статья "Формирование художественного восприятия произведений К.Г. Паустовского"
статья по чтению (4 класс)
В статье описываются особенности аналитического подхода при работе над рассказом К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_hudozhestvennogo_vospriyatiya_proizvedeniy_k.g._paustovskogo.docx | 14.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности через художественное восприятие произведений К.Г. Паустовского
Константин Георгиевич Паустовский прочно вошёл в программу классного чтения для детей младшего школьного возраста. Встречи с его произведениями завораживают учащихся, приносят радость. А особенности поэтики писателя: подтекст, тонкий изящный юмор, антропоморфизм, полуфункциональность пейзажа, смысловая и эмоциональная насыщенность детали, - всё это является благодатным материалом для формирования читательской грамотности и культуры младших школьников.
Произведения Паустовского дают возможность формировать у детей комплекс читательских умений: понимать сюжет, вычленять и описание в ткани текста, понимать характер персонажа, оценивать его не только через поступок, но на основании других, более сложных изобразительно-выразительных средств; воспринимать пейзаж, чувствовать юмор, подтекст.
Названные умения формируются при аналитическом подходе к произведениям писателя. Рассмотрим некоторые приемы при работе над рассказом К.Г. Паустовского, с которым ребята знакомятся на последнем году обучения в начальной школе.
«Корзина с еловыми шишками»
Сюжет этого рассказа достаточно прост. Гораздо сложнее композиция произведения. Каждый её компоненет значим.
В пейзажной экспозиции определяется тема произведения, расстановка персонажей и создаётся эмоциональный настрой к дальнейшему восприятию событий. Описание интерьера в рассказе подготавливает к восприятию эпизода, раасказывающего о том, как творил композитор.
Интересен главный образ в рассказе – музыка. Два разных, случайно встретившихся человека: ребёнок и старый композитор, стали духовно близкими людьми благодаря музыке. Ракрыть сущность и значение этого образа – главная задача уроков, посвященных чтению и анализу рассказа.
Чтобы достичь максимального педагогического воздействия, первое чтение лучше всего сделать комбинированным. Учитель прочитает пейзажные и музыкальные отрывки и тем самым задаст нужный эмоциональный настрой для чтения и восприятия рассказа детьми, а дети будут читать повествовательные эпизоды.
В процессе второго, просмотрового и выборочного чтения уточняется сюжет, называются и частично перечитываются основные события, каждое из которых (эпизод, тематический отрывок) называется, озаглавливается, перечитывается. Здесь важно учить детей видеть границы событийных эпизодов, выявлять их в композиции текста.
Если на первом уроке в центре внимания была повествовательная канва произведения, осмысление предметно-событийного плана, то на следующих уроках следует раскрыть детям позицию автора и художественные особенности произведения.
При проверке домашнего задания ещё раз усваивается сюжет, показывается связь двух разных, но одинаково важных персонажей через музыку.
Работе над этим образом и отводится большая часть урока.
Прежде всего перед ребятами ставится задача посмотреть, как музыка изображена в произведении. Сопутствующие вопросы подводят к выводу о том, что музыка – главный образ произведения.
В эпизоде сочинения музыки:
- Помогает ли пейзаж услышать музыку?
- Что испытывает Григ в момент творчества?
- Кто является слушателями Грига? Как воспринимают они звуки музыки?
При работе над вторым эпизодом – Дагни получает подарок:
- Дагни впервые на симфоническом концерте. Какое впечатление произвела на неё музыка?
- Как Дагни слушает музыку, посвящённую ей.
- Что же слышит Дагни?
- В чём же сила музыки Эдварда Грига?
Его музыка заполонила собой всё пространство. Она – живая, зовёт к счастью, в ней слышен голос самого композитора, который открыл Дагни «то прекрасное, чем должен жить человек»
Такой подход при работе над произведением К.Г. Паустовского позволяют научить детей хорошо ориентироваться в композиции больших текстов, правильно воспринимать описания природы, способствует пониманию особого, свойственного именно Паустовскому видения мира, человека, природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи»
Презентация опыта работы по развитию письменной и устной речи обучающихся на основе системы упражнений по восприятию произведений живописи....
Внеклассное чтение Вопросы по произведениям К.Г.Паустовского
"КВАКША"- кто такая квакша?...
Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.
Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....
рассказ К.Г. Паустовского «Заячьи лапы» (знакомство с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»)
Урок посвящен знакомству с произведением К.Г. Паустовского «Заячьи лапы». Рассказ содержит фрагменты описания лесного пожара. В урок литературного чтения включается материал, который помогает формиров...
Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»
Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс. ...
Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Литературоведческий анализ художественного произведения К.Г. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"...
«Воспитание младших школьников через художественное восприятие мира»
Основная задача педагогического процесса в современной школе - это развитие ребенка. Степень этого развития есть не что иное, как мера оценки работы школы и ее педагогов. Очень важно, чтобы изумительн...