Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
план-конспект урока (2 класс) по теме
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .
Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе была организована выставка с экспонатами, сделанными ткачихами, кузнецами, плотниками.
Итогом занятия стала практическая работа по посеву семян цинний под рассаду для разбивки клумбы около гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sociokulturnye_istoki...doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сычёва С.П. МБОУ «Гимназия № 6 им. акад. А.Н. Крылова». Г. Алатырь
Социокультурные истоки . 2 класс.
Классный час.
Тема: «Трудом славен человек».
Цель: Создание условий для осознания обучающимися ценности труда, его созидательной роли в жизни человека..
Задачи: 1. Социокультурное наполнение категории «Труд земной».
2. Развитие самоутверждения при общении в двойках, четверках.
3. Воспитание взаимопомощи и своевременности в труде, трудолюбия.
Основные понятия и категории:
ценности труда земного, трудолюбие, взаимопомощь, своевременность в труде, орудия труда.
Оборудование: компьютер, презентация «Трудом славен человек», таблички с выдержками из толкового словаря, с названием темы урока, с эпиграфом; стаканчики, почва, семена, вода, лопатки; таблички для активного занятия; картинки по теме «Труд земной», выставка предметов труда земного.
Форма проведения: беседа, активное занятие, ресурсный круг.
Подготовительная работа с детьми:
предложить детям подготовить небольшие рассказы, презентации на тему: «Профессии наших родителей» по плану:
-Чем занимаются ваши родители на работе?
-Кто они по профессии?
Ход классного часа
I. Подготовительный этап.
1. Присоединение к теме.
- Ребята, уважаемые взрослые, давайте вместе улыбнёмся доброму праздничному весеннему дню (солнышку) и продолжим увлекательное путешествие к нашим Истокам.
2. Целеполагание.
- Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек». (Слайд )
- Сегодня мы с вами поговорим о труде, о его назначении в жизни человека, о качествах человека труда, и, конечно о ценностях труда земного.
3. Проблемная ситуация.
- А начать разговор я хочу с чтения притчи К.Д. Ушинского «Два плуга». Послушайте её очень внимательно.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
4. Беседа по притче.
-Каким вы увидели плуг, который попал к земледельцу?
-Почему плуг, блестел, как серебро? (Слайд )
(Потому что он трудился, а труд украшает)
-Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной.)
- Кого подразумевает К.Д. Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и ленивого человека)
- Какой вывод можно сделать, прослушав притчу?
- Чему хотел научить вас автор?
(Нужно трудиться)
- Не зря говорят: «Пока железо в работе, его и ржа (ржавчина) не берёт».
- Значит, для чего нужно трудиться?
(Чтобы стать краше.)
5. Актуальность темы классного часа.
- Назовите хором тему нашего классного часа.
- Посмотрите на фотографии.
- Кто эти люди?
(Н.Бударин, А.Н. Крылов)
-Что вы о них знаете?
(Космонавт, уроженец Алатырского района, академик – кораблестроитель, наш земляк, его имя носит наша гимназия)
- Благодаря чему они стали знамениты и уважаемы?
( Они много трудились.)
6. Беседа о труде в семье.
- Уважаемые родители, а что такое труд?
(Работа на благо.)
- У каждого человека врождённая потребность в действии, в активности. И эта активность должна приносить пользу.
- В Толковом словаре С.И. Ожегова такое объяснение: «Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей». (На доске)
- Уважаемые родители, а когда нужно начинать трудиться?
- А как вас в вашей семье приучали к труду?
- Дети, я знаю, что ваш основной труд – это учёба.
- А есть ли у вас дома какие – то обязанности?
- Помогаете ли вы своим родителям, бабушкам, дедушкам?
- Дети, а как трудятся в дружной семье?
- Как легче построить дом: одному или сообща?
(Один в поле не воин)
- В коллективном труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие.
7. «Кто не работает, тот и не ест».
- Счастливы те люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
Труду следует учиться всю жизнь.
Наши предки – люди, жившие до нас, - умели трудиться по совести, в ладу с окружающей природой и друг с другом.
- Вы, наверное, слышали выражение «Кто не работает, тот не ест».
- Что оно значит?
( Значит, трудиться должны все.)
- Многие из нас и не подозревали, что знаменитые слова, «Если кто не работает, тот и не ешь», принадлежат ученику Иисуса Христа апостолу Павлу. (Слайд )
- Например, на Руси был всем известный царь Пётр Первый (Слайд )
Он трудился вместе с работниками. Сначала сам осваивал разные ремёсла, а потом обучал им других. А больше всего он любил токарное дело и занимался им по нескольку часов в день.
8. О профессиях родителей.
- А что нужно для того, чтобы хорошо трудится?
(Научиться хорошо выполнять свою работу.)
- А что для этого нужно?
(Получить профессию)
- А что такое профессия?
(Определённый вид деятельности.)
- «Основной род занятий, трудовой деятельности», - сказано в Толковом словаре С.И. Ожегова. (На доске)
- Дети, а что вы знаете о профессиях своих родителей?
(Несколько ответов.)
9. О будущих профессиях.
- Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Учитель:
- Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
1 уч. | 5 уч. — Вы со мной, друзья, не спорьте, |
- Дети, какая же профессия самая важная?
(Все важны.)
- Правильно!
«Все работы - хороши!
Выбирай на вкус!»
( В.В. Маяковский.)
- Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни». (Слайд )
- Я верю в то, что ваш труд будет приносить добро и радость.
II. Основной этап.
1. Подготовительный этап.
О труде земном
- Ребята, прежде, чем задать следующий вопрос, я предлагаю вам отгадать загадки.
Ой, ты добрый молодец, Захромал мой жеребец. Ты подкуй его опять! - Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова. Раз – два и готово. (Кузнец)
Занят важной он работой: Урожай – его забота, Чтоб сумели уродиться Рожь, овёс или пшеница. (Агроном) | Он бревно отешет ловко, У него смолой спецовка, (Плотник.) Коз, коров зовет, скликает, (Пастух.) | Летают пальцы птицами – Поток струится ситцевый. Летают пальцы пчёлками – Поток струится шёлковый. (Ткачиха.) Её давно бурёнки знают, Всегда мычанием встречают И за её нелёгкий труд Всё молоко ей отдают. (Доярка.) |
- Чей труд стал основой многих профессий?
- Как же называется труд этих людей?
( Труд земной)
- Перечислите, пожалуйста, ещё раз основных представителей труда земного. (Слайд )
- Посмотрите на картины.
Они вам помогут увидеть, как трудились эти люди.
- Обратите внимание на нашу выставку.
- Расскажите, изделия каких мастеров вы увидели?
- В наше время эти замечательные ремёсла, которые стояли у истоков российской цивилизации, продолжают развиваться.
Строятся, как и много веков назад, красивые деревянные дома, изготавливается лёгкая фарфоровая и металлическая посуда, радует глаз удобная нарядная одежда.
Вот это – плоды труда земного. (Слайд )
2. Активное занятие « Качества человека труда». Работа в группах.
- Дети, каковы основные качества человека труда?
- Каким он должен быть?
- Подумайте сначала самостоятельно, потом посоветуйтесь друг с другом.
- Отметьте только те слова в карточках, которые отражают сущность человека труда.
Трудолюбие, честность, взаимопомощь, лень, добросовестность, сила, порядок, ловкость, равнодушие, терпение |
Отвечают представители групп.
3. Благодарность родителям.
- Дети, а как вы считаете, обладают ли такими качествами ваши родители?
- А вы благодарны родителям за их труд?
- Скажите им слова благодарности.
(Я благодарен своим родителям за то, что они трудятся, чтобы у меня было всё необходимое для жизни.)
4. Активное занятие «Семена Добра». Работа в группах.
- Дети, чтобы получилась хорошо любая работа, каким человеком нужно быть?
(Трудолюбивым)
- Если вы хотите воспитать в себе это качество, возьмите на вооружение лозунг: «Ни дня без доброго дела!»
- Предлагаю вам «Перечень добрых дел»
• Помощь старикам в хозяйственных делах (покупка продуктов, уборка жилища и др.) • Защита и помощь младшим. • Забота о родителях, помощь по дому. • Работа в библиотеке по «лечению» книг. • Посадка и охрана деревьев, кустарников, цветов. • Помощь одноклассникам в учении. • Забота о заболевшем товарище. • Помощь учителям на уроках. • Уборка класса и т. д. |
- А я вам и вашим родителям предлагаю посадить в нашем классе семена «Добра» своими руками и проследить за тем, как они будут прорастать и какие дадут плоды.
( На столах баночки с землёй, стаканчики, лопатки, вода, семена).
- Вы знаете много пословиц о труде. Выберете одну, которая подходит по смыслу к вашей работе.
5. Ресурсный круг «Что ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?»
- Дети, прошло много с тех пор, как человек научился трудиться. Но ценности труда не изменились.
- Что же ценили прадеды и что ценим мы в труде земном?
(Взаимопонимание, взаимовыручку, доброту, ловкость, умение, терпение, наблюдательность)
- Да, это есть основные ценности труда земного. И как отметил замечательный баснописец И.А. Крылов, от труда должна быть польза.
III. Заключительная часть.
- Ребята, какова тема нашего классного часа?
(Трудом славен человек)
- Почему так говорят?
- Что бы вы хотели посоветовать своим товарищам после нашего классного часа?
- Мне хочется вам пожелать, чтобы ваши руки были умелыми, трудолюбивыми, а сердце – добрым и умным.
Нитку вдеть для пальца – непосильный труд,
Но зато два пальца платьице сошьют,
Три в тетрадке нашей пишут хоть куда,
Десять – поле вспашут,
Строят города!
- А родителям хочется напомнить слова К. Д. Ушинского:
«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»
Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...
Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»
Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»...
Конспект открытого классного часа "Нужны ли младшему школьнику карманные деньги". Беседа. 4 класс
Интерактивные игры, познавательные видео, примеры из жизни помогут вместе с ребятами разобраться, нужны ли им карманные деньги. И какую ответственность несут дети, если карманные деньги у них ес...
Конспект открытого классного часа в 4 классе "Диалоги о справедливости"
Классный час по духовно-нравственному воспитанию в 4 классе.Тема: Дискуссия о справедливости.Цель:Углублять представление о нравственных качествах человека.Задачи:Анализировать и объяснять понят...
Конспект открытого классного часа "Путешествие в страну Вежливости" 2 класс коррекционная школа
Конспект открытого классного часа "Путешествие в страну Вежливости" 2 класс коррекционная школа...
Конспект открытого классного часа "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики" 1 дополнительный класс класс коррекционная школа
Цель занятия пробудить у детей интерес к школе, знаниям. Учить определять, что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе; создать условия для воспитания доброжелательност...