Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»
рабочая программа (4 класс)
Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 7 ИМЕНИ ДУНИНА-ГОРКАВИЧА
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА»
Утверждено
приказом
МБОУ «Центр образования № 7
им. Дунина-Горкавича А.А.»
от «_____»________2022 № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общеинтеллектуальной направленности
«Калейдоскоп знаний»
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации программы-2022/2023 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 34 ч/год; 1 ч/неделю
Разработчик программы: Измайлова Лариса Алексеевна
г. Ханты-Мансийск, 2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»
Интегрированный курс «Калейдоскоп знаний» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.
Для реализации программного содержания используются рабочие тетради:
- Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Математика. Типовые задания 10 вариантов. ФГОС. Под редакцией Волковой Е.В., Бубновой Р.В. «Экзамен» М. - 2019 год. Волкова Е.В. ВПР Русский язык «Экзамен», М.2019.
- Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Окружающий мир. 4 класс. 10 вариантов. Практикум. ФГОС. Е. В. Волкова, Г. И. Цитович. «Экзамен» М. - 2019 год.
- Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Русский язык. Типовые задания 10 вариантов. ФГОС. Волкова Е.В. «Экзамен» М. - 2019 год.
- Е.Г. Коннова, Л.С. Ольховская, Е.Ю. Сухаревская, С.В. Федотенко. ВПР. 4 –й класс. Русский язык, математика, окружающий мир. 15 тренировочных вариантов: учебное пособие / Е.Г. Коннова, Л.С. Ольховская, Е.Ю. Сухаревская, С.В. Федотенко – 5 –е изд., перераб. Ростов н/Д: Легион. 2019. -160 с. – (Начальное общее образование)
Программа курса «Калейдоскоп знаний» общеинтеллектуального направления. Рассчитана для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия проводятся в учебном кабинете 1 раз в неделю по 40 мин.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО).
Реализация программы «Калейдоскоп знаний» предусматривает следующие формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д.
На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.
Цели и задачи
Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам.
Задачи курса:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Место курса во внеурочной деятельности
Курс «Калейдоскоп знаний» рассчитан на 34 ч.: 11 ч. – блок «Математика», 11 ч. – блок «Русский язык», 11 ч. – блок «Окружающий мир», 1 ч.– интегрированного курса отводится на итоговое занятие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные УУД
Будут сформированы:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Блок «Математика»
Учащиеся научатся:
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать, записывать и сравнивать величины;
- выполнять письменно действия с многозначными числами;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Блок «Русский язык»
Учащиеся научатся:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- определять грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение;
- определять грамматические признаки имен прилагательных - род, число, падеж;
- определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- применять правила правописания (в объеме содержания курса).
Блок «Окружающий мир»
Учащиеся научатся:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1. Блок «Русский язык» (10ч.)
Система языка
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика.
Орфография и пунктуация.
Развитие речи.
2. Блок «Математика» (10ч.)
Числа и величины
Арифметические действия.
Текстовые задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины.
Работа с информацией.
3. Блок «Окружающий мир» (10ч.)
Человек и природа
Человек и общество.
Правила безопасной жизни.
Пробные работы (3ч.)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного курса | Количество часов |
1. | Блок «Русский язык» | 10 |
2. | Блок «Математика» | 10 |
3. | Блок «Окружающий мир» | 10 |
4. | Пробные работы | 3 |
5. | Итоговое занятие | 1 |
Итого: | 34 |
Распределение по блокам проверочных работ
Блок «Русский язык»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | ВПР вариант 1 | 1 |
4 | ВПР вариант 2 | 1 |
7 | ВПР вариант 3 | 1 |
10 | ВПР вариант 4 | 1 |
13 | ВПР вариант 5 | 1 |
16 | ВПР вариант 6 | 1 |
19 | ВПР вариант 7 | 1 |
22 | ВПР вариант 8 | 1 |
25 | ВПР вариант 9 | 1 |
28 | ВПР вариант 10 | 1 |
31 | Пробная работа | 1 |
Итого | 11 |
Блок «Математика»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
2 | ВПР вариант 1 | 1 |
5 | ВПР вариант 2 | 1 |
8 | ВПР вариант 3 | 1 |
11 | ВПР вариант 4 | 1 |
14 | ВПР вариант 5 | 1 |
17 | ВПР вариант 6 | 1 |
20 | ВПР вариант 7 | 1 |
23 | ВПР вариант 8 | 1 |
26 | ВПР вариант 9 | 1 |
29 | ВПР вариант 10 | 1 |
32 | Пробная работа. | 1 |
Итого | 11 |
Блок «Окружающий мир»
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
6 | ВПР вариант 2 | 1 |
9 | ВПР вариант 3 | 1 |
12 | ВПР вариант 4 | 1 |
15 | ВПР вариант 5 | 1 |
18 | ВПР вариант 6 | 1 |
21 | ВПР вариант 7 | 1 |
24 | ВПР вариант 8 | 1 |
27 | ВПР вариант 9 | 1 |
30 | ВПР вариант 10 | 1 |
33 | Пробная работа. | 1 |
Итого | 11 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема/блоки | Количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы | ЭОР и ЦОР | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания | Форма проведения занятия | |
1 четверть | ||||||
1 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | - организация форм индивидуальной и групповой учебной деятельности; - организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки; -система поощрений учебной успешности; - активизация познавательной деятельности | Занятие-игра | |
Грамматическая основа предложения. Разбор предложения по членам. ВПР вариант 1 | ||||||
2 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. ВПР вариант 1 | ||||||
3 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Предметы и материалы. ВПР вариант 1 | ||||||
4 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Однородные члены предложения. Разбор предложения с однородными членами. ВПР вариант 2 | ||||||
5 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок. ВПР вариант 2 | ||||||
6 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Прогноз погоды. Работа с данными. ВПР вариант 2 | ||||||
7 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. ВПР вариант 3 | ||||||
8 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью. ВПР вариант 3 | ||||||
2 четверть | ||||||
9 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | - организация форм индивидуальной и групповой учебной деятельности; - организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки; -система поощрений учебной успешности | Занятие-игра | |
Узнай материк. Работа с картами. Животные материков. ВПР вариант 3 | ||||||
10 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Звонкие и глухие согласные. ВПР вариант 4 | ||||||
11 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия. ВПР вариант 4 | ||||||
12 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Природные зоны России. ВПР вариант 4 | ||||||
13 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Части слова. Упражнение в разборе слов по составу. ВПР вариант 5 | ||||||
14 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём. ВПР вариант 5 | ||||||
15 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Внешнее и внутреннее строение тела человека. ВПР вариант 5 | ||||||
16 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Текст. Основная мысль текста. Упражнение в определение основной мысли текста. ВПР вариант 6 | ||||||
3 четверть | ||||||
17 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | - организация форм индивидуальной и групповой учебной деятельности; - организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки; -система поощрений учебной успешности | Занятие-игра | |
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации. ВПР вариант 6 | ||||||
18 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Объясни знак. ВПР вариант 6 | ||||||
19 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Текст. План текста. Упражнение в составление плана текста. ВПР вариант 7 | ||||||
20 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Письменные приёмы сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. ВПР вариант 7 | ||||||
21 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Профессии людей. ВПР вариант 7 | ||||||
22 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Текст. Содержание текста. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. ВПР вариант 8 | ||||||
23 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Задачи на пропорциональное деление. Логические задачи. ВПР вариант 8 | ||||||
24 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Государственные символы, достопримечательности, животные и растения ХМАО-Югры и города Ханты-Мансийск. ВПР вариант 8 | ||||||
25 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы. Фразеологические обороты и употребление их в речи. ВПР вариант 9 | ||||||
26 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение. ВПР вариант 9 | ||||||
4 четверть | ||||||
27 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | - организация форм индивидуальной и групповой учебной деятельности; - организация для обучающихся ситуаций контроля и оценки, самооценки; -система поощрений учебной успешности | Занятие-игра | |
Выскажи своё мнение. Опиши опыт. ВПР вариант 9 | ||||||
28 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Упражнение в разборе слов как части речи. ВПР вариант 10 | ||||||
29 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Занятие-игра | ||
Пространственные отношения. Геометрические величины. ВПР вариант 10 | ||||||
30 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Занятие-игра | ||
Анализ информации и перевод ее из текстовой в цифровую форму. ВПР вариант 10 | ||||||
31 | Русский язык | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Самостоятельная работа | ||
Пробная работа. | ||||||
32 | Математика | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Самостоятельная работа | ||
Пробная работа. | ||||||
33 | Окружающий мир | 1 | ЦОР «ЯКласс» | Самостоятельная работа | ||
Пробная работа. | ||||||
34 | Итоговое занятие. | 1 | ЦОР «Учи.ру» | Тренинг (рефлексия) | ||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/29/picture-1131634-1553821793.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп идей"
Рабочая программа внеурочной деятельности начальные классы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-310845-1381168638.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"
Программа расчитана на обучающихся 4 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/15/picture-1043763-1529088811.jpg)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП НАУК»
Пояснительная запискаВнеурочная деятельность «Калейдоскоп наук» реализует общеинтеллектуальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/21/picture-1036067-1526896283.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Литературный калейдоскоп"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/14/picture-1417278-1684074438.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"
Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-886573-1519306504.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Танцевальный калейдоскоп" 1 класс
Главная цель программы: развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-272727-1373193586.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"
Рабочая программа курса ВД подойдет для подготовки четвероклассников к ВПР...