"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
материал (2 класс) по теме
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подготовки и проведения урока.
Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов) . Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:
1) выявитьуровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьниками);
2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;
3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.
В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречие на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации.
Важность исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениям навыками, необходим огромный труд педагога.
Создать проблемную речевую ситуацию – это значит создать условия, достаточные и необходимые для вызывания впечатления, сигнализирующего о том, что что-то не так, что-то не то. Её созданию содействует постановка вопроса «Почему?», преднамеренное изменение композиции текста, оказание помощи в выполнении задания воображаемому классу, сравнение, ведущее к выбору варианта, удовлетворяющего требованиям учителя, проговаривания задания, выполненного с отклонением от нормы, использование «деформированного» текста.
Реализация одних методов развития речи приходится на часть урока, других – занимает всё время. Например, создание проблемных речевых ситуаций приходится, в основном, на начало урока. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания осуществляется после прочтения текста. Сообщение признаков изучаемых понятий проводится после того, как учащиеся выскажут свои предположения. Далее наступает очередь за упражнениями, которые занимают большую часть урока и значительная их часть приходится на вторую половину. Напротив, изложение, сочинение накладываются на всё время урока.
Применяются названные методы в определённой последовательности. Например, создание проблемной речевой ситуации начинается с серии суждений учителя, затем следуют его вопросы, потом начинаются свободные высказывания учащихся, в заключение различные мнения учитель сводит к правильному ответу. Прежде чем приступить к применению проблемного обучения в классе, а также к диагностике его эффективности, необходимо выяснить, готовы ли дети к возможным трудностям в обучении и их отношение к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_problemnoy_situacii_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского муниципального района
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальных классах
Тухватуллина Ильсияр Рушановна.
МБОУ «Гимнази№1»Чистопольского
муниципального района,
учитель начальных классов 1 кв.категории
2012 г.
На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций.
Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы
из ситуации, сопоставлять факты.
Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику, рассуждения.
Определяю проблемные теоретические и практические задания;
Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре уроки по другим предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.
Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка. Ученики должны под руководством учителя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать факты и явления, делать выводы.
Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.
«Хорошая школа» должна:
- учить человека думать,
- понимать тексты,
- выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации.
Как же по-другому можно учить школьников, если:
не рассказывать то, что они должны узнать?
не показывать, как делать то, чему они должны научиться?
Как же по-другому можно учить школьников?
Помещать детей в такие условия, где они вынуждены впервые осуществлять то, чего никогда не делали, в том числе строить знание
В ситуации человек вынужден:
- активизировать свои силы
- поставить цель
- найти нестандартный способ достижения цели
- реализовать его
перевести себя из режима поведения в режим действия
Работа учителя с ситуацией:
- создание замысла ситуации,
- организация ситуации и управление ею,
- анализ завершившейся ситуации.
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ-
ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации:
условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия
задание для детей обязательно должно содержать трудность
задание для детей должно включать знания и способности, сформированные ранее
знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации
Пример организации учебной ситуации:
- Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика).
- Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны.
- Обнаружение нового способа действия.
- Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового понятия.
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает?
- не повторяет за детьми
- не задает лишних вопросов
- не формулирует вопросы 10 раз
- точно формулирует задание
- не говорит больше, чем дети
- выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)
- не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания
- выдерживает паузу
- разрешает ученику сомневаться и не знать
- разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа.
- предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям
- требует обоснования детских предположений
- организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения на доске
- понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны
- занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили
- не «выбивает» из ребенка требуемый ответ
- пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка
- идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...
Комментарии
Главная ценность проблемного
Разрешение системы проблемных