"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
материал (2 класс) по теме

Ильсияр Рушановна Тухватуллина

"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"

Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подготовки и проведения урока.

Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (опи­сательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов) . Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:

1)  выявитьуровень знаний и представлений учащихся по данной те­ме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьника­ми);

2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообще­ния этих необходимых сведений;

3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.

В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречие на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуа­ции.

Важность  исследования проблемы развития связной речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник. Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества.

Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениям навыками, необходим огромный труд педагога.

Создать проблемную речевую ситуацию – это значит создать условия, достаточные и необходимые для вызывания впечатления, сигнализирующего о том, что что-то не так, что-то не то. Её созданию содействует постановка вопроса «Почему?», преднамеренное изменение композиции текста, оказание помощи в выполнении задания воображаемому классу, сравнение, ведущее к выбору варианта, удовлетворяющего требованиям учителя, проговаривания задания, выполненного с отклонением от нормы, использование «деформированного» текста.

Реализация одних методов развития речи приходится на часть урока, других – занимает всё время. Например, создание проблемных речевых ситуаций приходится, в основном, на начало урока. Анализ содержания учебного текста и планирование высказывания осуществляется после прочтения текста. Сообщение признаков изучаемых понятий проводится после того, как учащиеся выскажут свои предположения. Далее наступает очередь за упражнениями, которые занимают большую часть урока и значительная их часть приходится на вторую половину. Напротив, изложение, сочинение накладываются на всё время урока.

Применяются названные методы в определённой последовательности. Например, создание проблемной речевой ситуации начинается с серии суждений учителя, затем следуют его вопросы, потом начинаются свободные высказывания учащихся, в заключение различные мнения учитель сводит к правильному ответу. Прежде чем приступить к применению проблемного обучения в классе, а также к диагностике его эффективности, необходимо  выяснить, готовы ли дети к возможным трудностям в обучении и их отношение к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №1» Чистопольского  муниципального района

Создание проблемных ситуаций на уроках  в начальных классах

                                                               

                                                                   

                                                                   

                                         Тухватуллина Ильсияр Рушановна.

                                                              МБОУ «Гимнази№1»Чистопольского

                        муниципального района,

                                                     учитель начальных классов 1 кв.категории

2012 г.

На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

 Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций.

 Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

  Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  Предлагаю  классу   рассмотреть явление с различных позиций;

  Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы

    из ситуации, сопоставлять факты.

  Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,

    конкретизацию, логику, рассуждения.

  Определяю проблемные теоретические и практические задания;

 Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными  или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

 Моя задача как  учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

    Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к  учению.

 Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре  уроки по другим предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

  Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка. Ученики должны под руководством учителя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать факты и явления, делать выводы.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.

 «Хорошая школа» должна:

  1. учить человека думать,
  2. понимать тексты,
  3. выходить за рамки привычного, решая казалось бы, неразрешимые задачи, замысливать, реализовывать замысел, организовывать при этом свои действия, рефлексировать основания своих действий, самоопределяться в определенной ситуации.

Как же по-другому можно учить школьников, если:

не рассказывать то, что они должны узнать?

не показывать, как делать то, чему они должны научиться?

Как же по-другому можно учить школьников?

Помещать детей в такие условия, где они вынуждены впервые осуществлять то, чего никогда не делали, в том числе строить знание

В ситуации человек вынужден:

  1. активизировать свои силы
  2. поставить цель
  3. найти нестандартный способ достижения цели
  4. реализовать его

перевести себя из режима поведения в режим действия

Работа учителя с ситуацией:

  1. создание замысла ситуации,
  2. организация ситуации и управление ею,
  3. анализ завершившейся ситуации.

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ-

ситуация, специально конструируемая для систематического освоения конкретного учебного предмета.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ учебной ситуации:

условия, в которые помещаются дети, диктуют необходимость действия

задание для детей обязательно должно содержать трудность

задание для детей должно включать знания  и способности, сформированные ранее

знание, вырабатываемое детьми, служит им  средством  разрешения ситуации

Пример организации учебной ситуации:

  1. Предъявление детям нового языкового явления (русский язык), задачи нового типа (математика).
  2. Предложение испытать старый способ действия. Попытки неудачны.
  3. Обнаружение нового способа действия.
  4. Сопоставления старого и нового способа действия, фиксация открытия и нового      понятия.

Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке и чего он не делает?

  1. не повторяет за детьми
  2. не задает лишних вопросов
  3. не формулирует вопросы 10 раз
  4. точно формулирует задание
  5. не говорит больше, чем дети
  6. выдерживает «деловую» (пытаясь вместе с учениками разобраться в проблеме) интонацию, а не «дидактическую» (назидательную, обучающую)
  7. не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания
  8. выдерживает паузу
  9. разрешает ученику сомневаться и не знать  
  10. разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу ( - Кому ты говоришь? С кем общаешься? С кем споришь?). Если дети друг с другом не общаются, а общаются только с учителем или через него – это не урок деятельностного типа.
  11. предлагает детям отнестись к высказываемым предположениям

  1. требует обоснования детских предположений
  2. организовывает фиксацию детских предложений, решений, результатов обсуждения  на доске
  3. понимает во время дискуссии, что есть вопросы, ответы на которые ему неизвестны
  4. занимает равноправную позицию с классом перед предметом: уверенно ориентируется в содержании, которое освоили 80% класса, постоянно путается в материале, которое твердо усвоили 20%, не знает того, чего еще не проходили
  5. не «выбивает» из ребенка требуемый ответ
  6. пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка
  7. идет от класса к учебнику (методичке), а не от учебника к классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе

Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах...

Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС

Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....

Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

                  Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...


 

Комментарии

Ильсияр Рушановна Тухватуллина

Главная ценность проблемного обучения в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждой вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребенка. Ученики должны под руководством учителя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать факты и явления, делать выводы. Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.
Ильсияр Рушановна Тухватуллина

Разрешение системы проблемных ситуаций приучают школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни.