Урок по предмету "Социокультурные истоки". "Слово".
план-конспект урока (1 класс) по теме

Новосад Виктория Онуфриевна

Урок по предмету "Социокультурные истоки". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovo_1_klass.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Социокультурные истоки.

Тема   урока:      Слово.

1 класс

Цели  урока:  1. Довести  до  сознания детей, что слово  наполняет  душу  человека  светом, слово  соединяет  добрые  дела   и  доблестный  труд, самоотверженный  подвиг  и  искреннюю  любовь.

2. Социокультурные  цели  и  задачи: развитие   способностей  выявлять, чувствовать, развивать  истоки.

3. Развивающие  цели: развитие    умения  присоединяться  к     восприятию  партнёра, умения   излагать  мысли.

         Оборудование:  видеоролик, медиапроектор,  сердечко-конвертик из  

   картона,   таблички  со  словами.

Ход   урока

  1. Орг. момент.

- ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Сегодня действительно добрый день: он подарил нам солнышко, улыбки на ваших лицах и подарил нам гостей. На Руси встречали гостей приветливо, низко кланялись и желали здравия! Говорил: «Здравствуйте!» Давайте и мы пожелаем нашим гостям здравия! (Здравствуйте!)

  1. Присоединение.

  - Есть такая игра "Молчанка". Какие правила этой игры? (Её участники договариваются молчать как можно дольше. Побеждает тот, кто продержится дольше.)  

- Долго ли вы сможете молчать? Почему? (хочется поделиться своими впечатлениями, услышать мнение другого, спросить о чём-то важном)

Видите - игра шутливая, но в ней большой смысл. Лишиться великого дара – слова даже на самое короткое время оказывается очень трудно.

Эту игру я вспомнила сегодня не зря. Может вы подскажете о каком  истоке мы сегодня будем говорить на уроке? Верно, тема нашего урока:  слово. Слово – это исток, начало речи. (на доске открывается надпись- СЛОВО)

  1. Основной этап.

1.Беседа.

- Как вы думаете, когда появилось слово?

- С тех пор как на Земле живёт человек, звучит и слово. В священной книге христиан - Библии сказано, что Слово было, есть и будет всегда: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...».

Видео-сюжет.

  • Слово  было даровано только человеку.

-  А зачем человеку было подарено слово? (общаться друг с другом)

- Скажите, можно ли словом вылечить?(вспомнить  притчу «Больной учитель»)

- Утешить?

- Наградить?

- Получается, слово – волшебный дар? И мы – люди владеем этим даром и, значит, можем творить чудеса.

- А каким должно быть слово, чтобы оно могло вылечить, утешить, направить на путь истинный? (добрым, ласковым, тёплым, светлым, заботливым)

- Ребята, если мы будем каждый день думать об этом и произносить только добрые слова, мир вокруг нас станет лучше, добрее, радостнее.

2. Работа с иллюстрацией (с. 47).

- Что вы видите на картинке? (дети выращивают цветы)

- Как вы думаете, получится у детей вырастить красивые цветы? Почему? Как они относятся к этому занятию? (заботливые, добрые, трудолюбивые) С какими чувствами они это делают?(дарят любовь, внимание, доброту)

Также как семя – зёрнышко падает в землю, так и слово падает в сердце человека. От доброго семени вырастает…добрый плод.  От добрых слов мы чувствуем, как  в сердце нашем растёт тепло и благодарность, любовь и надежда.

- Ребята, подумайте, можете ли вы изменить мир вокруг себя к лучшему? И как это сделать?

- Правильно, нужно сеять только добрые семена – добрые слова!

3. Физминутка. (сопровождать слова движениями)

Посадим и мы своё зёрнышко в землю.

Солнышко согреет его своими лучиками.

Дождик польёт водичкой – живительной - целебной влагой. (кап-кап)

Земля-матушка будет кормить зёрнышко полезными веществами.

И прорастёт наше зёрнышко и вырастет из него взрослое растение и подарит нам добрые плоды.

4. Работа с учебником (с. 46)

Чтение по одному предложению с обсуждением. Во время чтения появляются на доске цитаты из статьи.

- Что значит живительную силу? (целебную) Через слова родных людей мы получаем силу любви.

- Как вы понимаете выражение золотое сердечко?

- Что значит искренний  человек? (правдивый) Доблестный? (геройский, мужественный) Самоотверженный? (готовый жертвовать собой на блага других)

- Где рождается слово? (в сердце человека, в его душе) Чтобы рождались добрые слова, какое должно быть сердечко? (золотое) На  доске прикрепить сердечко золотистого цвета.

- Как сберечь слово в своей душе, своём сердце?

5.  Активное  занятие – работа в паре.

- Я предлагаю ответить на вопрос «Что дарит слово?»       (на доске)        

- Сначала каждый самостоятельно работает со своим листочком, затем совещаетесь со своим соседом, стараетесь прийти к единому решению. Выберите в паре лидера, который  сообщит нам ваше решение.

Заслушать 2-3 пары.

- У кого также? А теперь экспертная  оценка! (на доске) Я очень рада, что мы пришли к согласию! Как вам работалось в паре? Почему? Поблагодарите друг друга за работу. Скажите спасибо, что означает «Спаси тебя Бог!» Очень хорошее пожелание!

  1. Заключительный этап.

На минуту закройте глазки, вспомните наш урок.

- Ребята, был ли этот урок для вас душеполезный? Почему?

- Что вы узнали важное на уроке?

    Ресурсный круг.  А теперь я прошу всех взять зёрнышки на ваших партах и написать на них доброе слово, которое родилось сейчас в вашем сердце.  Встанем в ресурсный   круг и «Подарим  доброе  слово» золотому сердечку. (Дети вкладывают в середину сердечка зёрнышки со словами).

 Заключительное слово учителя. А я хочу подарить слово «Благодарю» – Благо дарю всем вам и благодарю за урок! Надеюсь, что все эти слова прорастут добрыми делами в нашем классе! И они попали не только в наше золотое сердечко, а в сердце каждого здесь сидящего.

Пусть в каждом сердце от этих слов растут тепло и любовь! Берегите их, не растеряйте! И дарите всем только добро!

Приложение.

Притча «Больной учитель».

    У школьного учителя был весьма тяжелый характер. И придумали мальчики, как от него избавиться.

    На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.

    Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение. Он собрал книги и ушел домой. Когда жена открыла дверь, то вид у него уже был бледный и больной. Жена постелила ему постель, учитель слег и перестал ходить на занятия.

    Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже. Он совсем перестал вставать с постели, глаза у него ввалились, все болело.

    Тогда дети пожалели его и решили исцелить. Они стали проведывать его по одному, и каждый говорил, что теперь учитель прекрасно выглядит. После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю вместе прогуляться по улице, чтобы окончательно выздороветь.

    На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением. Учитель радовался, и хвори перестали его мучить.

***

Словом можно как лечить, так и убить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"

На  данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....

Мастер-класс Интегрированный урок по курсу «Истоки» и предмету «Народная культура» в 4 классе

Тема. Традиции дела. Ремесленники. Народные промыслы РоссииЦель урока: познакомить детей с русскими народными промыслами, наполняя категорию «традиции дела»Ход урока.1.     Организ...

Внеклассное занятие У истоков слова

Конспект внеклассного занятия  с наглядным материалом...

Конспект урока по предмету "Истоки" для 2 класса. Тема "Ткачихи-рукодельницы"

Данный урок входит в раздел "Труд земной".  Наряду с рассказом  о традиционных технологиях трудовой деятельности ученику предлагается также понять некоторые эстетические и нравственно-этичес...

Конспект открытого урока по предмету "Истоки"

Урок проведён как внеурочное занятие в рамках внеурочной деятельности в связи с введением ФГОС во 2 классе. Тема занятия " Деревня"...

Открытый урок по курсу "Истоки" на тему "Доброта"

Открытый урок   по курсу "Истоки" на тему "Доброта"...

конспект урока в курсе "Истоки" по теме "Лес. Река"

конспект урока по программе "Истоки", тема :"Лес. Река"...