Адаптированная образовательная программа
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АОП (вариант 4,1) | 97.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «………»
«Рассмотрено» на заседании ПМПк Протокол № _______________ «____»___________________ г. Председатель ПМПк ________ | «Согласовано» Родитель обучающегося МБОУ …….. __________________________ __________________________ «____»____________________ г. | «Утверждаю» Директор ________________ Приказ № _________________ от «___»____________________г. |
Адаптированная образовательная программа
обучающегося 4 «» класса
Ф И О (вариант 4.1)
Срок реализации программы – ……учебный год.
Ответственный за реализацию программы - …
Составители:
Классный руководитель:
Педагог-психолог
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
г. Красноярск
Пояснительная записка АОП
Адаптированная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1598.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ …… обучающихся с нарушением зрения.
1.1 Психолого-педагогическая характеристика на обучающегося.
1. Общие сведения об обучающемся.
- Ф.И.О.: _________________________
- Возраст: ________________________
- Дата рождения: __________________
- Год поступления в школу: _________
- Заключение ТПМПК: Медицинский диагноз: Имеет особенности в физическом и психическом развитии.
Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Решение ТПМПК от 24.05.2016, регистрационный номер протокола № 1256 - очное обучение в образовательной организации, реализующей АООП НОО для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1.) Вид образовательной программы – АООП НОО для обучающихся с нарушением зрения (вариант 4.1.)
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи:
- Проведение дополнительного обучения ребенка подробно рассматривать предъявленные объекты, правильно исследовать их, стимулируя к активному использованию всех сохранных анализаторов;
- Использование изобразительной наглядности в цветовом исполнении (избегая черно-белых изображений);
- Использование наглядного материала крупного, хорошо видимого по цвету, контуру, силуэту; должен соответствовать естественным размерам;
- Использование сочетания словесных методов: рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, с наглядными методами. Точное, образное и доходчивое изложение информации. Включение в словесное изложение материала упражнений по различению и узнаванию изучаемых объектов и процессов, воспроизведение их по памяти (словесное, изобразительное);
- Проведение в течение дня сенсорных упражнений по рекомендации врача -офтальмолога;
- Проговаривание инструкций, вопросов, объяснений должно быть медленное, четкое, краткое, конкретное;
- Учет величины предметов, расстояние до глаз, освещенности, контраста между яркостью объекта и фона. Усиливать насыщенность и яркость цветовых тонов, цветового и светотеневого контраста между фоном и объектом, четкость границ изображений;
- Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий (особенно письменных);
- Снижение требований к почерку обучающегося.
Специальные условия для получения образования:
- учет темпа работы обучающегося, перерывы в учебном процессе по мере утомления, пресыщения деятельностью;
- введение алгоритмизации деятельности, которая может быть представлена в инструкциях, памятках, схемах-опорах, таблицах - опорах и пр.
- предоставление дополнительного времени для выполнения письменных заданий.
Программа рекомендованной коррекционно-развивающей работы.
- Занятия с логопедом:
- автоматизация и дифференциация звуков Р, Рь;
- работа со словами сложного слогового состава;
- профилактика дисграфии, дислексии.
- Занятия с психологом:
- развитие познавательных процессов;
- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
- формирование учебной мотивации, положительного отношения к школе.
- Занятия с дефектологом:
- развитие зрительного восприяти;
- развитие зрительной и слухоречевой памяти;
- развитие ориентировки в пространстве.
- Занятия с социальным педагогом:
- помощь в определении направлений деятельности для самовыражения, самореализации в школе.
2. Особенности индивидуального развития.
- Особенности здоровья (диагноз заболевания):
- Слабый уровень развития мелкой моторики;
- Мимика подвижная;
- Вербализация скупая.
3. Особенности психологического развития
Особенности развития познавательных процессов.
Особенности восприятия.
- Процессы восприятия протекают замедленно.
- Меры времени, пространства, величины, формы путает.
- Целостный предмет воспринимает, но иногда затрудняется в узнавании его отдельных частей. Представления лишены полноты.
- Отмечаются недостатки представлений, ограниченность воображения.
Внимание
- Нарушение внимания.
- Истощаемость к концу каждого задания.
- Некоторые вопросы и инструкции требуют упрощенной формулировки.
Память
- Лучше запоминает сказки, рассказывает их с трудом.
- Объем памяти снижен, быстро забывает, необходимы многократные повторения.
- Преобладает механическая память.
- Преобладающий тип памяти - моторно-слуховая.
Мышление
- Уровень развития вербально-логических форм мышления в пределах возрастной нормы.
- Трудность в установлении причинно-следственных связей, при сравнении, обобщении.
Особенности эмоционально-волевой сферы.
- Преобладающее настроение – спокойное, уравновешенное.
- Эмоциональные реакции выразительные;
- Поведение - соблюдает правила поведения в обществе.
- Взаимоотношения с одноклассниками ровные, доброжелательные.
- Коммуникативные умения не сформированы: не может в паре, группе определить общие цели работы, наметить способы их достижения, распределить роли в совместной деятельности.
- Взаимоотношения со взрослыми - признает авторитет взрослого, относится с уважением.
Особенности мотивационной сферы
- Низкий уровень учебной активности.
- Для организации образовательной деятельности необходима поддержка и сопровождение педагога.
- Принимает помощь от педагога.
- Никогда не стремится в чем-либо быть первым. Любит ситуации «успеха».
4. Особенности речевого развития.
Состояния фонематического восприятия
- Объем и скорость слухоречевого запоминания несколько снижен, наличие пересеверации (м-ка «10 слов»).
- Недоразвитие фонематического восприятия.
Состояние артикуляционной моторики
- темп выполнения: замедленный
- переключаемость: переключаемость затруднена
- точность выполнения: неправильное выполнение движения
Состояние звукопроизношения сонорных звуков [р] [р’]:
- нарушено, звуки недостаточно автоматизированы.
Уровень сформированности звуко - слоговой структуры слова
- ошибки при повторении слоговых цепочек
- затрудняется дифференцировать согласные звуки сходные по акустическому признаку.
- навыки языкового анализа сформированы недостаточно.
Развитие грамматического строя речи
- ошибки при образовании существительных мн.ч., Р.п.
- ошибки при образовании относительных прилагательных
- ошибки при употреблении сложных предлогов
Уровень развития связной речи
- В связной речи, использует сложную грамматическую
Состояние словаря и навыков словообразования
- Словарь в пределах возрастной нормы.
5. Особенности учебной деятельности
При обучении в 4 классе (4 год обучения) испытывает затруднения:
Математика: Допускает вычислительные ошибки с переходом через десяток в пределах ста. Не видит связей между компонентами и результатом действий. Затрудняется в выборе формулы нахождения периметра прямоугольника и квадрата. Программные задачи ученик может решать иногда только при помощи учителя. (Имя) не видит закономерности в переводе текста на знаково-символический язык: схема задачи, графическое изображение условия. Не может сделать краткую запись задачи (условие, вопрос, решение с пояснением, ответ), определить план решения задачи.
Испытывает трудности в установлении причинно-следственных связей, при сравнении, обобщении. Проверочные работы выполняет самостоятельно.
Чтение: Не всегда сразу понимает прочитанное, чтение целыми словами, допускает ошибки на пропуск, замену, искажение. Пересказывает близко к тексту с пропуском смысловых звеньев. Не всегда может восстановить содержание и событийный ряд текста, ответить на поставленные вопросы. Техника чтения соответствует норме.
Русский язык: Допускает ошибки на основе недоразвития фонематического восприятия, языкового анализа, оптические (пропуск гласных и согласных букв, слогов; неправильное соединение, не всегда отмечает границы предложения, слитное написание предлогов); орфографические. Не понимает обобщенный характер правила, затрудняется применять его на практике.
ИЗО, Технология: Работать с чертежами и схемами затрудняется, требуется помощь, дополнительное объяснение. Любит рисовать, лепить из пластилина, но делает это не всегда аккуратно. У ребёнка снижена мотивация учебной деятельности. Недостаточно сформированы учебные навыки, поэтому отмечается низкая успеваемость по всем предметам. Учебный материал мальчик запоминает медленно, внимание рассеянное, работоспособность низкая, мышление наглядно-действенное. Словарный запас соответствует возрастной норме. Речь неразборчивая. (Имя) фронтально с классом работает. При выполнении учебных заданий необходима организационная помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, наглядного материала. Наблюдается повышенная утомляемость, что влияет на снижение концентрации внимания к концу учебных занятий. Низкий уровень познавательной активности и самостоятельной учебной деятельности. В выполнении домашнего задания требуется помощь со стороны родителей. Навыки самообслуживания развиты, учебные вещи всегда в порядке, готовится к уроку самостоятельно без напоминаний учителя.
Программный материал 4 класса общеобразовательной школы усваивает слабо.
1.2 Цель и задачи АОП
Цель: создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с нарушением зрения.
Задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с нарушением зрения, оказание комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования;
- воспитание познавательной активности, активизация интеллектуальной деятельности путём формирования умственных операций;
- развитие речи, обогащения и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи, составлению сюжетных и описательных рассказов;
- коррекции индивидуальных недостатков развития детей, отклонений в их психическом, речевом развитии и интеллектуальном развитии;
- восполнение пробелов предшествующего развития, расширения кругозора детей, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребёнка;
- сохранение и укрепление соматического и психического здоровья детей, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа определяющих пути и способы достижения слабовидящими обучающимися социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.
1.3 Учебно - методическое и программное обеспечение.
Адаптированная образовательная программа реализуется на основе УМК для обучающихся с нарушением зрения, Москва, «Просвещение». Календарно-тематическое планирование по всем предметам представлено в Приложении 1.
Программа сохраняет основное содержание по учебным предметам, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении. В обучении больший акцент делается на дидактический материал, соответствующий зрительным возможностям ребенка: требованиям зрительных нагрузок, способы предъявления материала должны быть дифференцированы. В основу разработки адаптированной образовательной программы заложены деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
2. Содержание программы.
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учебник Р. Г. Чураковой, О. В. Малаховской, М. Л. Каленчук «Программы по учебным предметам». М.: Академкнига/учебник, 2013 г. – Ч.1: 240 с) «Перспективная начальная школа», реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением зрения (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.1) – в 3-х ч.
Рабочая программа по математике ориентирована на учебник - А. Л. Чекина «Программы по учебным предметам». М.: Академкнига/учебник, 2013 г. – Ч.1: 240 с) «Перспективная начальная школа», реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением зрения (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.1) – в 2-х ч.
Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учебник » Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2013 г. – Ч.1: 240 с) «Перспективная начальная школа». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением зрения (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.1). – В 2-х ч.
Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова С.А. Трафимов «Программы по учебным предметам». М.: Академкнига/учебник, 2012 г. «Перспективная начальная школа». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением зрения (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.1) – в 2-х ч.
Рабочая программа по технологии ориентирована на учебник Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2014 г. – Ч.2: 192 с. Проект «Перспективная начальная школа». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с нарушением зрения (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.1) – 1 ч.
2.1 Образовательный блок.
В результате реализации адаптированной образовательной программы у обучающегося с нарушением зрения будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- установка на поддержание здоровьесбережения, охрану нарушенного зрения, на безопасный, здоровый образ жизни;
- личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
См. приложение №1 Рабочие программы по всем предметам.
2.2 Коррекционный блок
Сопровождение узких специалистов
Специалист | График |
Учитель - предметник | Среда. 13.30 – 14.15 |
Учитель-логопед | Понедельник 15.00 – 15.20 |
Педагог-психолог | Вторник 14.10 – 14.30 |
Дефектолог | Пятница – 14.30-14.50 |
План работы коррекционно-развивающего курса учителя-логопеда с (Ф.И.) обучающимся 4-го класса по АОП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1)
Особенности речевого развития
У (Имя) замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля. Есть некоторое снижение динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием. У него наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, рамматический строй, связная речь) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
Направления работы
Цель курса - коррекция недостатков устной и письменной речи, обусловленные специфическим нарушением речи.
Логопедическая работа по данной программе ведется в следующих направлениях.
1 полугодие | 2 полугодие |
- дифференциация сонорных звуков, - звукобуквенный анализ слова, - дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, - слоговой анализ и синтез слов, - обобщение знаний о слоге, ударении. |
- дифференциация букв, имеющих оптическое сходство, - слоговой анализ и синтез слов. |
- определение и различение безударных слогов; - образование родственных слов, - развитие словаря антонимами и синонимами, - суффиксальное словообразование, - префиксальное словообразование. |
- развитие словаря антонимами и синонимами, - суффиксальное словообразование, - префиксальное словообразование. |
- дифференциация приставок и предлогов, - составление предложений из слов, - выделение предложений из сплошного текста, - редактирование и анализ составленных текстов, - составление предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; - составление предложений с определённым количеством слов; - распространение предложения. |
- составление предложений по сюжетным картинкам и определение в нём количества слов; - составление предложений с определённым количеством слов; - распространение предложения. |
- составление рассказов по сюжетной картине, - составление рассказа по серии картин, - пересказ прочитанного; - чтение текста целыми словами, предложениями, понимание прочитанного, - списывание готового текста, - письмо под диктовку, - письмо по прочитанному тексту, с составлением плана и без (изложение). |
- составление рассказа по серии картин, - пересказ прочитанного; - чтение текста целыми словами, предложениями, понимание прочитанного, - списывание готового текста, - письмо под диктовку, - письмо по прочитанному тексту, с составлением плана и без (изложение). |
Форма организации занятий – индивидуальная. Работа коррекционно-развивающих занятий рассчитана для 4 класса на 34 часа (1 занятие в неделю). Количество часов по программе может изменяться. Продолжительность каждого занятия в рамках программы составляет: индивидуального – 20 мин.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий.
Календарно–тематическое планирование для учащегося 4 класса составлено в соответствии с рабочей программой коррекционного курса «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся с нарушением зрения 1-4 классов. (Приложение № 2)
Коррекционно-развивающая программа учителя-психолога.
План работы психологического коррекционно-развивающего курса педагога-психолога с (Ф.И.О.), учеником 4 «…» класса (вариант 4.1)
Педагог-психолог: Ф.И.О.
Пояснительная записка
Результаты психологического обследования: Контакт с Андреем устанавливается легко, дополнительных усилий не требуется. Интерес к предложенным заданиям и внешние эмоциональные проявления достаточно выражены. Темп деятельности умеренный. Вербализация активная, понятная. Инструкции понимает сразу, некоторые требуют упрощенной формулировки. Уровень общей осведомленности достаточный. Пространственные ориентации имеют уровень развития - средний. Уровень развития вербально-логических форм мышления в пределах возрастной нормы. Память была исследована по методике А. А. Лурия «10 слов». Объем кратковременного и долговременного механического слухоречевого запоминания несколько снижен (5-8-7-8/8).
Анализ проективных методик свидетельствует о потребности в общении, а также о повышенной тревожности.
Цель коррекционного курса – создание психологических условий для полноценного психического и личностного развития обучающегося, развитие у него познавательных процессов, навыков самоконтроля и саморегуляции, формирование положительного отношения к школе.
Задачи коррекционной работы:
- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции, пространственных ориентаций, а также развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мыслительных операций: анализ, синтез);
- Формирование положительного отношения к школе;
- Создание благоприятного психологического климата на индивидуальных занятиях;
- Формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми;
- Определение динамики развития обучающегося;
- Психологическое просвещение педагогов и родителей.
Форма работы по реализации программы – индивидуальная
Условия реализации программы - содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятия за 1 год обучения (1 занятие в неделю). Каждая встреча рассчитана на 40 минут
Расписание ВТ 14:10 – 15:00
Планируемые результаты:
- Развитие познавательной деятельности ребенка:
- повышение уровня общей осведомленности, увеличение словарного запаса;
- развитие характеристик внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- увеличение объема памяти и скорости запоминания;
- развитие мыслительных операций (анализа, синтеза, выделение существенных признаков и закономерностей);
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (планировать действия, определять и сохранять способ действия, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, оценивать процесс и результат деятельности);
- развитие восприятия, пространственных представлений, сенсомоторной координации.
- Развитие эмоционально-личностной сферы учащегося:
- развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
- формирование интереса к познавательной деятельности;
- создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки.
Коррекционно-развивающая программа учителя-дефектолога.
Индивидуальный план коррекционной работы учителя – дефектолога с (Ф.И.), учащимся 4 класса «…» по АООП, (вариант 4.1)
Учитель- дефектолог : Крпикян Л.Г
Содержание коррекционно-развивающей работы по заключению ПМПК:
№ | Направления дефектологического сопровождения | Формы сопровождения |
1 | Развитие зрительного восприятия . | В структуре индивидуальных занятий |
2 | Развитие зрительной и слуха-речевой памяти | В структуре индивидуальных занятий |
3 | Развитие ориентировки в пространстве . | В структуре индивидуальных занятий |
Дефектологическое представление.
Дефициты ребенка :
Достаточный запас знаний об окружающей действительности, объем слухо - речевой памяти снижен, непосредственная и отсроченная память нарушены, устойчивость и переключаемость внимания снижены, отмечается повышенная утомляемость, нарушения мышления по типу снижение процесса обобщения ,обобщающими словами не владеет, речи не использует; выполнение задания по аналоги недоступно; при сравнении понятий, выделяет незначительные признаки предметов и явлений, обстрагирование доступно, сомато-пространственный гнозис нарушен: путает право и лево, не может назвать пальцы своей руки; навык письма чтения достаточно сформирован, смысл прочитанного понимает ,математические компетенции достаточно сформированы, отмечаются нарушения праксиса: нарушен праксис познавательной деятельности, динамический праксис (темп низкий ,сопровождает речевой инструкцией),сложности в переключении с одного действия на другое.
Ресурсы ребенка:
Понимание и называние логико-грамматических конструкций доступно ,списывание слов, букв доступно ,письмо под диктовку простых слов, чтение букв разного шрифта доступно, чтение по слогам доступно зрительный гнозис сохранен, сравнение чисел доступно, счёт в пределах 100 на пальцах, чтение, написание, называние простых и сложных чисел сохранно.
Цель данного курса коррекция пробелов в знаниях, коррекция недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащегося, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к знаниям, формирование универсальных учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи коррекционной работы :
Формирование положительной учебной мотивации, формирование положительной учебной мотивации ,развитие познавательных процессов ,(памяти, внимания, развития мышления, воображения), развитие речи ; способствовать выполнению и расширению приобретаемых на уроках знаний; расширять лингвистический кругозор; формировать приемы мыслительной деятельности ,навыки исследовательской деятельности, навыки контроля и самоконтроля .
Расписание коррекционных занятий
Форма работы –индивидуальная, личностно-ориентировочная, проводится систематически, один раз в неделю по 20 мин.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование для учащегося 4 класса составлено в соответствии с рабочей программой коррекционного курса. (Приложение 3)
Индивидуальный план.
Индивидуальный учебный план состоит из учебных предметов, внеурочной деятельности и занятий коррекционно-развивающей области.
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | |
Филология | Русский язык | 5 | |
Литературное чтение | 3 | ||
Иностранный язык | 2 | ||
Математика и информатика | Математика | 4 | |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | |
Искусство | Музыка | 1 | |
Изобразительное искусство | 1 | ||
Технология | Технология | 1 | |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | |
Итого: | 22 | ||
Внеурочная деятельность | |||
Модульное занятие «Наглядная геометрия» | 1 | ||
Основы проектной деятельности | 2 | ||
Итого: | 3 | ||
Коррекционно-развивающая область | |||
Занятия с учителем-дефектологом | 1 | ||
Занятия с учителем-логопедом | 1 | ||
Занятия с педагогом-психологом | 1 | ||
Занятия с учителем | 1 | ||
Итого: | 4 |
Особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования)
Параметр | Характеристика | Примечание | ||||||
Особенности обработки сенсорной информации | Учитель: кругозор ограничен, знания об окружающем мире обрывочны, бессистемны. - пропуски, замена, искажение букв. | По результатам опроса родителей, наблюдения учителя | ||||||
Особенности речи | Учитель: - словарный запас соответствует возрастной норме; - трудности в усвоении логико-грамматических конструкций; - средняя речевая активность; - наблюдается отставание в развитии контекстной речи. | По результатам наблюдения, общения учителя. | ||||||
Особенности моторного развития и графических навыков | Учитель: мелкая моторика развита.
| По результатам наблюдения учителя. | ||||||
Особенности формирования УУД | ||||||||
Параметр | Критерии | Характеристика | Примечание | |||||
Личностные | 1.Эмоциональная отзывчивость, сопереживание. 2.Восприятие оценки учителя и одноклассников. 3.Мотивация к учебной деятельности. 4.Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места). |
| По результатам заполнения таблицы «Наблюдения УУД» учителем | |||||
Регулятивные | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. | 1. Самостоятельно определяет цель учебной деятельности. 2. Планирует выполнения заданий на уроках самостоятельно. | ||||||
Познавательные | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4.Представлять информацию в виде текста. 5.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1.Не может отвечать на сложные вопросы, задавать вопросы по тексту, с трудом находит нужную информацию. 2.Не может самостоятельно предполагать, какая информация нужна будет для изучения незнакомого материала. 3.Извлекает информацию под руководством учителя. 4.На письме представляет нужную информацию. 5. Анализирует, сравнивает, группирует объекты, явления и факты на основе существенных признаков. | ||||||
Коммуникативные | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Принимать участие в группе | 1.Коммуникативные умения сформированы недостаточно. Участвует в диалоге избранно, не может разборчиво высказать свою точку зрения. 2. Не связно выражает свои мысли. 3.Не принимает активного участия в работе в паре, в группе. | ||||||
Особенности формирования учебных навыков по предметам | ||||||||
Математика | Литературное чтение | Русский язык | Окружающий мир | Технология | ||||
Вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок. С трудом находит условие и вопрос задачи, не всегда понимает смысл задачи, затрудняется в выборе действия. Усвоил умножение, но навык до автоматизма не доведен. | Ребенок усвоил навык чтения в темпе 83 слова в минуту (при норме 81-90 слов в минуту). При этом он не всегда может понять, о чем говорится в тексте, с трудом пересказывает текст, с опорой на вопросы учителя. Затрудняется в построении высказывания и выводов прочитанного. | Плохо знает правила, не может применить полученные знания на практике. Трудно дается фонетика, орфография. При письме допускает множество ошибок: пропуск, замена букв и слогов. Типы текста: повествование, описание, рассуждение – не определяет. | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире обрывочны, бессистемны. Наиболее доступны задания на аналогии, при выполнении которых дети могут опереться на образец или на свой житейский опыт. Преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном с конкретной ситуацией. | По технологии программу усваивает, любит лепить из пластилина, но делает это не всегда аккуратно. Работать с чертежами и схемами затрудняется, требуется помощь, дополнительное объяснение. |
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ АОП
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших адаптивную образовательную программу начального общего образования за 4 класс (вариант 4.1). Оценка личностных результатов не выражается в количественном значении, а отражает динамику развития конкретного ребенка.
Особенности формирования УУД | ||||||
Параметр | Критерии | Характеристика | Примечание | |||
Личностные | 1.Эмоциональная отзывчивость, сопереживание. 2.Восприятие оценки учителя и одноклассников. 3.Мотивация к учебной деятельности. 4.Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места). |
| По результатам заполнения таблицы «Наблюдения УУД» учителем | |||
Регулятивные | 1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. | 1. Самостоятельно определяет цель учебной деятельности. 2. Планирует выполнения заданий на уроках самостоятельно. | ||||
Познавательные | 1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. 3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) 4.Представлять информацию в виде текста. 5.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 1.Не может отвечать на сложные вопросы, задавать вопросы по тексту, с трудом находит нужную информацию. 2.Не может самостоятельно предполагать, какая информация нужна будет для изучения незнакомого материала. 3.Извлекает информацию под руководством учителя. 4.На письме представляет нужную информацию. 5. Анализирует, сравнивает, группирует объекты, явления и факты на основе существенных признаков. | ||||
Коммуникативные | 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Принимать участие в группе | 1.Коммуникативные умения сформированы недостаточно. Участвует в диалоге избранно, не может разборчиво высказать свою точку зрения. 2. Не связно выражает свои мысли. 3.Не принимает активного участия в работе в паре, в группе. | ||||
Особенности формирования учебных навыков по предметам | ||||||
Математика | Литературное чтение | Русский язык | Окружающий мир | |||
Вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок. С трудом находит условие и вопрос задачи, не всегда понимает смысл задачи, затрудняется в выборе действия. Усвоил умножение, но навык до автоматизма не доведен. | Ребенок усвоил навык чтения в темпе 83 слова в минуту (при норме 81-90 слов в минуту). При этом он не всегда может понять, о чем говорится в тексте, с трудом пересказывает текст, с опорой на вопросы учителя. Затрудняется в построении высказывания и выводов прочитанного. | Плохо знает правила, не может применить полученные знания на практике. Трудно дается фонетика, орфография. При письме допускает множество ошибок: пропуск, замена букв и слогов. Типы текста: повествование, описание, рассуждение – не определяет. | Кругозор ограничен, знания об окружающем мире обрывочны, бессистемны. Наиболее доступны задания на аналогии, при выполнении которых дети могут опереться на образец или на свой житейский опыт. Преобладают не обобщенные, а разрозненные знания, связанные в основном с конкретной ситуацией. |
Освоение предметных областей
Предмет | Индивидуальные планируемые результаты на 2019-2020 уч. г. | Результат * | ||
Минимум (ученик научится) | Максимум (ученик получит возможность научиться) | Первое полугодие | Конец учебного года | |
Математика | • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; • читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними • выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, • определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями; • измерять длину отрезка; • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. | • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; • сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами; • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1); • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия); • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач. | 1 | |
Русский язык |
|
| 1 | |
Литературное чтение | • читать вслух со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; читать осознанно, без искажений, выразительно доступные по объёму произведения; •использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; •отличать прозаический текст от поэтического. | • формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). | 1 | |
Окружающий мир | •находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты; • характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям; •различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком. | • находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте; • извлекать информацию из дополнительных источников; • готовить тексты сообщений и выступать с ними в классе. | 1 |
*Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 - планируемые результаты не достигнуты;
1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2- достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.
4. СИСТЕМА КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Система оценки достижения обучающимися с нарушением зрения планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с нарушением зрения АООП НОО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Оценивать достижения обучающихся с нарушением зрения планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом обучающийся с нарушением зрения имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на ступени начального общего образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с нарушением зрения в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ обучающихся с нарушением зрения делается на основании положительной индивидуальной динамики. Иные формы текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестацию обучающиеся с нарушением зрения предполагают:
- проведение аттестации в малой группе или индивидуально;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- адаптирование инструкции: упрощение формулировок, деление на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
-смена видов деятельности на занятиях;
-увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
-недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
4.1. Оценка предметных результатов
Оценка результатов освоения обучающимися (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с нарушениями зрения включают:
- особая форма организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Формы представления образовательных результатов:
- дневник учащегося;
- личное дело учащегося;
- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с нарушением зрения планируемых результатов освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
4.2. Оценка достижения планируемых результатов освоения программы коррекционной работы
Оценка осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Оценка коррекционной работы проводится с учетом следующих принципов:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в преодолении отклонений развития.
Оценка результатов осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг позволит осуществить не только оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее содержание и организацию.
В целях оценки результатов освоения обучающимися с нарушением зрения программы коррекционной работы целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования.
Цель финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе (окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени школьного образования), - оценка достижений обучающегося с нарушением зрения в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Для оценки результатов освоения обучающимися с нарушением зрения программы коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов ПМПк школы.
Результаты освоения обучающимися с нарушением зрения программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.
Промежуточная аттестация проводится по 3 предметам учебного плана в формах, рассмотренных и принятых на заседаниях методических объединений и утверждённых директором школы:
Предмет | Класс | Форма промежуточной аттестации |
Русский язык | 4 | Диктант |
Математика | 4 | Контрольная работа |
Чтение | 4 | Проверка техники чтения |
Материалы промежуточной аттестации в 4 классе, тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ, количество контролирующих материалов представлены в (Приложении 4).
- АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (на конец учебного года):
Анализ эффективности планируемых результатов освоения предметных областей:
Анализ оценки достижения планируемых результатов по предмету «Математика» показал наличие незначительной положительной динамики: при обучении деления и умножения многозначного числа на однозначное. Также, по-прежнему, затруднения возникают при оперировании математическими терминами, при составлении текстовых задач по схематическому рисунку, по краткой записи.
По предмету «Русский язык» анализ оценки достижения планируемых результатов показал наличие незначительной положительной динамики по большинству задач. Значительная положительная динамика отмечается в умении давать фонетическую характеристику гласным и согласным звукам.
По предмету «Литературное чтение» динамика по большинству задач незначительная, что обусловлено специфическими речевыми нарушениями. Отмечается увеличение скорости чтения.
По предмету «Окружающий мир» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам.
По предмету «Технология» достигнута значительная положительная динамика по всем планируемым результатам.
Анализ эффективности планируемых результатов формирования УУД:
В результате оказания обучающемуся комплексной помощи учителем и специалистами сопровождения отмечается стойкая положительная динамика по всем запланированным результатам.
Анализ эффективности планируемых результатов коррекционно-развивающей области:
Анализ достижения планируемых результатов коррекционной работы показывает наличие стойкой положительной динамики по всем направлениям деятельности. Планируемые результаты по формированию и развитию устной речи не смотря на положительную динамику переносятся на следующий учебный период, так как эта сфера наиболее дефицитарна, и усложнение речевого материала может привести к возникновению новых трудностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
На момент окончания действия АОП у обучающегося сохраняются трудности, обусловленные специфическими речевыми нарушениями.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Рекомендована корректировка АОП на следующий учебный период с учётом вышеописанных трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по русскому языку 3 класс
Адаптированная программа по русскому языку для индивидуального (надомного обучения...
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Воспитание социально адаптированного человека, приспособленного к условиям и требованиям современного общества.
В статье описан педагогический опыт воспитания и обучения детей, а так же, применяемые современные технологии....
Адаптированные рабочие программы для школ V вида
Вашему вниманию предлагаются примерные адаптивно - компилированные рабочие программы по предметам для школ V вида . ...
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверсн...
Адаптированные тексты диктантов для учащихся с лексико-грамматическим недоразвитием
Данный материал представляет собой сборник адаптированных диктантов, которые можно использовать в работе с детьми, имеющими недоразвитие речи....
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Адаптированная физкультура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развит
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.Целью занятий по а...