Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
методическая разработка по русскому языку на тему

                    Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.

                    С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:

Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…

Условия создания проблемных ситуаций .

  • Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
  • Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
  • В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
  • Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
  •  Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust_doklad_muhamedzyanova_a.r.docx26.84 КБ
Файл avgust_doklad_muhamedzyanova_a.r.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.  

Мухамедзянова Альфия Рамазановна , учитель начальных классов

МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

                    Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.

                    С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:

Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…

Условия создания проблемных ситуаций .

  • Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
  • Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
  • В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
  • Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
  •  Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.
  • Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? 
  • Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
  • A) учитель сам ставит и решает проблему;
  • Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся;
  • B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;
  • Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).
  • Вот несколько приёмов создания проблемных ситуаций, которые я использую уроках русского языка.

Например, урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

  • - Что   это? (Читает загадку о собаке)     - Это   собака.
  • - Составьте   с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не   умещалось на одной строке).         Наблюдаем, что слово на строке не помещается.
  • - Что   же мне делать, ребята?       - Надо   перенести.
  • - А   что значит перенести?  - Одну   часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
  • Задание   на новый материал: - Помогите   мне перенести слово «собака».  Работайте в парах.       

- Посмотрим, что вы предлагаете.        Видим   варианты:  соб-ака      соба-ка       со-ба-ка      собак-а       (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

  • - Задание   было одинаковое для всех?  -   Одинаковое.
  • -   А как вы его выполнили? -   По-разному. (осознание противоречия)
  • -   Почему так получилось?  Что вы не знаете?        -   Как надо переносить слова. (формулировка   темы)

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

  • (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)     - Посмотрите на два столбика слов на доске  

 мяч                                         дочь

            шалаш                                   печь

            камыш                                   мышь

  • -Что заметили общего?         - В каждом столбике имена существительные, которые   заканчиваются на шипящий согласный.
  • - В чем различие?        В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого   знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
  • Тема - Значит, какая сегодня будет  тема урока? (Фиксирует тему).  Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

На доске вывешены картинки: солнце, сердце, лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек), а остальные в тетрадях.

__ Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.

__ Какое было задание? Записать слова по картинкам.

__ Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании.( Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).

__ А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?

---Сколько мнений в  уроке? «2». Какие?

----Одни написали с согласной в середине слова, а другие писали без согласных.

___А почему получились разные мнения? Как вы думаете ?

Ответы детей: Мы этого не знаем. Когда я себе диктовал слова, я этих звуков не слышал.

__ Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.

__ Попробуем озвучить и записать тему нашего урока .

 ---Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».

___Кто может уточнить-в какой части слова?

___ В корне.

Открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»


Таким образом, дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других  и  с текстом учебника. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.   Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.

Фрагмент с урока в 3 классе. Тема: « Как  изменяется глагол?» 

Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.

__ Что такое склонение?

__Изменение по падежам.

___Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).

____Имена существительные и прилагательные.

____Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

___ Получилось?

___Нет. Глагол не склоняется.

___В чём затруднение? Какой возникает вопрос?

___Как изменяется глагол?

Это пример , когда тема урока задана в виде вопроса.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)

2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

__Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

_ Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

Дети:

__ Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)

4 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные»

Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку

или обнажаем представления учащихся.

На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.

___Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

___Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.

__Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?

__Изменяем форму слова.

__Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.

__ Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?

___ Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.

__А когда существительные изменяют окончания?

__ Когда мы их склоняем.

__Как мы можем обозначить тему урока?

__Несклоняемые имена существительные.

Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.

Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). 

Следующий урок русского языка.

Учитель говорит: «У мальчика выпал зуб. Какое последнее слово? (Зуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [з][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме. 
Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. 

Далее
Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и –щик

Следующий путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся. 

Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает?         (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), -Как же быть?                        (Подобрать однокоренные слова)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают),  теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные?  (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

 -  Нарисуйте схему сложных слов.

 В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.


Русск. яз. 1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».

Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.


4 кл, русск.язык, тема «Три склонения имен сущ».

Задание:  прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...

-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)

- Какие? (несколько вариантов дают дети)

Я вставляю окончания.

-Что заметили? (окончания разные)

-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)

- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безуд.окончаний имен существ.)

 При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.


Аналогичная ситуация при изучении спряжения глаголов.

-Что общего в словах:

Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)

-Попробуйте определить, какие гласные пропущены в окончании.

После вариантов ответа детей пишу окончания.

- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется  гласная  –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.

Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволил мне сформировать у учащихся следующие важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Завершая наше общение , я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»

Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.




Предварительный просмотр:

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.  

Мухамедзянова Альфия Рамазановна , учитель начальных классов

МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

                    Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?» В своём разговоре с вами, уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда просто элементы этой технологии, чтобы урок был насыщенным и интересным.

                    С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия:

Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Побуждающий диалог-побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему?, Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?

Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…

Условия создания проблемных ситуаций .

  • Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
  • Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
  • В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
  • Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
  •  Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития.
  • Всегда ли ученик выходит из создавшегося познавательного затруднения? 
  • Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
  • A) учитель сам ставит и решает проблему;
  • Б) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся;
  • B) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя;
  • Г) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).
  • Вот несколько приёмов создания проблемных ситуаций, которые я использую уроках русского языка.

Например, урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

  • - Что   это? (Читает загадку о собаке)     - Это   собака.
  • - Составьте   с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Я записываю предложение так, чтобы слово «собака» не   умещалось на одной строке).         Наблюдаем, что слово на строке не помещается.
  • - Что   же мне делать, ребята?       - Надо   перенести.
  • - А   что значит перенести?  - Одну   часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
  • Задание   на новый материал: - Помогите   мне перенести слово «собака».  Работайте в парах.       

- Посмотрим, что вы предлагаете.        Видим   варианты:  соб-ака      соба-ка       со-ба-ка      собак-а       (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

  • - Задание   было одинаковое для всех?  -   Одинаковое.
  • -   А как вы его выполнили? -   По-разному. (осознание противоречия)
  • -   Почему так получилось?  Что вы не знаете?        -   Как надо переносить слова. (формулировка   темы)

Урок русского языка по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

  • (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)     - Посмотрите на два столбика слов на доске  

 мяч                                         дочь

            шалаш                                   печь

            камыш                                   мышь

  • -Что заметили общего?         - В каждом столбике имена существительные, которые   заканчиваются на шипящий согласный.
  • - В чем различие?        В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого   знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
  • Тема - Значит, какая сегодня будет  тема урока? (Фиксирует тему).  Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

На доске вывешены картинки: солнце, сердце, лестница. У доски два ученика записывают эти слова( с обратной стороны крылышек), а остальные в тетрадях.

__ Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.

__ Какое было задание? Записать слова по картинкам.

__ Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании.( Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).

__ А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?

---Сколько мнений в  уроке? «2». Какие?

----Одни написали с согласной в середине слова, а другие писали без согласных.

___А почему получились разные мнения? Как вы думаете ?

Ответы детей: Мы этого не знаем. Когда я себе диктовал слова, я этих звуков не слышал.

__ Сегодня на уроке мы попробуем эту проблему решить.

__ Попробуем озвучить и записать тему нашего урока .

 ---Так как мы не слышим согласный в слове, тема может называться «непроизносимые согласные в словах».

___Кто может уточнить-в какой части слова?

___ В корне.

Открывается запись с темой урока « Непроизносимые согласные в корне»


Таким образом, дети выдвигают гипотезы, спорят, рассуждают, сравнивают своё мнение с мнением других  и  с текстом учебника. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.   Поэтому эту технологию я применяю не только на уроках русского языка, часто использую при изучении тем по окружающему миру, а также на уроках математики.

Фрагмент с урока в 3 классе. Тема: « Как  изменяется глагол?» 

Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.

__ Что такое склонение?

__Изменение по падежам.

___Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).

____Имена существительные и прилагательные.

____Попробуйте просклонять глагол «прыгать».

___ Получилось?

___Нет. Глагол не склоняется.

___В чём затруднение? Какой возникает вопрос?

___Как изменяется глагол?

Это пример , когда тема урока задана в виде вопроса.

Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как « Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)

2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова»

« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

__Мяч будет,_ сказал товарищам Дима,_ Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

_ Почему так получилось? Как правильно записать это слово?

С м…чом.

Дети:

__ Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? ( Правописание безударной гласной в корне слова.)

4 класс. Тема: Несклоняемые имена существительные»

Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку

или обнажаем представления учащихся.

На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.

___Что объединяет эти слова? (это имена существительные)

___Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.

__Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?

__Изменяем форму слова.

__Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.

__ Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?

___ Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.

__А когда существительные изменяют окончания?

__ Когда мы их склоняем.

__Как мы можем обозначить тему урока?

__Несклоняемые имена существительные.

Я, как и любой учитель, прекрасно понимаю значимость учебной деятельности на уроке каждого ученика. Но порой трудно объяснить детям, для чего необходима самостоятельная работа на уроке. Ведь не всегда её результат положительный. А проблемные ситуации позволяют ученикам почувствовать эту значимость. Даже если ученики отказываются от принятия самостоятельных решений, я с помощью логических вопросов подвожу их к обозначению проблемы и поиска её решения.

Например, урок русского языка. На доске написано слово «самолёт». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). 

Следующий урок русского языка.

Учитель говорит: «У мальчика выпал зуб. Какое последнее слово? (Зуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [з][у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова». Далее дается представление об орфограмме. 
Учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление. 

Далее
Учитель: От слов «груз» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик-(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа записывает ответ на отдельном листе и вывешивает его на доску.) Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Ученики: Грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Учитель: Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и –щик

Следующий путь к учебной проблеме – подводящий диалог. Учитель предлагает школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока. Часто он выстраивается от повторения пройденного материала. Результатом такого способа постановки проблемы является развитие логического мышления учащихся. 

Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает?         (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), -Как же быть?                        (Подобрать однокоренные слова)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают),  теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные?  (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

 -  Нарисуйте схему сложных слов.

 В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.


Русск. яз. 1 кл. Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».

Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.


4 кл, русск.язык, тема «Три склонения имен сущ».

Задание:  прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их падеж и род.

Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...

-Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)

- Какие? (несколько вариантов дают дети)

Я вставляю окончания.

-Что заметили? (окончания разные)

-Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные окончания?)

- Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безуд.окончаний имен существ.)

 При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не совпадающий с темой урока.


Аналогичная ситуация при изучении спряжения глаголов.

-Что общего в словах:

Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..)

-Попробуйте определить, какие гласные пропущены в окончании.

После вариантов ответа детей пишу окончания.

- Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется  гласная  –е, а в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.

Итак, предлагаемый комплекс упражнений, используемых на уроках русского языка в системе, позволил мне сформировать у учащихся следующие важные характеристики творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность мышления, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Завершая наше общение , я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом.»

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и ,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель!. Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас.»

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя- воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно.»

Желаю вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....

Способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе для формирования УУД

Статья по созданию проблемных ситуаций в начальной школе...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ПУТЕМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В течение работы у каждого учителя накапливается бесценный опыт. Особенно я столкнулась с проблемой объяснения нового материала. Как донести новое, ещё неизвестное пытливым любопытным человечкам....