чтения

Материалы промежуточной аттестации в 3 классе, тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ, количество контролирующих материалов представлены в (Приложении 4).

  1. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец 2021 – 2022 учебного года):

Анализ эффективности планируемых результатов освоения предметных областей:

Анализ оценки достижения планируемых результатов по предмету «Математика» показал наличие незначительной положительной динамики: при обучении деления и умножения многозначного числа на однозначное. Также, по-прежнему, затруднения возникают при оперировании математическими терминами, при составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи.

По предмету «Русский язык» анализ оценки достижения планируемых результатов показал наличие незначительной положительной динамики по большинству задач. Незначительная  положительная динамика отмечается в умении давать фонетическую характеристику гласным и согласным звукам.

По предмету «Литературное чтение» динамика по большинству задач незначительная, что обусловлено специфическими речевыми нарушениями. Отмечается увеличение скорости чтения.

По предмету «Окружающий мир» достигнута незначительная динамика по всем планируемым результатам.

По предмету  «Технология» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам.

Анализ эффективности планируемых результатов формирования УУД:

В результате оказания обучающемуся комплексной помощи учителем и специалистами сопровождения отмечается незначительная  динамика по всем запланированным результатам.

Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:

Анализ достижения планируемых результатов коррекционной работы показывает наличие незначительной положительной динамики по всем направлениям деятельности. Планируемые результаты по формированию и развитию устной речи не смотря на незначительную динамику переносятся на следующий учебный период, так как эта сфера наиболее дефицитарна, и усложнение речевого материала может привести к возникновению новых трудностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

На момент окончания действия АОП у обучающегося сохраняются трудности, обусловленные специфическими речевыми нарушениями.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Рекомендована корректировка АОП на следующий учебный период с учётом вышеописанных трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 3 класс

Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...

Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"

План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...

Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.

В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....

Адаптированные рабочие программы для школ V вида

Вашему вниманию предлагаются  примерные адаптивно - компилированные рабочие программы по предметам для школ V вида . ...

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Влияние родителей на развитие  ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверсн...

Адаптированные тексты диктантов для учащихся с лексико-грамматическим недоразвитием

Данный материал представляет собой сборник адаптированных диктантов, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими недоразвитие речи....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...