Статья: «Формирование фонематического восприятия учащихся 1 класса с ОВЗ»
статья по логопедии
Одна из самых главных задач учителя – логопеда в 1 классе – формирование фонематических процессов у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_vospriyatie.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья:
«Формирование фонематического восприятия учащихся 1 класса с ОВЗ»
Одна из самых главных задач учителя – логопеда в 1 классе – формирование фонематических процессов у обучающихся. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов школы являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Фонематические процессы – широкое понятие, включающее в себя несколько структурных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом, а именно: фонематическое восприятие, или фонематический слух, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Сформированность более простых составляющих дает основание для дальнейшего развития более высоких и сложных структурных компонентов.
Фонематическое восприятие первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, мостик к орфографии.
На основе фонематического восприятия в сознании носителя языка формируется способность к операциям фонематического анализа и синтеза, а также фонематические представления, являющиеся важнейшими предпосылками для успешного овладения чтением и письмом.
Нарушение фонематического восприятия не даѐт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Кроме того, недоразвитие фонематического слуха не обеспечивает необходимой основы для формирования навыков фонематического анализа и синтеза, что отражается в трудностях усвоения ребенком письменной речи. При правильной постановке учебного процесса дети эффективнее воспринимают и различают части слов, что неоценимо при становлении чтения и письма. Наряду с этим, без необходимой сформированности
фундамента фонематического восприятия проблематично построение следующей ступени – звукового анализа, действия мысленного разделения составных элементов фонем в сочетании звуков, слогов и слов. В прямой зависимости от развитости фонематического восприятия находится становление всей фонематической системы, а в последующем – и ход обучения чтению и письму.
Формирование фонематических процессов – важное и необходимое условие для профилактики трудностей в овладении навыками чтения и письма, а также успешного обучения в начальной школе. Различными специалистами в области логопедии предложены собственные методики по формированию
фонематического слуха. В них авторы, опираясь на определенный круг задач и руководствуясь специфическими принципами, предлагают особую систему приемов и средств, благотворно воздействующих на психофизическое развитие ребенка и способствующих формированию у него фонематических процессов.
Основные задачи логопедической работы, которые необходимо реализовать с детьми в младшем школьном возрасте:
- уточнение и закрепление у детей произношения сохраненных звуков;
- формирование правильных артикуляционных укладов звуков, произношения которых нарушено, их автоматизация;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
на основе этого осуществляется дифференциация поставленных звуков.
- формирование и развитие навыков звуко – буквенного анализа и
синтеза.
Сформированность процессов фонематического слуха и фонематического восприятия – непременное и главнейшее условие успешного овладения детьми чтением и письмом. Процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.
При выборе различных методик учителю-логопеду необходимо учитывать комплекс задач, решаемых при коррекционном воздействии, особенности личности ребѐнка, обоснованность применения тех или иных методов с учѐтом закономерностей процесса.
Важнейшие дидактические принципы, используемые в работе с детьми: учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и занимательность занятий с применением игрового материала.
Работу по формированию фонематического восприятия можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап – узнавание неречевых звуков;
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
4 этап – дифференциация слогов;
5 этап – дифференциация фонем;
6 этап – развитие навыков звукового анализа.
Основное условие успешности обучения детей работе со звуковой действительностью языка является специально организованное содержание обучения, когда деятельность ребенка с помощью различных дидактических средств направляется на обследование звуковой стороны речи. Содержание обучения включает как конкретный звуковой материал, так и знания, которые должны быть усвоены детьми в процессе занятий.
Некоторые примеры игротеки и ее назначение.
1 этап – узнавание неречевых звуков
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Игра «Угадай, кто позвал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
3 этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
Игра «Внимательные ушки».
4 этап – дифференциация слогов
Игра «Какой звук отличается?»
Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.
5 этап – дифференциация фонем
Игра «Не ошибись»
Цель. Дифференциация звуков [с] - [з].
6 этап – развитие навыков звукового анализа.
Игра «Паровоз и вагончики»
Учитывая структуру дефекта у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи, использовались игры, направленные на расширение словарного запаса, закрепления правильного употребления грамматических категорий, на развитие фонематического восприятия, связанного с ним анализа и синтеза слова, а также на развитие высших психических функций. В систему коррекционной работы включены игры, формирующие целостное восприятие предмета, зрительно-моторные координации и моторики пальцев рук. Одновременно расширялся
активный и пассивный словарь на темах по ознакомлению с окружающим миром, дети приобрели опыт сознательного анализа языкового материала.
Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения, что способствует дальнейшему успешному обучению ребенка в школе и овладению им грамотой. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка языку в ОУ, в семье.
Создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия, что доказано теорией и практикой логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.
В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...
Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий
Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...
Формирование фонематического восприятия на логопедических занятиях с помощью тренажёра «Дэльфа 142.1»
представление логопедического тренажёра ДЕЛЬФА - 142. помогает коррегировать устную и письменную речь у детей с речевой патологией....
Формирование фонематического восприятия у младших школьников.
Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....
«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...
Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...
Дидактические игры и упражнения для формирования формирования фонематического восприятия у младших школьников
процесс овладения грамотой протекает одинаково....