Статья Работа по восприятию времени на уроках истории в школе
статья
Статья Работа по восприятию времени на уроках истории в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по восприятию времени
на уроках истории
в специальной (коррекционной) школе
подготовила: Поплавская Т.В.
учитель истории
Вся работа по восприятию исторического времени и умению ориентироваться в нем осуществляется индуктивным путем. Вначале конкретизируются более понятные для восприятия временные отрезки (минута, час…), затем более абстрактные (век, Киевское государство, крепостнические порядки).
Работа над усвоением временных представлений в истории начинается с уточнения и закрепления знаний о времени из начальной школы, уроков математики в среднем звене.
На начальном этапе ведется следующая работа.
Упражнение 1.
(выявляются знания мер времени, их хронологии)
Посмотрите на слова. Какое слово лишнее? Почему?
Час Секунда Минута Метр Неделя Год Сутки Месяц
Назовите последовательно меры времени в порядке возрастания, убывания.
Упражнение 2.
(устанавливается в логической цепочке мер времени место временной единицы –Век)
Секунда Минута Час Сутки Неделя Месяц Год
Какой единицей времени можно дополнить эту цепочку слов? Век
Устная работа – Почему « век» - самая большая единица в данных мерах?
Век – это 100 лет, год – 12 месяцев…или век состоит из лет, год из месяцев….
Упражнение 3.
(задача: уметь наполнять каждый временной отрезок подходящими действиями, т.е. «чувствовать» их длительность)
Подберем к единицам времени соответствующие действия.
За какой промежуток времени можно:
- хлопнуть в ладоши; (секунда)
- прожить 24 часа; (сутки)
- сосчитать до 60; и т.д.
- работать урок и отдохнуть большую перемену;
- учиться 30 дней;
- прожить с понедельника по воскресенье;
- отучиться в 7 классе и перейти в 8 класс;
- назвать двузначное число;
- щелкнуть пальцами.
Какую единицу времени не выразили действием? Почему?
Век – длинный временной отрезок, 100 лет
Устная работа: В каком веке мы живем? Каким годом он начался? Каким закончится?
Сколько лет длится век?
…
Упражнение 4.
Умение правильно воспринимать историческое время является основой осмысленного усвоения всего материала по истории.
(формирование умения определять по году век необходимо для восприятия и осмысления времени, места исторического факта, выявления причин и следствия события, характеристики времени исторического периода, эпохи)
Как определить век по году?
На доске записано время, назовите его ---- 7.15 - 7 часов 15 минут или
15 минут восьмого
Сколько полных часов прошло?
(7 часов)
А что показывают последние две цифры?
(сколько уже прошло минут восьмого часа)
Такое же рассуждение ведем, определяя век по году
715 год - прошло 7 полных веков и 15 лет 8 века
715 год – это 8 век
Устная работа: Какой год относится к 10, 11, 12, 13 веку?
Ребята называют соответствующие даты, объясняют их месторасположение на «Ленте времени»
- 910 год
- Сколько полных веков прошло? ( 9)
- 10 лет следующего века. Какого? (10)
- Покажите на «Ленте времени» 10 век
- Каким годом он начался? Каким годом закончился?
- К какому историческому периоду относится?
- …
Упражнение 5.
Задание на карточках (дифференцированное). Отработка навыка определения по году века.
Соотнеси год с веком (проведи стрелочку от года к веку) 1237 г. 11 век 988 г. 12 век 1147 г. 13 век 1019 г. 10 век | Соотнеси год с веком (проведи стрелочку от года к веку) 1237 г. XI век 988 г. XII век 1147 г. XIII век 1019 г. X век |
В обучении осмысленному восприятию исторического времени решающее значение имеет систематическая работа с пособием «Лента времени», которая помогает учащимся конкретизировать каждый исторический период, наполняя его событиями, людьми, их действиями, увязывать изучаемую дату с существенными признаками времени, делать выводы.
Умение ориентироваться в историческом времени является основой осмысленного усвоения всего материала по истории. Развитие общества совершается во времени. Поэтому важно в процессе обучения истории выработать у школьников умение обращаться с историческим временем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему « Как содержание урока должно учитывать психологические особенности восприятия и памяти учащихся.»
В работе с детьми важно создать условия для формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста....
Статья "Работа в парах на уроках русского языка"
Организация работы в парах на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работа работы)...
Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"...
Статья "Работа в паре на уроке в начальной школе"
Работа в парах - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи, формирования межличностных отношений....
Статья Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ.
Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ....
статья "Формирование художественного восприятия произведений К.Г. Паустовского"
В статье описываются особенности аналитического подхода при работе над рассказом К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
Статья: «Формирование фонематического восприятия учащихся 1 класса с ОВЗ»
Одна из самых главных задач учителя – логопеда в 1 классе – формирование фонематических процессов у обучающихся....