Статья Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ.
статья
Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_razvitiya_vospriyatiya_u_detey_s_ovz.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития восприятия у детей с ОВЗ.
Восприятие представляет собой основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Мы можем выделить качественные характеристики восприятия:
- Осмысленность восприятия, которая достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Каждое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний и имеющегося опыта. Это дает нам возможность включить новые знания, которые мы получаем, в систему уже ранее сформированных.
- Объем восприятия - показывает нам сколько различных свойств предметов или сколько различных предметов может воспринимать человек одновременно.
- Обобщенность восприятия - возможность включить новые знания в систему понятий конкретного человека.
- Целостность восприятия – умение объединять в процессе восприятия отдельные элементы в единое целое.
- Константность восприятия – возможность воспринимать тот же предмет и явление одинаково в различных условиях.
За несколько лет в дошкольном учреждении ребенок проходит путь от непосредственного восприятия предмета с помощью прикосновений до умения вычленять существенные признаки и составлять обобщенное представление об объектах. На восприятие также влияет ранее полученный опыт. Органы чувств помогают ребенку сократить обработку информации там, где он видит знакомую обстановку. Получив однажды представление об игрушечном котенке, ему не нужно будет повторно его ощупывать или пробовать на вкус.
Восприятие – это основа дальнейшего формирования познавательных функций, которые необходимы для полноценного развития и успешной учебы.
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребенка – это естественный процесс, который осваивается на определенных этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей без нарушений в развитии. Но, у детей с ОВЗ все происходит иначе, поскольку нарушение психики, нарушения движения и речи препятствуют формированию целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Как известно, у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Неполноценное развитие ощущений и восприятий у детей с ОВЗ, затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления.
Целостное восприятие – это важное условие правильной ориентировки в окружающем предметном мире. Замедленность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с ОВЗ, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Более того, сенсорное развитие ребенка с ОВЗ в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Такие дети имеют нарушения практически во всех видах восприятия. Нарушены предметно-пространственные представления, которые проявляются в сглаживании представлений, быстром забывании не только деталей, но и важных элементов. Наблюдается уподобление образов одних объектов образам других предметов. Пространственные нарушения оцениваются как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при данном нарушение развития. Нарушено восприятие пространства и времени, которое замедляет процесс ориентировки в окружающем мире.
У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, нарушение движений, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.
Выделенные особенности восприятия ярко видны у детей с ОВЗ в младшем дошкольном возрасте и только под влиянием коррекционного обучения они постепенно сглаживаются.
Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.
Специально организованные формы обучения и воспитания определяются следующими задачами:
- Формирование умений различать предметы по форме, величине и по цвету.
- Формирование слухового внимания, умения различать предметы и действия по звуку.
- Обогащение и развитие сенсорного опыта с помощью игровых действий и разнообразных видов детского творчества.
За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей детей младшего дошкольного возраста.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много - сказкотерапия, игротерапия, пальчиковые игры и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Особенности развития эмоционально – волевой сферы детей классов-групп»
В данной статье раскрываютя особенности эмоционально-волевой сферы детей со сложной структурой дефекта....
Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".
Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....
Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах,...
Статья "Особенности развития коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра в процессе совместного рисования "
Опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра...
Статья: "Особенности развития мелкой моторики детей с ТМНР"
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нерв...
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Современное общество отличается многообразием сенсорной информации, которую должен воспринимать индивид. Сегодня взаимодействие человека в социуме во многом зависит от его возможностей целостного восп...
Статья: "Особенности развития игровой деятельности у детей с ОВЗ"
Предметная и конструктивная деятельность является одной из важных видов деят...