Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
· формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
· укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._fiz.docx | 41.66 КБ |
kal_fiz.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
«УТВЕРЖДАЮ» к использованию в образовательном процессе на 2016/ 17 уч. год Директор школы: _____ О.П. Коршикова |
Адаптированная основная общеобразовательная программа
по учебному предмету «Адаптированная физкультура»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
за курс 1 класса
Программу разработал учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжёлыми и множественными нарушениями развития» под редакцией А.М. Царёва, 2015 год, в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
- АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Воротнее муниципального района Сергиевский Самарской области;
- Базисный учебный план АООП (вариант 2) ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положение «О рабочей группе» ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области;
- Устав ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее м.р. Сергиевский Самарской области.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
- формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
- укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Адаптированная физкультура» проводятся 2 раза в неделю. Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математика
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, бережному отношению к материальным ценностям.
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;
- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры).
Метапредметные результаты:
- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Туризм». «Физическая подготовка»
1) Построения и перестроения
Принятие исходного положения для построения (основная стойка). Построение в колонну по одному. Повороты на месте направо, налево. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
2) Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
Общеразвивающие упражнения
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Приседание.
Ходьба и бег
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Прыжки
Прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте.
Ползание, подлезание
Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.
Передача предметов
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
«Коррекционные подвижные игры»
1) Элементы спортивных игр и спортивных упражнений
Формирование умения: узнавать баскетбольный мяч, волейбольный мяч, футбольный мяч.
2)Подвижные игры
Формирование умения соблюдать правила игр: «Стоп, хоп, раз», «Болото» «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Гуси-лебеди».
«Туризм»
Туристический инвентарь для похода
Формирование умения узнавать, различать предметы туристического
инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок).
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
- восприятие собственного тела; - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в том числе с использованием технических средств); - умение радоваться успехам: прыгнул, пробежал и др. | - осознание своих физических возможностей и ограничений; - совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей |
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ
Уровни освоения (выполнения) действий/операций | |
| |
- со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с |
Сформированность представлений | |
| - |
| ? |
| пп п + |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
- дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;
- альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;
- спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические коврики, футбольные, волейбольные мячи;
- технические средства: ноутбук, колонка;
- аудио и видеоматериалы.
Список используемой литературы:
1. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со
сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили.
– М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова
С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта:
программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная
педагогика).
3 Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации
«Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие по
подготовке, организации и проведению педагогической практики студентов по специализации «Адаптивное физическое воспитание» – СПб, 2006.
4. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и
множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и
обучение детей с комплексными нарушениями / под. ред.
Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Воротнее
муниципального района Сергиевский Самарской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов. Протокол № 2 от 09.09.2016г. Руководитель МО: ______ Е.В.Сиско. | «Согласовано» дата 09.09.2016г. Заместитель директора по УВР: ________ Л.М. Гусева. |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Адаптированная физкультура»
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
за курс 1 класса
Составил учитель начальных классов:
Сиско Елена Викторовна
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Адаптированная физкультура» 1 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Формируемые представления | Дата | ||
Физическая подготовка (47ч) | ||||||
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде (2ч) | ||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство со спортивным залом | 1 | Спортивный зал | |||
2 | Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры | 1 | Мячи, гимнастическая стенка | |||
Построения и перестроения (6ч) | ||||||
3,4 | Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка. Игра «Кран откройся» | 2 | Основная стойка | |||
5,6 | Построение в колонну по одному, по два. Игра «Чья колонна быстрее построится» | 2 | Колонна по одному, по два | |||
7,8 | Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин». | 2 | Повороты на месте направо, налево | |||
Дыхательные упражнения (3ч) | ||||||
9 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) в положении стоя. Игра «Понюхаем цветы» | 1 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) | |||
10 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время ходьбы. Игра «Понюхаем цветы» | 1 | ||||
11 | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос) во время бега. Игра «Понюхаем цветы» | 1 | ||||
Ходьба и упражнения в равновесии (8ч) | ||||||
12,13 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: в заданном направлении. Игра «Совушка» | 2 | Ходьба в заданном направлении | |||
14,15 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: между предметами. Игра «Совушка» | 2 | Ходьба между предметами | |||
16,17 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: по дорожке. Игра «Веревочка» | 2 | Ходьба по дорожке | |||
18,19 | Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игры «Совушка», «Веревочка» | 2 | Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе | |||
Бег (4ч) | ||||||
20,21 | Бег в колонне за учителем. Игра «перемена мест» | 2 | Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе | |||
22,23 | Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки» | 2 | ||||
Общеразвивающие упражнения (15) | ||||||
24 | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Игра на географию тела | 1 | Рука, пальцы | |||
25 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра на географию тела | 1 | Рука, пальцы, кулак | |||
26 | Круговые движения кистью. Игра на географию тела | 1 | Кисть | |||
27 | Сгибание фаланг пальцев. Игра на географию тела | 1 | Пальцы рук | |||
28 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Игра «Силачи» | 1 | Руки, плечи | |||
29 | Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Игра «Силачи» | 1 | ||||
30 | Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Игра «Насосы» | 1 | Голова, наклоны, повороты, круговые движения | |||
31,32 | Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Игра «Насосы» | 2 | Туловище, наклоны | |||
33,34 | Повороты туловища вправо (влево). Игра на географию тела | 2 | Туловище, повороты | |||
35,36 | Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Игра «Самолеты» | 2 | Руки, круговые движения | |||
37,38 | Приседание. Игра «Самолеты» | 2 | ||||
Прыжки (3ч) | ||||||
39 | Прыжки на одной ноге на месте. Игра «Весёлые зайчата» | 1 | Прыжки на оной ноге | |||
40,41 | Прыжки на двух ногах на месте. Игра «Весёлые зайчата» | 2 | Прыжки на двух ногах | |||
Ползание, подлезание (3ч) | ||||||
42 | Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы» | 1 | Четвереньки, прямая линия | |||
43,44 | Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на ученье» | 2 | Четвереньки, верёвочка | |||
Передача предметов (3ч) | ||||||
45 | Передача набивного мяча в шеренге. Игра «Найди предмет» | 1 | Набивной мяч | |||
46 | Передача флажка мяча по кругу. Игра «Флажок» | 1 | Флажок | |||
47 | Передача гимнастической палки в колонне. Игра «Быстро возьми» | 1 | Гимнастическая палка | |||
Коррекционные подвижные игры (14ч) | ||||||
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений (6ч) | ||||||
48,49 | Передача баскетбольного мяча в шеренге. Игра «Передай мяч» | 2 | Баскетбольный мяч | |||
50,51 | Передача волейбольного мяча по кругу. Игра «Говорящий мяч» | 2 | Волейбольный мяч | |||
52,53 | Передача футбольного мяча в колонне. Игра «Скачущий мяч» | 2 | Футбольный мяч | |||
Подвижные игры (8ч) | ||||||
54 | Игра «Мороз-Красный нос» | 1 | Мороз, дети, бег | |||
55 | Подвижная игра: «Стоп, хоп, раз» | 1 | Бег, прыжок, заданное направление движения | |||
56 | Подвижная игра: «Болото» | 1 | Болото, кочки, берег | |||
57 | Подвижная игра: «Пятнашки» | 1 | Шарф, шапка, повязка на руку, бег | |||
58 | Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки» | 1 | Рыбаки, рыбки, бег | |||
59 | Подвижная игра: «Гуси-лебеди» | 1 | Гуси-лебеди, волк, бег | |||
60 | Игра «Воробушки и кот» | 1 | Воробушки, кот, бег | |||
61 | Игра «Ловишки» | 1 | Водящий, круг | |||
Туризм (5ч) | ||||||
62 | Презентация «Туристический инвентарь для похода» | 1 | Рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок | |||
63,64 | Игра «Собираемся в поход» | 2 | ||||
65 | Игра «Весёлые зайчата на лугу» | 1 | Зайчата, прыжки | |||
66 | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Доклад на тему: "Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития на урока СБО и предметно - практической деятельности
Для большинства обучающихся со сложным дефектом развития весьма значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к ежедневной жизни людей. Обучение навыкам самообслужи...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
Рабочая программа по сенсорному развитию для учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся первого класса с ...
Конспект классного часа «Правила поведения в школе» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 2-3 класса
Классный час Тема: «Правила поведения в школе»Данный конспект будет полезен учителям и воспитателям, работающим с обучающимися начальных классов коррекционной школы VIII вида.А так же с де...