Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".
методическая разработка (3 класс) по теме
Методицеская разработка по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_klassnyy_chas.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый классный час
тема: «Послушание. Дети и родители».
Цели:
Обучающие:
- Формирование работы над текстом, словом;
- Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой.
Дидактическая:
- Использование динамического чтения.
Воспитательная:
- Формирование правильного представления об окружающем мире;
- Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
- Умение слушать.
Развивающие:
- Развитие фонематического слуха;
- Формирование и развитие думать, анализировать, обобщать;
- Работа над укреплением памяти, внимания, воображения, сообразительности;
- Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов.
Оборудование:
- УМК “Истоки” (учебник, тетрадь);
- Карточки;
- Компьютер;
- Проектор.
Вступление.
Милые ребята! Дорогие наши бабушки, мамы! Уважаемые гости! Мне приятно видеть ваши добрые лица, чувствовать близость общения с вами.
Давайте отправимся в очередное и душеполезное путешествие к нашим Истокам. По мере своих сил будем помогать друг другу в дороге.
- Присоединение к теме.
1) Инсценирование сказки «Гуси-лебеди»
- Почему случилась вся эта история?
(девочка не вспомнила наказ родителей, ослушалась.)
Сегодня мы поговорим о послушании и почитании своих родителей. Узнаем кого нужно слушать и слышать? К чему прислушиваться?
- Основная часть.
Ребята, как вы думаете что обозначает слово «послушание» (ответы детей). Послушание — это умение слушаться и повиноваться.
- Чему оно учит?
Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства.
- Послушание-это не бездумное выполнение чьих-то указаний, выбор поступка, действия по совести.
Это труд по благословению. Это служение людям.
(слайд)
Как правило, ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь, мы ищем в опыте предков. Обратимся к нему и сейчас.
1) Чтение текста с. 64.
Выбор по совести
Послушание
Труд и служение
Выбор: послушай совет, поступи по совести.
Почему важно доверять опыту послушания наших предков?
(Он знают и умеют неизмеримо больше тебя. Обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом.
- Как опыт послушания соединяет прошлое, настоящее и будущее?
(Они учились у предыдущих поколений. В жизненном опыте одного человека соединяется опыт веков).
- Какие слова на Руси были высшей оценкой для детей?
(Послушный сын», «послушная дочь». Они приносят радость родителям, доверяют их жизненному опыту.
Такие дети – надежда семьи.)
- Какое наставление древнего мудреца нужно всегда помнить?
(«Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет»).
- Активное занятие. Работа в четверке.
Задание. Вам предстоит важное дело. Построите логическую цепочку своих действий, следуя этому наставлению, то есть что нужно сделать сначала, а что-потом.
На доске: Дело Размышление Совет
Итоги работы: Размышление Совет Дело
Беседа.
В жизни часто происходит всё по-другому.
К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.
Проснулся ребёнок — мать просит его встать, умыться; а он как будто не слышит слов матери; разве когда отец прикрикнет на него, тогда только он встрепенется и как будто приступит к делу, медленно, нехотя..... Многие дети привыкли капризничать за столом: привередничают, отказываются от еды — одно сладкое им подавай. Есть дети ленивые, которые не хотят выполнить даже легко поручение своей матери. Попросит его мама сходить куда-нибудь, а он, вместо того, чтобы исполнить её просьбу, наговорит ей кучу возражений: «Да как я пойду, да я не знаю дороги, да я боюсь туда идти....» Или же прежде поторгуется, выпрашивая гостинцев за исполнение дела. А иной и совсем не послушается матери, убежит куда-нибудь надолго и там играет с подобными себе озорниками, пока не захочется ему есть. Тогда только вспомнит про мать: лисьими шагами подходит к дому и всякими неправдами старается увернуть от заслуженного наказания. Постепенно эти дети теряют уважение к родителям: их не трогают ни уговоры, ни наказания. Такие дети-печаль и позор родителям.
- Как нужно относиться к родителям?
(ответы детей)
Надо помнить о божьей заповеди почитания родителей.
«Почитай отца твоего и мать твою»
Ребята, а что значит почитать родителей?
1) Быть всегда вежливым и внимательным к своим родителям.
- Быть вежливыми мы должны со всеми людьми, тем более со своими родителями. Вежливое отношение может выражаться в вашей заботе о них: спросите, как они себя чувствуют, в чём нуждаются. Например: «Мама, как ты себя чувствуешь? Папа, чем я могу тебе помочь?». Утром можно сказать: «Доброе утро!». Но не капризничать и не быть недовольным; вечером можно пожелать и доброй ночи. Конечно, это незначительное внимание, но и это очень ценно и приносит радость.
2) Никогда не стыдиться родителей и оказывать им высокое внимание.
- Имеется в виду не то, какое положение они занимают в обществе, а то кем они являются для вас. В мире они, может, и не на почетном месте, простые рабочие, не имеющие образования.
Но кем бы ни были ваши родители в жизни, он для вас суть представители Бога. Огорчить их-значит огорчить Господа.
Никогда не стыдитесь своих родителей. Они отдают свое здоровье, отказывают себе во многом, даже в последнем куске хлеба.
(рассказ о мальчике)
3) Почитать родителей — это значит ответить любовью на их любовь.
4) Но самое главное почитание есть послушание.
Быть послушным — значит не только делать, что от тебя требуют, (машины и рабы тоже исполняют, что от них требуют), но это значит: подчинить свою волю воле другого и исполнять свой долг с любовью.
- Но почему же нам трудно слушаться?
Даже если понимаешь, что тебе говорят правильные вещи, всё равно подчиниться не просто.
- Что нам мешает быть послушными?
(Мешает своеволие, упрямство, дух протеста).
Слово «послушание» происходит от слов слушать, слышать. Послушный (слушающий, слышащий есть тот, кто исполняет то, о чём ему говорят, что от него требуют. Исполняет-значит слушает, значит слышит.
Именно поэтому Иисус Христос говорил о непослушных людях так: «Имеют уши и не слышат». (Мф.13.,13).
- Можно ли так сказать и о непослушных детях?
- Почему?
(Ответы детей).
Грех непослушания с. 39-40
- Хотим ли мы, чтобы родители нас любили понимали?
(ответы детей)
Родительская любовь, как и любовь Божия, подобна солнышку, которое посылает на нас благодатные лучи тепла и света. В этих лучах нам радостно, уютно и спокойно.
Но вдруг становится прохладно, куда-то пропадают согревающие нас лучи, и мы оказываемся в тени....
Набежит туча и спрячется от нас красное солнышко. Это наше непослушание. Малое непослушание — малая тучка, большое непослушание — большая туча, которая может совершенно закрыть от нас солнце. Тогда нам станет очень неуютно.
Польёт дождь, загремит гром и засверкает молнии. Мы промокнем и продрогнем....
Это гром и молния — все беды обрушивающиеся на нас из-за непослушания.
Чтение притчи.
- Послушайте «притчу об отце и сыне»
У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб бы утыкан гвоздями. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.
- Гвоздей нет, но дырки от них остались.
- Раны на столбе израненные души любящих сына родителей.
Активное занятие. Работа в парах.
А теперь вам предстоит важное задание.
Из таблицы выберите те качества, которые мешают послушанию в левый столбик, а в правый то, что приобретаешь с послушанием.
Лень | Преодолеваю лень |
Плохое настроение | Гаснет раздражительность |
Утомительно | Сделаю доброе дело |
Поссорились с этим человеком | Доставлю радость |
Вредный характер | Сохраню добрые обычаи |
- Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание?
Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы он стало добровольным и осознанным. Поначалу далеко не все нам нравится, в чем нас заставляют слушаться, но нужно самому принуждать себя к дисциплине. Когда человек увидит от этого пользу для себя — и послушание будет ему не в тягость. Послушание родителям — это долг
детей. Ведь они учат нас только добру, которое требует от нас Господь. И наше послушание им есть послушание самому Богу.
- А сейчас я прочитаю вам интересную сказку. Слушая её, подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли назвать эту сказку поучительной?
Сказка про Ваню.
Жил-был мальчик Ваня. Проснулся он как-то утром, а ему мама говорит:
- С добрым утром, Ванечка!
Ваня ей отвечает:
- Ничего оно не доброе. Дождик идёт на улице.
Разогрела мама ему завтрак и зовут его:
- Ванечка! Мой ручки и иди кушать.
А он ей в ответ:
- Зачем их мыть? Они и без того чистые.
И вот так целый день он разговаривает с мамой.
Настал вечер. Уложила мама Ваню спать, и приснился ему сон, будто пришел он с мамой в магазин, увидел конфеты и говорит:
- Мама! Купи мне, пожалуйста, конфеты.
- А мама отвечает:
- Это не конфеты, котлеты. Ты же не любишь котлеты.
Ваня удивился, ничего не сказал. Вышли они из магазина, идут по улице.
Заметил Ваня у дороги цветок и говорит:
- Ой, мама! Посмотри, какой красивый цветок!
А мама ему отвечает:
- И совсем это не цветок, а чей-то пестрый носовой платок.
- Ваня ещё больше удивился.
Пришли они домой, просит он маму:
- Свари, пожалуйста, мне на обед картошечки.
А мама отвечает:
- Зачем её варить? Она и без того вкусная.
Ваня так удивился всему этому, что проснулся. Проснулся, подумал про свой сон и …... вдруг покраснел от стыда. А тут слышит, мама говорит ему:
- С добрым утром, Ванечка!-улыбнулся Ваня и, хотя за окном моросил дождь, радостно ответил:
- С добрым утром, мамочка!
- Можно ли эту сказку назвать поучительной?
- Почему ему стало стыдно?
- Давайте поделимся друг с другом тем, что каждый знает и думает про совесть?
- Послушайте мысли о совести мальчика Матиуша из книги Я. Корчака «Мысли короля Матиуша».
Что происходит в мозгу, когда человек думает? Наверно, в голове у нас много маленьких человечков, и каждый что-то знает, говорит свое. Иногда они спорят, ссорятся, потом мирятся, стремятся помочь друг другу.........
А может, и в сердце эти человечки живут? Соберется много человечков грустных, и на сердце ложится тяжелый груз. А развеселятся шалуны-и становится легко и радостно.
А что такое совесть? Наверно, это самый главный человечек, который знает, что можно делать, а что нельзя. Все остальные его слушаются. А когда не слушаются, человек совершает дурные поступки.
- Да, окружающие оценивают нас просто по поступкам, когда выбор между добром и злом, между хорошим и плохим уже сделан. А как правильно осуществить выбор? Этому учит послушание совести.
- В народе говорят: «В ком стыд, в том и совесть». Есть словосочетания: сделать на совесть, жить со спокойной совестью, грызет совесть.
Работа с учебным пособием. (статья «Послушание совести»)
В народной памяти есть два очень похожих выражения о совести.
«Добрая совесть — глас Божий и Добрая совесть — глаз Божий»
Совесть — голос Божий, указующий, как нужно жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Но совесть одновременно и глаз Божий. Она видит как мы живем на самом деле. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, утаить грех, а от совести — никогда.
- Что значит поступить по совести?
Послушание совести пробуждает в человеке привычки к добру. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды.
Глаза — мера, душа — вера, а совесть — порука.
Совесть-порука, то есть поручается помочь человеку.
Получается, совесть-это нравственный закон внутри нас.
Послушайте стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
- В каждом ли человеке есть совесть? (Совесть есть в каждом человеке. Только у некоторых она спит, молчит. Её нужно разбудить. Помогают в этом правила и законы.) Ежедневно и ежечасно каждый из нас выполняет определенную роль. На уроке я — ученик. В семье — сын иди дочь, брат или сестра. В автобусе я — пассажир. В походе мы — туристы. В библиотеке мы — читатели.
Кем бы мы ни были, совесть учит нас жить по правилам и законам, жить, уважая других.
Есть правила, обязательные для исполнения всеми гражданами — законы.
Ресурсный круг.
Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли самые близкие самые близкие вам люди — мамы, бабушки.
- Подумайте, что бы вы им могли сказать.
- Всегда ли вы поступали по совести?
- Было ли стыдно вам за свои поступки?
- Уважаемые родители, чему вас учили ваши родители, воспользовались ли вы советами своих родителей?
А теперь я предлагаю сделать аппликацию под названием «Плоды послушания и непослушания».
Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный. Ребята, если вы довольны своим поведением берете красное яблоко, а если вы понимаете, что не всегда поступаете правильно, тогда берете зеленое яблоко.
Итог.
- Что дал вам урок для дальнейшей жизни?
Слова учителя.
- Я хотела бы пожелать всем вам помнить самую важную заповедь Божию, «Почитать отца своего и мать свою», за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботится о них.
Неуважение родителей есть великий грех.
В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать наказывали смертью.
Пусть ваши семьи будут самые дружные, пусть в них царит дружба, понимание, любовь, помощь, уважение, забота, согласие.
Спасибо всем за активную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)
Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА: Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины». 2)...
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
Модель "Школа - социокультурный центр"
Воспитательная работа в группе продленного дня...
Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".
Методицеская разработка классного часа в 3 классе.по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание"....
Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы (творческая группа классных руководителей Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)
Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...
Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся
Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...