Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Во что верует душа".
план-конспект урока (3 класс) по теме

Новосад Виктория Онуфриевна

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vo_chto_veruet_dusha_moy.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Во что верует душа»

Ход урока:

  1. Присоединение.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет!                         С. Я. Маршак

Вот так просто пожелал нам поэт того, чтобы пытливый ум трудился в согласии с добрым сердцем.

- Ребята, вспомните о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Чему доверяет сердце? (добру) Попробуйте убедить меня, что доброта – главная ценность в человеке.

Молодцы, спасибо!

Мы верим, что добро сильнее зла. Знаем, что ни один злой человек не бывает счастливым.

Как можно своего обидчика сделать лучше? (Нужно делать ему больше добра)

Есть одно золотое правило нравственности:

ОТНОСИТЕСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОНИ ОТНОСИЛИСЬ К ВАМ.

  1. Беседа.

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь.

Душа обязана трудиться,

И день, и ночь, и день, и ночь.              Н. Заболотский

Душа… Что это такое? Кто её видел? Чувствовал? Кто разговаривает со своей душой?

Что вы чувствуете, когда душа поёт? Волнуется? Плачет?

Что происходит в душе, когда её обидели? Похвалили?

Говорят: « Глаза – зеркало души». Как понять? (В глазах, как в зеркале отражается состояние души. Глаза не могут лгать.)

Душа – это внутренний мир человека. Мир, полный тайн.

  1. Работа с учебным пособием.

Прочитайте самостоятельно первые два абзаца статьи на с. 16 и ответьте на вопрос: «Во что верует душа?».

Обратите внимание: Сердце верит, а душа ВЕРУЕТ. Почему ВЕРУЕТ? Говорят «ВЕРУЮ» только про то, что глазами не увидишь, руками не потрогаешь, но во что твёрдо веришь, полностью доверяешь.

Душа верует, то есть знает, чувствует присутствие Бога в себе и в мире. Душа и сердце верующего человека прикасаются к Тайне. Верующие в Бога люди знают, что их вера – святая любовь к Создателю, полное доверие к нему, желание жить по его воле.

О семье, где каждый заботится друг о друге, младшие прислушиваются к советам старших, признают их мудрость, опыт, где все трудолюбивы, говорят : « Вот дом, где душа вспоминает Бога».

  1. Активное занятие №3. Работа в паре «Правила нравственности».

Задание. Учащимся предлагается прочитать рассказ и подумать, какими правилами нравственности руководствуются его герои.

БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ

МИР ИМЕЙТЕ МЕЖДУ СОБОЮ

СЕМЕРО ПО ЛАВКАМ

У тети Зины семеро детей - и все девочки: Ира, Оля, Лена, Таня, Вера, Надя и Катя. Живут они в половине деревянного дома. Живут бедно: стол да кровати. Сапожки, одёжку друг за дружкой донашивают. А радостно у них: старшая, Ира, стоит у плиты, печёт блины. К Ире очередь: Оля, Лена, Таня, Вера, Надя и Катя. Стоят смирно, каждая свой блин ждёт. Ещё и пёс Волчок стоит, слюнки сглатывает. И котёнок Маркиз, сидя, дожидается. Вот Ира подаёт первый блин Оле, а Оля передает Лене, а Лена Тане, а Таня Вере, а Вера Наде, а Надя - самой маленькой. Кате. А Катя откусит кусочек, даст Волчку да Маркизу, а потом и сама ест. А тут и мама с работы возвращается - и ей блин достаётся. И соседка, тётя Наташа, в дверь заглядывает - и ей блин подносят. А последний блин на сковороде остается. Папин. Папа придёт с работы ночью, увидит блин, улыбнётся. Обойдёт на цыпочках все кроватки, всех перецелует. А в доме так тихо, такой мир, такое счастье...

Этапы работы:

  1. Подготовительный Этап.

Учитель напоминает учащимся о правилах нравственности, с которыми они познакомились на предыдущем уроке.

  1. Индивидуальный этап.

Учитель предлагает самостоятельно ответить на поставленный вопрос. Определяется время на чтение текста и обдумывание вопроса 5-7 минут.

По завершении индивидуального этапа учитель просит всех одновременно закончить работу.

  1. Работа в паре.

Ученики сообщают друг другу свой выбор и приходят к единому решению. Подробное описание данного этапа работы дано в тренинге № 2.

  1.  Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка.

Одна из пар сообщает и аргументирует свое решение. Другими учащимися, при необходимости, вносятся поправки и пояснения. Сообщается экспертная оценка.

  1.  Рефлексия.

Ученики анализируют эффективность обсуждения в паре: насколько оно помогло им получить более убедительное обоснование принятого самостоятельно решения.

Экспертная оценка

Герои данного рассказа живут по следующим правилам нравственности:

БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ

МИР ИМЕЙТЕ МЕЖДУ СОБОЮ

6.Вера Святой Руси.

Разные народы верят по-разному. Бога называют по-разному, молятся по-своему.

А какая вера и когда пришла к нашим предкам и с тех пор сопровождает и хранит Русь?

Прочитайте название иконы, изображённой на с. 16 учебного пособия. Это великий русский князь. Умелый воин и мудрый правитель. За крещение всей Руси Церковь причислила его к лику святых. Князь Владимир стремился объединить русских людей одной верой. (чтение статьи на с. 16)

Вопросы по содержанию:

-Какую веру приняли наши предки?

-Сколько лет Русь является православной?

7. Вера обнаруживается в добрых делах.

Чтение рассказа «Веру к делу применяй, а дело – к вере». (с.18-19)

- Какое предложение отражает содержание рисунка на с. 19? (Земледелец проводит первую борозду с верой в будущий урожай.)

Хлеб-святыня. Хлеб – всему голова! Главная забота землевладельца, основная ценность для него – семена для будущего урожая. И как бы ни было голодно и тяжело, крестьянин не проест эти семена, убережёт. Вера укрепит его волю и надежду.

Вспоминается случай из биографии великого русского полководца А. В. Суворова, который за 70 лет жизни – 54 года служил в армии, 35 больших сражений провёл Суворов. И во всех он был победителем. С детства он рос  смышлёным, любознательным, верующим в Бога.

Однажды 7-летнего Суворова угостили двумя яблоками и сказали: «Дадим тебе ещё яблок, если скажешь, где есть Бог». Саша моментально ответил: «Я верну вам яблоки, если скажете, а где Его нет?»

8. Рефлексия:

Задумаемся над вопросами:

- Почему не все люди верят? (Невидимое не всем доступно. Нужно иметь внутреннее духовное зрение, духовную силу. Всему своё время…)

- Можно ли навязать человеку веру в Бога силой?

- Как нужно относиться к людям другой веры или к неверующим в Бога?

9. Домашнее задание.

С добрым сердцем и открытой душой в тишине вспомните наш урок. То, о чём мы говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истоки по теме " Во что верует душа"

Эта презентация может быть использована при изучении темы " Во что верует душа" по предмету истоки....

Урок по ОРКСЭ по теме "Выбор веры на Руси"

Разработка урока о выборе веры в древней Руси...

Разработка урока окружающего мира "Кто во что верит" для 4 класса

Способствовать осмыслению учащимися того, что единое человечество состоит из людей атеистического типа мировоззрения  и религиозного, которое в свою очередь имеет множество видов....

Урок литературного чтения 2 б класс Вера Васильевна Чаплина «Мушка»

Данный урок является уроком изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят задачи. Используются проблемный и частично-поисковый методы обучения, фронтальная, группова...

Конспект урока окружающего мира «Кто во что верит?» 4 класс (ОС «Школа 2100»)

Конспект урока окружающего мира (ОС «Школа 2100») «Кто во что верит?» 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ "Как князь Владимир веру выбирал"

Урок-путешествие, включающий в себя различные виды деятельности: работа с видео, работа с презентацией, творческая работа - инсценирование сценки про князя Владимира....