Социокультурные истоки
рабочая программа (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_fgos_sotsiokulturnye_istoki_2_kl_1.docx | 31.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»
направленность: духовно-нравственная
возраст: 8 - 9 лет
составитель: учитель начальных классов
первой категории
Апанасюк Е.А.
г. Югорск
2022-2023 г.
Содержание программы
1. Планируемые результаты освоения курса…………………………………………………………………………...…………..……………….3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………… 5
3. Тематическое планирование………………………………………………………………………………………………………………………7
Приложение 1. Поурочное планирование…………………………………………………………………………………………………………10
1. Планируемые результаты освоения курса.
Цель - раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.
Личностные результаты освоения курса.
Учащийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
• ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
• знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
• установки на здоровый образ жизни;
• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Метапредметные результаты.
Учащийся получит возможность научиться:
• организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
• определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, полученную информацию и обобщать её;
• пересказывать текст в разной форме;
• участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
• осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
• различать государственные и духовные праздники;
• создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
• распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
• узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
• реализовывать свой творческий потенциал;
• передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона.
Предметные результаты освоения курса.
- рассказывать о своей семье, друзьях;
- с заботою, пониманием относиться к родителям, близким;
- ценить дружбу;
- ценить заслуги защитников Отечества перед Родиной;
- проявлять интерес к истокам культуры родного края, к духовным ценностям и образу жизни;
- высказывать свое мнение;
- общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха;
- познавать мир через освоение социокультурных категорий Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ | Тема урока | Содержание внеурочной деятельности | формы организации и виды учебной деятельности |
РОДНОЙ ОЧАГ | |||
1 | Введение в предмет. Имя | Истоки. Родной очаг. Имя. Смысл имени. Именины - день имени. Традиции имянаречения. Родовое имя. | Ресурсный круг «Что мы узнаем на уроках Истоки». Ресурсный круг «Имя и доброе качество» |
2 | Семья | Семья – любовь, забота, Согласие. Семейные традиции. | Работа в паре «Семья» |
3 | Семья | Родители. Почитание родителей. Обязанности каждого в семье. | Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям» |
4 | Род | Родина. Род. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколения. Родовое дерево. | Работа в паре «Родовое дерево» |
5 | Дом | Порядок, уклад, ритм жизни дома. Чувство единения, заботы, любви. Родительский дом. | Ресурсный круг «Дом» |
6 | Дом | Мир вещей. Святыни. Семейные реликвии. Традиции дома. Любимый праздник. | Работа в паре «Родственные вещи» |
7 | Деревня | Деревня-кормилица. Земледельцы. Община (мир). Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка. | Работа в паре «Занятия жителей деревни» |
8 | Город | Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры. Доброта и милосердие. | Ресурсный круг «Город» |
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Родной очаг. | Работа в паре «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) |
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | |||
10 | Нива и поле | Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная. | Работа в паре «Поле и школа» |
11 | Нива и поле | Труд земной и труд души на ниве. «Нива-Божья ладонь». | Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа» |
12 | Лес | Зелёный друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса. | Ресурсный круг «Лес» |
13 | Река | Название реки. Ручей-Река-Море-Океан. Течение времени. Живая, святая вода. | Работа в паре «Вода-Живая вода-Святая вода» |
14 | Река | Истоки, жизнь и нрав реки. Красота и польза. Река - дорога. | Ресурсный круг «Река» |
15 | Море-океан | Море-океан. Поморы. Мореходы. Соловки - Северная святыня. | 1. Работа в паре «Человек и море» 2. Ресурсный круг «Как море воспитывает человека» |
16 | Путь-дорога | Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство. | Работа в паре «Путь-дорога» |
17 | Дорога жизни | Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрёстки. Дорога в жизни. | Ресурсный круг «Значимые цели жизни» |
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | Родные просторы | Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека» |
ТРУД ЗЕМНОЙ | |||
19 | Сев и жатва | Труд земной. Пахота, пашня. Сев и жатва. Пахарь, сеятель. Страда. Народные примеры. | 1. Работа в паре «Полевые работы» 2. Работа в паре «Пословицы и поговорки» |
20 | Братья меньшие | Домашние животные. Забота о животных. Любовь к животному. | 1. Работа в паре «Про кого так говорят» 2. Ресурсный круг «Кто важнее?» |
21 | Ткачихи-рукодельницы | Ткачихи. Женский труд. Посиделки. Прядение. Ткачество. Терпение. | Ресурсный круг «Ткачихи-рукодельницы» |
22 | Ткачихи-рукодельницы | Лён. Полотно. Терпение. Сноровка. | Работа в четвёрке «Как рубашка в поле выросла» |
23 | Мастера-плотники | Плотницкое дело. Сруб. Топор. Артель. Добросовестность. Рассудительность. Мастерство. | 1. Работа в четвёрке «Инструменты плотника» 2. Ресурсный круг «Мастера-плотники» |
24 | Кузнецы-умельцы | Мастер-кузнец. Кузница. Горн. Мечи. Молот. Наковальня. Сила и ловкость. | 1. Работа в тройке «Подкуём лошадку» 2. Ресурсный круг «Кузница» |
25 | Ярмарка | Ярмарка. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар. Честная торговля. Праздник. | Ресурсный круг «Ярмарка» |
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | Труд земной | 1. Работа в четвёрке «Труд земной и орудия труда» 2. Ресурсный круг «Ценности труда земного» |
ТРУД ДУШИ | |||
27 | Слово | Труд души. Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва. | 1. Работа в четвёрке «Какое бывает слово» 2. Ресурсный круг «Подари доброе слово» |
28 | Сказка | Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость. | 1. Работа в четвёрке «Уроки сказки» 2. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой» |
29 | Песня | «Душа поёт». Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Частушка. | 1. Работа в четвёрке «Праздничная песня» 2. Ресурсный круг «Душа поёт» |
30 | Праздник | Будни и праздники. Смысл праздника. Радостный труд души. | 1. Работа в четвёрке «Смысл праздника» 2. Ресурсный круг «Любимый праздник» |
31 | Книга | Книга книг – Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб. | Ресурсный круг «Любимая книга» |
32 | Икона | Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир. Слово в образе. | 1. Ресурсный круг «Икона» 2. Работа в четвёрке «Иконописный образ» |
33 | Храм | Храм – дом Божий. Купол. Крест. Внутреннее убранство. Храм и человек. | 1. Работа в четвёрке «Храм души» (оценивающий тренинг) 2. Ресурсный круг «Храм души» |
34 | Обобщающий урок «Труд души» | Труд души | Ресурсный круг «Мир, в котором мы живём» |
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый
Форма контроля:
- оценивающий тренинг
3. Тематическое планирование.
Раздел. Тема.
| Т | П | Характеристика основных видов деятельности | Виды деятельности ученика | Система оценивания уровня достижения планируемых результатов | ||
Всего часов | Всего часов | Предметные результаты освоения ФГОС учебного предмета | Личностные | Метапредметные | |||
Раздел 1. Родной очаг (9 часов) | 4 | 5 | Высказывать свое мнение; рассказывать о своей семье, друзьях; с заботою, пониманием относиться к родителям, близким; ценить дружбу; | Участвовать в творческом процессе. | Составлять алгоритм действий. Организовать работу в группе, паре; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Ресурсный круг. Работа в паре, группе. Создание творческого проекта. | Защита творческого проекта. Участие в конкурсе рисунков. «Вечные ценности» (оценивающий тренинг) |
Раздел 2. Родные просторы (9 часов) | 4 | 5 | Ценить заслуги защитников Отечества перед Родиной; проявлять интерес к истокам культуры родного края, к духовным ценностям и образу жизни; | Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. | Ресурсный круг. Работа в паре. Создание творческого проекта. | Защита творческого проекта «Почему родные просторы значимы для человека» Участие в конкурсе рисунков. |
Раздел 3. Труд земной (8 часов) | 4 | 4 | Проявлять творчество при выполнении заданий и в ресурсном кругу; высказывать свое мнение. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). | Ресурсный круг. Работа в паре, в четверке. Создание творческого проекта. | Участие в конкурсе рисунков. Защита творческого проекта «Ценности труда земного» |
Раздел 4. Труд души (8 часов) | 4 | 4 | Познавать мир через освоение социокультурных категорий Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души. | Участвовать в творческом процессе. | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Ресурсный круг. Работа в паре, группе. Создание творческого проекта. | Участие в конкурсе рисунков. «Храм души» (оценивающий тренинг) |
Приложение 1
Поурочное планирование
№ | Тема занятия | Дата прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Введение в предмет. Имя | ||
2 | Семья | ||
3 | Семья | ||
4 | Род | ||
5 | Дом | ||
6 | Дом | ||
7 | Деревня | ||
8 | Город | ||
9 | Обобщающий урок «Родной очаг» | ||
РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ | |||
10 | Нива и поле | ||
11 | Нива и поле | ||
12 | Лес | ||
13 | Река | ||
14 | Река | ||
15 | Море-океан | ||
16 | Путь-дорога | ||
17 | Дорога жизни | ||
18 | Обобщающий урок «Родные просторы» | ||
ТРУД ЗЕМНОЙ | |||
19 | Сев и жатва | ||
20 | Братья меньшие | ||
21 | Ткачихи-рукодельницы | ||
22 | Ткачихи-рукодельницы | ||
23 | Мастера-плотники | ||
24 | Кузнецы-умельцы | ||
25 | Ярмарка | ||
26 | Обобщающий урок «Труд земной» | ||
ТРУД ДУШИ | |||
27 | Слово | ||
28 | Сказка | ||
29 | Песня | ||
30 | Праздник | ||
31 | Книга | ||
32 | Икона | ||
33 | Храм | ||
34 | Обобщающий урок «Труд души» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".
Методицеская разработка классного часа в 3 классе.по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание"....
Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".
Методицеская разработка по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание" 3 класс....
Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Слово".
Урок по предмету "Социокультурные истоки". 1 класс...
Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Во что верует душа".
Урок по предмету "Социокультурные истоки". 3 класс....
Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»
В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...
Презентация к выступлению по теме "Активные формы обучения во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки"
Презентация тезисно отражает основные положения об активных формах обучения (АФО) во внеурочной деятельности учащихся начальных классов по курсу "Социокультурные истоки". Она сопровождает выступление ...