Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру на тему

Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом на уроках окружающего мира


На уроках окружающего мира работу с научным текстом можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.

1 этап - подготовительный (до начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).


1 этап (подготовительный)

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

  1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)

Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)

  1. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

  1. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)

Пример: 1 класс Тема «Экскурсия в зоопарк»

  1. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)

  1. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

  1. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)

2 этап ( основной)

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы работы:

  1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)

  1. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”

1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________

2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________

6. В переводе с латинского языка “суб” означает

А) “из”; Б) “под”; В) “через”.

7. Чем питаются цикады?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

8. Чем питается богомол?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

9. Чем питается жужелица кавказская?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

1.Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:

С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.

2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________

3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .

4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ .

____________________________________________________________________________

5. Уральские горы считают границей между ___________________ .

Самые высокие горы России _______________________________ .

Высочайшая гора в России _____________________ .

6. Горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .

7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:

А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине ---------------

Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе --------------------

В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах------------------------

Г) Самая высокая гора Алтая.--------------её высота ------------------

  1. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

Пример: 1 класс Тема « Какими бывают растения» 4 класс Тема « Полезные ископаемые».

5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)

Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа « Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны,2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -животный мир . 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

  1. Чтение с остановками. ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)

3 этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

  1. Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)

Пример: 1 класс Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)

  1. Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами)

Пример: 1класс «Азбука культурного поведения» , «Домашние питомцы»

  1. Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
  2. «Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

Пример: 4 класс по темам исторического блока.

  1. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»

  1. Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации )

Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..

Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Работа с текстом на уроках окружающего мира.

Комплексные работы по окружающему миру во 2 классе...

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...

Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира

Значительная роль в овладении  читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....

Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира

В данной работе представлен опыт использования приёма   преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы)  по ф...

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....