Создание проблемных ситуаций на уроке в начальной школе
презентация к уроку на тему
Данный материал содержит статью и прзентацию о создании проблемных ситуаций на уроках в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avgust_konferentsiya.rar | 158.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Создание проблемных ситуаций на уроке» на августовской конференции педагогических работников «Федеральный государственный стандарт начального общего образования: обсуждаем опыт решения инновационных задач» учителя начальных классов МАОУ СОШ № 54 г. Томска Яркеевой Г.А.
Скаткин Михаил Николаевич подчёркивал, что урок является клеточкой педагогического процесса. В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Именно поэтому в условиях реализации ФГОС НОО важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Ключевыми должны стать идеи развивающего обучения, формирования УУД, системно-деятельностного подхода к построению урока.
2 - 3 слайд Хочу напомнить Вам признаки урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода:
- Учитель продумывает цели урока как результат деятельности ученика.
- Учитель организует работу по повышению учебной мотивации ученика.
- Ученик учится ставить цель урока как собственную учебную задачу.
- Ученик проектирует средства достижения поставленной цели.
- Ученик сам оценивает результат и корректирует свои действия.
4 слайд Если мы вспомним этапы традиционного урока, то увидим, что они не соответствуют требованиям ФГОС.
5 слайд Я сегодня более подробно остановлюсь на организации работы по повышению учебной мотивации учащихся. Существуют приёмы по созданию положительной мотивации, например:
- позитивный эмоциональный фон;
- актуализация опорных знаний;
- постановка проблемных ситуаций;
- создание на уроке «точки удивления»;
- ситуация успеха;
- «ловушка».
Сергей Леонидович Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".
Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Проблемная ситуация создается проблемным формулированием вопросов, задач, заданий поискового характера.
У ребенка возникает интеллектуальное затруднение, т. к. он не знает, как объяснить какое - либо явление, факт, процесс действительности и как действовать при этом.
Ученик осознаёт, что не может достичь цели с помощью известных ему (из ранее изученных) способов действия. Проблемная ситуация побуждает его искать новый способ объяснения или действия.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Таким образом, признаками проблемной ситуации являются:
- необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действия;
- наличие неизвестного для учащихся;
- возможности учащихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения.
Владимир Товиевич Кудрявцев, российский психолог, выделяет следующие типы проблемных ситуаций:
- Первичные – возникают тогда, когда обучаемый, наталкиваясь на противоречие, ещё не осознаёт его, хотя и испытывает при этом недоумение, удивление, познавательный дискомфорт.
- Вторичные – проблема осознана и чётко сформулирована, т.е. субъект видит, в чём состоит противоречие.
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции ПС делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.
6 слайд Приемы создания ПС с удивлением:
В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.
Приём 1 Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
Приём 2 Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.
Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём №3.
Приём №3 В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
7 слайд Приемы создания ПС с затруднением:
В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.
Приём №4 Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.
Приём №5 состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
Приём №6 Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.
Правила создания проблемных ситуаций:
ПРАВИЛО 1:перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащиеся должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.
ПРАВИЛО 2:предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса.
ПРАВИЛО 3:проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
ПРАВИЛО 4:нельзя смешивать проблемную ситуацию и проблемное задание. Проблемное задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызвать проблемную ситуацию только при соблюдении определенных условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.
ПРАВИЛО 5: проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического (в результате того, что детьми не может быть выполнено).
ПРАВИЛО 6:возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им учебного задания.
Завершая наше общение, я хочу рассказать Вам одну притчу об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал мудрец — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно……..
-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример, и воспитывать в учениках человечность и доброту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"
"Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе"Успешное применение проблемных ситуацийв обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подгот...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Реализация деятельностного метода путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе
«Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» ...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙНА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕКАК УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯСИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА...
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС
Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе при реализации ФГОС....
Формирование современного урока в рамках реализации ФГОС путем создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Каждый учитель, идя на урок, не раз задавал себе вопрос,: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в ра...