Конспекты уроков
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobavila_kontrolnaya_rabota_po_matematike.docx | 13.66 КБ |
proverka_deleniya_s_ostatkom.docx | 22.79 КБ |
urok_28.doc | 67.5 КБ |
urok_44.doc | 114 КБ |
urok_38.doc | 89 КБ |
urok_25.doc | 107.5 КБ |
konspekt_uroka_10.docx | 1.55 МБ |
dobavila_kontrolnaya_po_russkomu_yazyku.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1.Выполни действия.
458+196= 164*5 = 720-164=
67+85= 928:4= 300-73=
2. Ежедневно одна швея шьет 18 маек, а другая-12. Сколько маек сошьют обе швеи за 5 дней?
3. Покажи цифрами 1,2,3 порядок выполнения действий и реши их.
280 - 80 : 5 * 2=
4* . Чему равен Х в уравнении
Х : 254 = 0
Вариант 2
1.Выполни действия.
279+368= 315*3 = 860-195=
73+49= 865:5= 400-56=
2. Мастер за день расписывает 9 подносов, а его ученик 5. Сколько подносов они распишут за 14 дней??
3. Покажи цифрами 1,2,3 порядок выполнения действий и реши их.
560 + 40: (5 * 2)=
4* . Чему равен Х в уравнении
628 * Х=0
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 3А
Тема урока: «Проверка деления с остатком».
Цели урока:
-научить выполнять проверку деления с остатком;
-повторить решение задач с долями и на нахождение периметра геометрических фигур;
-отрабатывать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:
- личностные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к уроку.
- предметные: познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком.
Тип урока: ОНЗ
Оборудование урока: учебник Математика Моро, 3 кл., 2 ч., стр.32, рабочая тетрадь,
1 шаг
Убедись, что остаток меньше делителя.
2 шаг
Умножь делитель на частное.
3 шаг
Прибавь остаток.
Предварительный просмотр:
Уроки 28–30. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА РОДНОГО КРАЯ
(ЭКСКУРСИИ)
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с объектами и явлениями природы при помощи опытов, наблюдений, самостоятельной работы; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию целостности мировоззрения о взаимоотношениях в природной среде; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, навыками самостоятельного изучения окружающей действительности; понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления; умеют слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании |
Методы и формы | Исследовательский; беседа, рассказ учителя, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://www.menobr.ru/materials/1227/37084/ |
Организационная структура (сценарий) урока (общие рекомендации)
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Подготовка учителя | Обозначение темы. Определение цели, задач, составление плана. Выбор места проведения. Уточнение содержательной части. Методика проведения | 1. Обозначить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно. 2. Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии. 3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для проведения подвижных игр, сообщения информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся. 4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины. 5. Продумать методику проведения экскурсионных занятий. 6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые 7. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| и дисциплинированность. 8. После окончательного уточнения содержания и методики проведения экскурсии можно доработать план | |||||
II. Подготовка обучающихся | Определение темы, прогнозирование цели и задач экскурсии. Подготовка оборудования. Деление | 1. Заранее знакомит учащихся с целью экскурсии: куда и зачем они пойдут, что надо наблюдать на экскурсии, какой материал собрать для дальнейшей работы в классе. Для повышения интереса и внимания целесообразно поставить перед учениками несколько вопросов, ответ на которые они смогут дать только в результате наблюдений, сделанных на экскурсии. 2. Особое внимание следует уделить вопросу о дисциплине. Если экскурсия проводится впервые, надо сообщить, что экскурсия – это тот же урок, только проводится не в классе, а в природе. Поэтому на экскурсии необходимо соблюдать тишину при объяснении учителя, не мешать товарищам. Необходима дисциплина и при передвижении к месту экскурсии. Если экскурсия проводится не впервые, целесообразно напомнить правила поведения, сделав особое предупреждение тем ученикам, которые плохо вели себя на предыдущих экскурсиях. 3. Знакомит учащихся с планом экскурсии, дает задания по подготовке необходимого оборудования. Для того чтобы приучить учеников к ответственности и бережному отношению к школьному имуществу, | Знают цель экскурсии. Внимательно слушают. Готовят необходимое оборудование. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно Регулятивные: замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
необходимо заранее распределить, кто из них за какое оборудование отвечает. 4. Успех экскурсии во многом зависит от ее организации. С этой целью класс можно разделить на небольшие группы (по 5–6 человек) и назначить в каждой старшего, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий. Каждая группа имеет соответствующее снаряжение: компас, лопатки, папки для гербария, этикетки, баночки, лупу и т. п. в зависимости 5. Можно предложить учащимся заучить перед экскурсией стихотворения о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии использовать загадки С. Маршака, Е. Благининой, Е. Серовой, Р. Федькина | Разбиваются Заучивают стихи | учебной задачи. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | ||||
III. Проведение экскурсии | Общее введение (место, время проведения экскурсии, инструктаж). | Проводит инструктаж. Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелой забралось на цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. | Внимательно слушают, высказывают предположения. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравне- ние, обобщение, аналогию; самостоятель- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вводная беседа (тема, цель, актуализация знаний по теме). Непосредственно экскурсия, объясне- | «Что» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох. Сидит «отчего» на зеленом листке, «Куда» полетело верхом на жуке, «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень… Вопрос за вопросом, и так – целый день. Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем Ответы искать под зеленым шатром. Необходимо, чтобы увиденное отразилось и на эстетическом воспитании учащихся, вызвало у них живой образ, обострило их восприятие, обогатило мысль, язык поэтическими образами. Однако учащимся надо помочь найти эти поэтические краски. С этой целью можно использовать чтение отрывков Прежде чем переходить к изучению частностей, надо рассмотреть явление в целом всем классом под руководством учителя. Здесь уместен краткий рассказ об изучаемом объекте, но не следует предвосхищать то, что ученики могут дальше рассмотреть сами. Показывая объект на экскурсии, учитель должен позаботиться о том, чтобы объект был хорошо виден всем обучающимся. Это достигается правильной рас- | Читают отрывки из художественных произведений. Отвечают Внимательно слушают. | но выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ние учителя, самостоятельная работа | становкой учащихся вокруг рассматриваемого предмета (кольцом или полукругом). Центральный момент экскурсии – наблюдение объекта или явления. Здесь возможны разнообразные приемы: если материал труден для самостоятельного изучения, учитель ведет работу со всем классом: задает вопрос, выслушивает ответы, исправляет их, задает следующий вопрос и т. д. и попутно или в конце дает задание собрать необходимый материал для дальнейшего изучения в классе. Если материал нетруден для понимания и у учеников уже имеются некоторые навыки самостоятельной работы, можно перейти к работе по заданиям. Задания могут быть индивидуальными или групповыми. Прежде чем обучающиеся приступят к выполнению заданий, в некоторых случаях необходимо показать приемы работы. Необходимо давать учащимся по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Уделить большое внимание повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры, направленные на сравнение увиденного | Рассматривают объект, наблюдают за явлением, отвечают на вопросы, собирают материал. Выполняют задания, участвуют | нимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
проявляют познавательный интерес | ||||||
IV. Подведение итогов. Релаксация | Отчет о проделанной работе, демон- страция собранного материала. Дополнительное сообщение учителя Заключительная беседа | Работа по заданиям обычно чередуется с моментами общей работы. По сигналу учителя все собираются, сообщают о результатах наблюдений, показывают материал. Учитель помогает сформулировать вывод, сообщает необходимые дополнительные сведения. Далее снова переходят к самостоятельным наблюдениям и т. д. По окончании деловой части экскурсии можно позволить отдохнуть, организованно поиграть | Рассказывают о результатах экскурсии, делают выводы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются Регулятивные: владеют навыками познавательной и личностной рефлексии. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
V. Домашнее задание | Инструкция по выполнению | Заполнить таблицу, составить коллекцию, нарисовать и т. д. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи |
Предварительный просмотр:
Урок 44. ИЗ КНИЖНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/615720/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг |
Основные | Летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово. Найти его вы сможете, разгадав загадку: Говорит она беззвучно, А понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (Книга.) – Сегодня на уроке мы узнаем, как древнерусские мастера создавали рукописные книги, как появилась славянская азбука | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | Проверку домашнего задания проводит в виде инсценировки. | Показывают инсценировку: «Новгородец и иноземный купец», «Новгородец и житель другого города». | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познава- | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Дидактическая игра «Неотосланная депеша» | Читает высказывания первых русских князей | Отвечают, кто мог сказать такие слова | тельную цель; осуществляют поиск Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют | ||
III. Изучение | Кроссворд. Работа Знакомство | – Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово . – Знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались – Кто создал на Руси славянскую письменность? – Ответ на первый вопрос вы найдете, прочитав текст «Возникновение славянской письменности» . – Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору? (Прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа».) – Кто создал первую славянскую азбуку? (Кирилл создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита.) – Кто помогал Кириллу в работе над азбукой? (Старший брат Мефодий.) – Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них. | Отгадывают кроссворд. Отвечают Выполняют Читают текст. Знакомятся вянской азбуки. | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
вянской аз-буки. Сообщение учителя, творческое задание. Рассказ учителя. Сообщения | – Рассмотрите иллюстрацию: – Составьте слово «баба», используя старославянские буквы. () – Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой? (По названию первых букв.) – Эта азбука называлась глаголица. Известно, что слово «глагол» переводится как «слово», «речь». С помощью глаголицы можно было записать устную речь. В настоящее время мы пользуемся другой азбукой – кириллицей. Она была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. – К какому веку относится 863 год? В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. Рассказывает о летописях . Предлагает послушать подготовленные заранее сообщения учащихся об истории возникновения книг. | Проверяют Слушают рассказ учителя | и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Самостоятельная работа с учебником. Задания для учащихся | – Сейчас вы прочитайте статью в учебнике (с. 56– 57). – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Какие чернила использовали для письма? – Что такое киноварь? (Краска оранжево-красного цвета.) – Какого цвета краска охра? (Краска желтого цвета.) – Прочитайте статью в учебнике (с. 58). Продумайте и ответьте на вопросы: – Какими были книги в Древней Руси? – О развитии каких ремесел и искусств может рассказать древнерусская книга? – Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? – Какие художественные приемы оформления книг сохранились и в наши дни? | Читают Выполняют | воренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно ис-пользуют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного Личностные: проявляют интерес к предмету | |||
IV. Вклю- чение | Блицопрос | – Кто создал славянскую письменность? (Кирилл – Как называлась первая славянская азбука? – Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? – В каком году была создана кириллица? – Что такое летопись? | Отвечают | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
изученного | Дидактическая игра «Древние | – Где и кем велись летописи? – Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? – На чем писали в Древней Руси? – Что такое пергамент? – Почему его ценили? – Что такое береста? (Кора березы.) – Чем писали в Древней Руси? – Каким способом написания на бересте пользовались? – Кто трудился над созданием книги в Древней Руси? – Что такое киноварь? охра? – Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры? Опишите книгу. – С помощью стрелок покажите связь слов в столбиках. На доске запись: | Участвуют | способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Задания | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | Личностные: осуществляют смыслообразование; осознают ответственность | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений (работа по карточкам). Заключительная беседа. Выставление оценок | – По мере чтения текста производите его разметку Эта работа поможет понять каждому, что он уже знает, что его удивило, над какими вопросами необходимо поработать. С XI века на Руси появились летописи ( ). В летописях описывались войны между князьями, набеги врагов на Русскую землю, рассказывалось о затмениях солнца ( ). Летописцы писали также о жизни отдельных замечательных людей – жития ( ). Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы, уединившись в своих кельях ( ). | Читают вывод в учебнике (с. 58). Отвечают | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности | Устные ответы. Выполненные задания |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 55–57. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания, с. 57 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Игра «Неотосланная депеша»
1. «И призвали меня новгородцы, и пришел я с Синеусом и Трувором». (Рюрик.)
2. «Кто завтра не придет на реку, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)
3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего». (Вещий Олег.)
4. «Всякий нищий и убогий, приходите на княжий двор и берите все нужное из княжеских запасов: питье, пищу, деньги, а кто не может дойти – болен или немощен, то пусть младшая дружина развозит на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Ведь в Евангелиях сказано: «Продайте имения ваши и дадите нищим». (Владимир Красное Солнышко.)
5. «В память о великой победе над печенегами поставлю я на этом месте храм святой Софии, как в Царьграде». (Ярослав Мудрый.)
6. «Приходи ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)
7. «Теперь я узнал истинного бога!» (Владимир Красное Солнышко.)
8. «Пусть Киев город будет самым главным на Руси. Пусть он будет матерью всех других городов». (Вещий Олег.)
Кроссворд
1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… (крепости).
2. Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)
3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город.)
4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень.)
5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль.)
6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов.)
7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало.)
8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. (Купец.)
9. Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста.)
Ключевое слово: КИРИЛЛИЦА.
Возникновение славянской письменности
Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:
«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)
Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали славянскую азбуку в честь Кирилла – кириллицей.
Рассказ о летописях
В Древней Руси создавались летописи.
Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» переводится как «год».)
Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не происходило, то летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».
В конце XI века – начале XII века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть».
– Как вы думаете, о чем хотел сказать Нестор? (Перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».)
Летопись писали от руки гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.
Предварительный просмотр:
Урок 38. НОВОЕ ВРЕМЯ: ВСТРЕЧА ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Цели | Создать условия для ознакомления со знаменитыми людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: способны осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; умеют использовать разные методы познания |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://festival.1september.ru/articles/595382/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; портреты великих мореплавателей; карта полушарий; картины Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти; портреты Д. Дефо, Ж. Верна |
Основные | Новое время |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Чтоб тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать И ключевое слово прочитать. Предлагает разгадать кроссворд . – Сегодня на уроке мы узнаем, кто открыл Америку. Мы отправимся в эпоху, которая знаменита великими географическими открытиями, великими изобретениями. Эту эпоху историки называют Новым временем | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Как изменился облик Европы за время Средневековья? – Почему Средние века называют временем рыцарей – Какие религии возникли в Средние века? – Кто изобрел книгопечатание? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одно- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Тест «Средние века: время рыцарей | Предлагает выполнить тест | Несколько учеников выполняют тестовые задания | классников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- | |||
III. Изучение | Рассказ учи-теля. Работа Рассказ учителя. Сообщения | – Вслед за Средними веками наступил черед Нового времени. Это время отважных путешественников. Что вы знаете об открытии Америки? Рассказывает об открытии Америки . Показывает портреты великих мореплавателей. – Фернан Магеллан был португальцем. 20 сентября 1519 года 5 кораблей флотилии во главе с Магелланом вышли из порта Сан-Лукар в устье реки Гвадалквивир. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами Огненной Земли, позже названный именем Магеллана. – Найдите на карте Магелланов пролив. На южной стороне пролива они видели огни костров, поэтому Магеллан назвал эту землю Огненной Землей. – Найдите их на карте. Рассказывает о великих мореплавателях . – Но Новое время – это не только время отважных путешественников. Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей. | Отвечают Внимательно слушают. Рассматривают портреты мореплавателей. Показывают Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
картинах Работа Рассказ учителя | Открывает на доске репродукции картин известных художников и предлагает назвать их авторов. Предлагает прочитать статью «Что оставило нам Новое время?» в учебнике (с. 25–26). Показывает иллюстрации с изображениями технических изобретений Нового времени. Рассказывает об изобретателях | Называют Читают статью в учебнике, смотрят иллюстрации. Внимательно слушают | ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес | |||
IV. Вклю- чение | Фронтальный опрос. | – Какую эпоху историки называют Новым временем? – Назовите знаменитых людей Нового времени. – Какое открытие сделал Х. Колумб? – Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан? – Какой след оставили в истории Беллинсгаузен и Лазарев? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). | Устные ответы, выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
рение изученного | Игра «Соотнеси слова». Задания | – Назовите технические изобретения XIX века. – Соедините слова из каждого столбика. Они должны быть связаны между собой . Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Регулятивные: ориентируются в учебнике. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что наиболее значимым из изученного является – Что удивило, восхитило? – Какими открытиями мы пользуемся до сих пор? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 22–27. Выполнить задания 1, 2. Подготовить сообщение о знаменитых людях Нового времени | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. Где жили рыцари? (Замок.)
2. Здание для молитв у мусульман. (Мечеть.)
3. Металлическая буква в первом печатном станке. (Литера.)
4. Здание для молитв в буддизме. (Храм.)
5. Где можно было согреться в замке? (Камин.)
6. Здание для молитв у христиан. (Церковь.)
7. Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (Рыцарь.)
Ключевое слово: АМЕРИКА.
Тест «Средние века: время рыцарей и замков»
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Сколько лет продолжались Средние века? а) 1000 лет; в) 9 веков; б) 2000 лет; г) 5 веков. 2. Какие города возникли в Средние века? а) Москва; в) Берлин; б) Париж; г) Афины. 3. Новая вера – ислам – возникла: а) в Индии; в) в Европе; б) на Ближнем Востоке; г) на Дальнем Востоке. 4. Какая религия самая древняя? а) Христианство; б) буддизм; в) ислам. | 5. В Средние века изобрели: а) очки, пуговицы, часы; б) телевизор, видеомагнитофон, компьютер; в) телефон, паровоз, радио. 6. Кто изобрел книгопечатание? а) Иоганн Гуттенберг; б) Даниэль Дефо; в) Христофор Колумб. 7. Бумага была изобретена: а) в Древнем Китае; б) Египте; в) Древней Греции. |
О т в е т ы: 1 – а. 2 – а, в. 3 – б. 4 – б. 5 – а. 6 – а. 7 – а.
Рассказ учителя об открытии Америки
– До конца своих дней Колумб не знал, что открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств».
Но действительно ли Америка раньше не была известна людям? Оказывается, еще за 500 лет до рождения Колумба викинги – древние жители Скандинавского полуострова – уже приплывали на своих ладьях в Северную Америку. А китайские моряки еще раньше викингов посещали берега Южной Америки.
Выходит, Америка была открыта задолго до Колумба, просто люди того времени не имели современных средств связи, да и грамотными были еденицы из них, поэтому открытия эти не получили такую известность в древности. Да и сам Колумб не считал, что он открыл новую землю, – он был уверен, что нашел «западный» путь в Индию.
И только после смерти Колумба путешественник Америго Веспуччи, который участвовал вместе с ним в двух экспедициях, доказал, что открытые Колумбом земли – новый материк. Вот его-то именем – Америго – и назвали Америку. А память о Колумбе хранит в своем названии одна из стран Центральной Америки – Колумбия.
– Каких путешественников вы еще знаете?
Рассказ учителя о великих мореплавателях
28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода, и Магеллан назвал океан Тихим. Почти четыре месяца продолжалось это нелегкое плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от цинги. 6 сентября 1522 года «Виктория» вошла в устье реки Гвадалквивир. На борту осталось лишь 17 испанцев из 265, отправившихся в путешествие.
Так закончилось первое кругосветное плавание.
Русские люди успешно осваивали просторы Сибири. В 1820 году русские путешественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев помимо немалого количества островов открыли целый континент – Антарктиду. Поэтому экспедиция Беллинсгаузена по справедливости считается одной из самых важных в истории географических открытий.
В 1819–1821 годах Фаддей Беллинсгаузен был начальником экспедиции, отправленной в южнополярные моря. Она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал знаменитый Михаил Петрович Лазарев. Выйдя 4 июня 1819 года из Кронштадта, экспедиция прибыла 2 ноября в Рио-де-Жанейро. (Учитель показывает на карте каждый порт.)
Оттуда экспедиция направилась прямо на юг, и были открыты три острова маркиза де Траверсе. Затем Беллинсгаузен отправился далее на юг, насколько позволяли льды. В марте 1820 года шлюпы разделились и пошли в Австралию (порт Джексон, ныне Сидней). Перезимовав в Австралии, экспедиция отправилась в Тихий океан, открыла несколько островов и в ноябре продолжила свой путь в южнополярные моря. 10 января 1821 года под 70-м градусом з. д. Беллинсгаузен, встретив сплошной лед, вынужден был пойти на север и открыл остров Петра I и берег Александра I.
Рассказ учителя об изобретателях
Паровоз – локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина). Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 году (Р. Тревитик) и в 1814 году (Дж. Стефенсон). В России первый паровоз построили Е. А. и М. Е. Черепановы (1833–1834).
Пароход – судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермонт» построен в 1807 году в США Р. Фултоном.
Фотография. Основоположниками этого изобретения являются Л. Ж. М. Дагер (1839), Ж. Н. Ньепс во Франции и У. Г. Ф. Толбот (1840–1841) в Великобритании. Цветные фотоизображения впервые получил Л. Дюко дю Орон (1868–1869, Франция).
Телеграфная связь – передача на расстояние буквенно-цифровых сообщений (телеграмм). Осуществляется электрическими сигналами, передаваемыми по проводам. Основы телеграфной связи были заложены в 1832–1844 гг. работами П. Л. Шиллинга, Б. С. Якоби (Россия), С. Морзе (США).
Телефонная связь обеспечивает ведение устных переговоров между абонентами, удаленными друг от друга практически на любое расстояние. Начало телефонной связи было положено в 1876 году изобретением телефонного аппарата А. Г. Беллом (США) и созданием первой телефонной станции (1878, Нью-Хавен, США).
Автомобиль. Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769–1970 гг.; с двигателем внутреннего сгорания – Г. Даймлером, К. Бенцем (Германия) в 1885–1886 годах.
Метрополитен – вид рельсового пассажирского транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным уличным движением. Первая линия метрополитена (3,6 км) построена в Лондоне (1863 г.). С 1868 года метрополитен действует в Нью-Йорке. Старейшее метро в Европе – будапештское (1896), венское (1898), парижское (1900).
В России первая линия метрополитена была введена в Москве в 1935 году.
Игра «Соотнеси слова»
Мореплаватель Д. Дефо Джоконда
Художник Магеллан Америка
Путешественник Рафаэль Санти 20000 лье под водой
Писатель Леонардо да Винчи Форма шара
Художник Ж. Верн Сикстинская мадонна
Писатель Колумб Робинзон Крузо
Предварительный просмотр:
Урок 25. ЖИЗНЬ ЛЕСА
Цели | Создать условия для введения понятий «природное сообщество», «ярусность леса», установления взаимосвязи между всеми компонентами природного сообщества леса, ознакомления с многообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; представления о лесе как о природном сообществе; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://www.zooclub.ru/voice/index4.shtml http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-v-4-klasse-po-temeles-pri |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, плакат «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов |
Основные | Природное сообщество, ярусность леса, лесная подстилка |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Послушайте загадку: Весной веселит, летом холодит, Осенью умирает Грибами, ягодами одаривает, Весной опять оживает. (Лес.) Демонстрирует иллюстрацию с изображением леса. – О чем сегодня будем говорить? – Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете? Что такое сообщество? На какое слово оно похоже? (На слово «общество».) – Как образовано слово «сообщество»? (С помощью приставки со-.) – Сегодня на уроке мы постараемся более полно ответить на вопрос: «Что такое природное сообщество?» | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Тест «Земля-кормилица. Почвы» | – Приведите примеры различных типов почв. – Какая почва самая плодородная? – Какие почвы в нашем крае? – Почему нужно бережно относиться к почвам? – Как нужно охранять почвы? Предлагает выполнить тест | Отвечают Выполняют тест | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познава- | Устные ответы, карточки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя о лесе. Введение понятий «природное сообщество», «ярусность леса». | На доске – плакат «Лес». Звучат в записи голоса птиц. Читает «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес» . – Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? – Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания: 1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.) 2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.) 3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.) Расположите названия ярусов в порядке уменьшения. (Деревья, кустарники, травы.) Показывает схему «Ярусы леса». Предлагает заполнить таблицу:
– Что растет на самой земле? | Внимательно слушают. Отвечают Выполняют Рассматривают схему, заполняют таблицу. | Фронтальная | тельную цель; осуществляют поиск Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точнос- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Цепи питания в лесу. Загадка. Работа | Открывает схему на доске . – Что обозначают стрелки? – Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным? – Давайте рассмотрим цепи питания: дуб → жуки → короеды → кукушки → орлы. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться – Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте: И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд. В шляпках молодцы стоят. (Грибы.) Предлагает прочитать статью в учебнике (с. 179) «Нужны ли лесу грибы?». | Рассматривают схему Внимательно слушают, отвечают Отгадывают загадку. Выполняют | тью; формулируют Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям | |||||||
IV. Практическая деятельность | Игра «Съедобное – | 1. Эти дружные ребята На пеньке растут в лесу. Называют их… (опята). 2. А это – красавец На беленькой ножке, Он в красненькой шляпке, На шляпке – горошки. (Мухомор.) 3. Растут в лесу сестрички. Рыжие... (лисички.) 4. Серенькие шапки, Рябенькие ножки. Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики.) 5. Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой. Под коричневою шапкой С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.) 6. У него невзрачный вид, Воланчик на ножке его украсит. Ты не трогай этот гриб. | Отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то стоят; если отгадка – несъедобный гриб, то садятся на корточки). | Фронтальная, коллективная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа Задания | Учти – он очень ядовит! Не бери ты их с полянки, Называются … (поганки). 7. Средь молодых сосенок В блестящей темной шапочке Растет грибок... (масленок). – Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? – Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу Предлагает прочитать статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» в учебнике (с. 180). – Выполните задание в учебнике «Подумай!» (с. 180– 181). Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Отвечают Читают статью. Выполняют Выполняют | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | Это называется природа Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь… Все это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! В лугах ромашки солнечного цвета, Такие, что светлей на свете жить… Природой называется все это, Давайте же с природою дружить! Летят, звеня, дождинки с небосвода, Клубится на заре тумана дым… Все это называется природа, Давайте же сердца ей отдадим! (М. Пляцковский.) – Какой вывод можно сделать, познакомившись – Чему вы научились на уроке? – Почему лес называют природным сообществом? – Лес называют природным сообществом потому, что все его обитатели тесно связаны между собой. – Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников | Подготовленный ученик читает стихотворение. Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 175–182. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал
Тест «Земля-кормилица. Почвы»
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Характерными почвами нашего края являются:
а) черноземы; в) подзолистые почвы;
б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.
2. Черноземные почвы преобладают:
а) в тундре; б) степях; в) лесной зоне; г) пустынях.
3. Плодородие почвы зависит от количества:
а) песка; б) глины; в) перегноя; г) солей.
4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:
а) вода; б) камни; в) воздух; г) соли.
5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок; б) перегной; в) глина; г) ил.
6. Каким цветом обозначены на карте низменности?
а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.
7. В состав почвы входят:
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.
8. Один сантиметр почвы в природе образуется:
а) за 100–150 лет; б) 250–300 лет; в) 5–10 лет; г) 1–2 года.
9. Для защиты почвы на полях необходимо:
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.
Ответы: 2 – в. 3 – в. 4 – г. 5 – б. 6 – б. 7 – б. 8 – б. 9 – в.
Сказка о художнике, который решил нарисовать лес
– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
– Нет, – сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
– Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Цепи питания
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проверочная работа
по русскому языку, 4 класс
ФИО ученика, класс ______________________________________________
Инструкция по выполнению проверочной работы
На выполнение работы по русскому языку дается 40-45 минут.Работа включает4 задания.
Ответы на задания запиши в отведенных для этого полях. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, орфографическими словарями, другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удается выполнить сразу, и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Диктант
Задание 1.Запиши текст под диктовку учителя.
Вариант 1
Задание 2.Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Подчеркни в нем однородные сказуемые. (Не переписывай предложение, работай в тексте)
Задание 3. Найди в тексте 8-е предложение.
- Графически обозначь в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Задание 4.В 4-ом предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:
Выпиши это слово и обозначь его части.
Ответ:__________________________________________________________
Задание 5. В 3-ом предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие.Выпиши это слово.
Ответ:__________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....