Статья на тему « Как содержание урока должно учитывать психологические особенности восприятия и памяти учащихся.»
статья (1 класс) по теме

Усатая Людмила Георгиевна

В работе с детьми важно создать условия для формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

               Статья на тему:

« Как содержание урока должно учитывать

   психологические особенности

   восприятия и памяти учащихся.»

                            ГБОУ СОШ № 129

                                       Красногвардейского района

                                       г. Санкт- Петербурга

                                       учитель начальных классов

                                       Усатая Людмила Георгиевна 

 

« Как содержание урока должно учитывать психологические

   особенности восприятия и памяти учащихся .»

Среди  разнообразных направлений, концепций и теорий  школьной успеваемости остается важной  модель психологической службы помощи детям в системе дифференцированного образования в условиях массовой школы. Недостаточное внимание уделяется формированию у учащихся эмоционально- волевой сферы, без чего невозможно успешное решение задач развивающего обучения. Первые тревоги в отношении развития детей обычно возникают с началом их школьного обучения. У одних обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счета, у других – неумение общаться, подчиняться школьным правилам. Задача учителя в работе с детьми состоит в создании условий для формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. Учащиеся 1 класса требуют к себе особого внимания, поэтому на уроках я использую игру- как своеобразную форму обучения, опираясь на дошкольный опыт детей. Игра обеспечивает активность познания, выступает одним из эффективных средств организации урока, отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики. Кроме развития физических

качеств, можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес детей к овладению умениями и навыками. Игра способствует более интенсивному усвоению знаний. Средняя продолжительность активного внимания у младших школьников равна 15-17 минут. Затем работоспособность начинает снижаться. После 20 минут урока у 7-8 летних детей резко повышается количество отвлечений и возбуждений. С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса я постоянно изменяю условия организации детей на уроках: вношу больше игровых ситуаций, эффективно использую средства здоровьесберегающих образовательных технологий ( физкультминутки, подвижные игры с дидактической направленностью, с упражнениями на внимание, на релаксацию.) Также использую групповую форму работы учащихся на уроке. Работа в парах более продуктивна, чем индивидуальная, так как работа в режиме сотрудничества более эффективна, чем в режиме соперничества. Организуется  совместная работа, при которой одному из учеников поручается роль контролера. Учащиеся усваивают элементарные правила делового общения. Например, на уроке технологии по теме « Дорожные знаки» каждая группа выполняла конкретное задание: « Запрещающие знаки», « Разрешающие знаки», « Знаки сервиса». Каждая группа старалась выполнить работу более успешно, шло обсуждение и дан был анализ работы. В итоге закреплялись знания учащихся  о ПДД.  Очень важен психологический климат на уроке. Я стараюсь, чтобы на уроке больше преобладало положительных эмоций, так как они мотивируют обучение. Для этого предлагаю детям выполнить следующие упражнения:

  1. « Подари тепло друг другу»

Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладошками. Учитель говорит: « Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло? А теперь каждый скажет несколько слов своему товарищу, но ласково и нежно…»

  1. « Подарим друг другу улыбку»

- Можно ли грустить, когда улыбаешься? ( Учить детей управлять своим настроением.)

          3.   Эмоциональный настрой создает мягкая игрушка.

                 Нередко возникают те или иные проблемы у школьников на уроке      

                  и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так,

                  как хотелось бы. Тогда на помощь спешит мягкая игрушка:

                  медвежонок или зайка будет учиться справляться с трудностями

                  вместе с ними.

  1. Использование наглядности на уроке также создает благоприятный

эмоциональный настрой, отсюда исключение переутомления учащихся, рост работоспособности.

  1. « Передай кубик» ( закрепление знания счета)

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди с названием числа. Счет туда и обратно. Или игра « День и ночь» при решении составных выражений.

  1. Физкультминутки  проводятся на каждом уроке ( 2раза за урок, из
  1. легких упражнений) Во время проведения  физкультминутки

 дети декламируют стихи, сопровождая движениями рук, ног,

 наклонами, поворотами туловища и т.д. Например:

              Мы читали и писали

              И немножечко устали. ( шагаем)

              Физминутку проведем

              И все вместе отдохнем.

              Руки в стороны возьмите

              И на пояс опустите.   ( руки в стороны)

              Шаг на месте- раз. Два, три!

              Плечи шире разверни.

              Проведем одну игру:

              Все присядем, скажем «У»  ( присели)

              Быстро встанем, скажем «А».

              Нам пора уж за дела.  ( встали)

Для  урока рисования:

               Мы старались рисовать

               Трудно было не устать.

              Мы немножко отдохнем,

              Рисовать опять начнем.

( кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

В процессе подвижных игр ученики закрепляют, обогащают свой словарный запас, развивают память. Большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Недаром говорится: « Шутка – минутка, а заряжает

на час.»  

                                         

                                 Литература:

  1. Ковалько В. И.  Здоровьесберегающие

технологии в начальной школе.

1-4 классы. М., 2004.

                                                        2. Минскин Е. М.  От игры к знаниям.

                                                            Развивающие и познавательные игры

                                                            младших школьников.

                                                            Пособие для учителей. М., 1992.

  1. Диск « Здоровьесберегающая

деятельность школы в условиях

модернизации общего образования.»

                ( 241 Мб )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Статья на тему: "Принципы, содержание и средства обучения математике в начальной школе"

Принципы, содержание и средства обучения математике в начальной школе...

Статья на тему: " Проблемы проведения уроков физкультуры и оценка учащихся".

Есть ряд проблем ,вызванных не доработкой образовательной программы и санитарные нормы в школе ( численность учащихся ) ...

Статья на тему «Развитие творческих способностей, как один из ведущих факторов социализации личности учащихся»

Проблема человеческих способностей вызывает огромный интерес педагогов во все времена....

Проект по теме: Проектирование содержания урока с выделением формируемых универсальных учебных действий

ВведениеПриоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсал...

Статья на тему "Дети-сироты, как объект социально-психологической работы"

Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные ка...