Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…
Условия создания проблемных ситуаций .
- Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
- Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
- В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
- Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
- Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgust_doklad_muhamedzyanova_a.r.docx | 26.84 КБ |
avgust_doklad_muhamedzyanova_a.r.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Мухамедзянова Альфия Рамазановна , учитель начальных классов
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…
Условия создания проблемных ситуаций .
- Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
- Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
- В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
- Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
- Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.
- Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения?
- Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
- A) учитель сам ставит и решает проблему;
- Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся;
- B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;
- Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).
- Вот несколько приёмов создания проблемных ситуаций, которые я использую уроках русского языка.
Например, урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
- - Что это? (Читает загадку о собаке) - Это собака.
- - Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке). Наблюдаем, что слово на строке не помещается.
- - Что же мне делать, ребята? - Надо перенести.
- - А что значит перенести? - Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
- Задание на новый материал: - Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах.
- Посмотрим, что вы предлагаете. Видим варианты: соб-ака соба-ка со-ба-ка собак-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
- - Задание было одинаковое для всех? - Одинаковое.
- - А как вы его выполнили? - По-разному. (осознание противоречия)
- - Почему так получилось? Что вы не знаете? - Как надо переносить слова. (формулировка темы)
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
- (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) - Посмотрите на два столбика слов на доске
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
- -Что заметили общего? - В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
- - В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
- Тема - Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
На доске вывешены картинки: солнце, сердце, лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек), а остальные в тетрадях.
__ Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.
__ Какое было задание? Записать слова по картинкам.
__ Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании.( Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).
__ А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?
---Сколько мнений в уроке? «2». Какие?
----Одни написали с согласной в середине слова, а другие писали без согласных.
___А почему получились разные мнения? Как вы думаете ?
Ответы детей: Мы этого не знаем. Когда я себе диктовал слова, я этих звуков не слышал.
__ Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.
__ Попробуем озвучить и записать тему нашего урока .
---Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».
___Кто может уточнить-в какой части слова?
___ В корне.
Открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»
Таким образом, дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других и с текстом учебника. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.
Фрагмент с урока в 3 классе. Тема: « Как изменяется глагол?»
Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.
__ Что такое склонение?
__Изменение по падежам.
___Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).
____Имена существительные и прилагательные.
____Попробуйте просклонять глагол «прыгать».
___ Получилось?
___Нет. Глагол не склоняется.
___В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
___Как изменяется глагол?
Это пример , когда тема урока задана в виде вопроса.
Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)
2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова»
« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
__Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
_ Почему так получилось? Как правильно записать это слово?
С м…чом.
Дети:
__ Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)
4 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные»
Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку
или обнажаем представления учащихся.
На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.
___Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
___Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.
__Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
__Изменяем форму слова.
__Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.
__ Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
___ Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.
__А когда существительные изменяют окончания?
__ Когда мы их склоняем.
__Как мы можем обозначить тему урока?
__Несклоняемые имена существительные.
Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.
Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Следующий урок русского языка.
Учитель говорит: «У мальчика выпал зуб. Какое последнее слово? (Зуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [з][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме.
Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Далее
Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и –щик
Следующий путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), -Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
- Нарисуйте схему сложных слов.
В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.
Русск. яз. 1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».
Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.
4 кл, русск.язык, тема «Три склонения имен сущ».
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...
-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)
- Какие? (несколько вариантов дают дети)
Я вставляю окончания.
-Что заметили? (окончания разные)
-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)
- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безуд.окончаний имен существ.)
При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.
Аналогичная ситуация при изучении спряжения глаголов.
-Что общего в словах:
Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)
-Попробуйте определить, какие гласные пропущены в окончании.
После вариантов ответа детей пишу окончания.
- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется гласная –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.
Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволил мне сформировать у учащихся следующие важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Завершая наше общение , я хочу познакомить вас с притчей об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»
Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»
« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»
« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.
« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»
Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.
Предварительный просмотр:
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Мухамедзянова Альфия Рамазановна , учитель начальных классов
МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…
Условия создания проблемных ситуаций .
- Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
- Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
- В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
- Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
- Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.
- Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения?
- Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
- A) учитель сам ставит и решает проблему;
- Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся;
- B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;
- Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).
- Вот несколько приёмов создания проблемных ситуаций, которые я использую уроках русского языка.
Например, урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
- - Что это? (Читает загадку о собаке) - Это собака.
- - Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке). Наблюдаем, что слово на строке не помещается.
- - Что же мне делать, ребята? - Надо перенести.
- - А что значит перенести? - Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
- Задание на новый материал: - Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах.
- Посмотрим, что вы предлагаете. Видим варианты: соб-ака соба-ка со-ба-ка собак-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
- - Задание было одинаковое для всех? - Одинаковое.
- - А как вы его выполнили? - По-разному. (осознание противоречия)
- - Почему так получилось? Что вы не знаете? - Как надо переносить слова. (формулировка темы)
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
- (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) - Посмотрите на два столбика слов на доске
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
- -Что заметили общего? - В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
- - В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
- Тема - Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных.
На доске вывешены картинки: солнце, сердце, лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек), а остальные в тетрадях.
__ Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.
__ Какое было задание? Записать слова по картинкам.
__ Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании.( Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).
__ А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?
---Сколько мнений в уроке? «2». Какие?
----Одни написали с согласной в середине слова, а другие писали без согласных.
___А почему получились разные мнения? Как вы думаете ?
Ответы детей: Мы этого не знаем. Когда я себе диктовал слова, я этих звуков не слышал.
__ Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.
__ Попробуем озвучить и записать тему нашего урока .
---Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».
___Кто может уточнить-в какой части слова?
___ В корне.
Открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»
Таким образом, дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других и с текстом учебника. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.
Фрагмент с урока в 3 классе. Тема: « Как изменяется глагол?»
Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.
__ Что такое склонение?
__Изменение по падежам.
___Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).
____Имена существительные и прилагательные.
____Попробуйте просклонять глагол «прыгать».
___ Получилось?
___Нет. Глагол не склоняется.
___В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
___Как изменяется глагол?
Это пример , когда тема урока задана в виде вопроса.
Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)
2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова»
« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
__Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
_ Почему так получилось? Как правильно записать это слово?
С м…чом.
Дети:
__ Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)
4 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные»
Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку
или обнажаем представления учащихся.
На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.
___Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
___Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.
__Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
__Изменяем форму слова.
__Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.
__ Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
___ Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.
__А когда существительные изменяют окончания?
__ Когда мы их склоняем.
__Как мы можем обозначить тему урока?
__Несклоняемые имена существительные.
Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.
Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).
Следующий урок русского языка.
Учитель говорит: «У мальчика выпал зуб. Какое последнее слово? (Зуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [з][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме.
Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.
Далее
Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и –щик
Следующий путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся.
Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), -Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
- Нарисуйте схему сложных слов.
В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.
Русск. яз. 1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».
Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.
4 кл, русск.язык, тема «Три склонения имен сущ».
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.
Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...
-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)
- Какие? (несколько вариантов дают дети)
Я вставляю окончания.
-Что заметили? (окончания разные)
-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)
- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безуд.окончаний имен существ.)
При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.
Аналогичная ситуация при изучении спряжения глаголов.
-Что общего в словах:
Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)
-Попробуйте определить, какие гласные пропущены в окончании.
После вариантов ответа детей пишу окончания.
- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется гласная –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.
Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволил мне сформировать у учащихся следующие важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Завершая наше общение , я хочу познакомить вас с притчей об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»
Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»
« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»
« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.
« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»
Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"
Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....
Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД
Статья по созданию проблемных ситуаций в начальной школе...
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....