Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
статья по окружающему миру на тему
Статья "Работа с текстом на уроках окружающего мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_urokah_okruzhayushchego_mira.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом на уроках окружающего мира
На уроках окружающего мира работу с научным текстом можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.
1 этап - подготовительный (до начала чтения), 2 этап – основной (в процессе чтения), 3 этап - заключительный (после чтения).
1 этап (подготовительный)
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
- «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)
Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)
- Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)
- Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)
Пример: 1 класс Тема «Экскурсия в зоопарк»
- Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)
Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)
- Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)
Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)
- Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)
2 этап ( основной)
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
- Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)
Пример: 4 класс Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)
- Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)
Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”
1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________
2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________
Какая зима в субтропической зоне? _____________________
3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.
4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?
А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.
5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________
6. В переводе с латинского языка “суб” означает
А) “из”; Б) “под”; В) “через”.
7. Чем питаются цикады?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
8. Чем питается богомол?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
9. Чем питается жужелица кавказская?
А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.
3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)
Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»
1.Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:
“С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.
2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________
3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .
4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ .
____________________________________________________________________________
5. Уральские горы считают границей между ___________________ .
Самые высокие горы России _______________________________ .
Высочайшая гора в России _____________________ .
6. Горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .
7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:
А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине ---------------
Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе --------------------
В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах------------------------
Г) Самая высокая гора Алтая.--------------её высота ------------------
- Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)
Пример: 1 класс Тема « Какими бывают растения» 4 класс Тема « Полезные ископаемые».
5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)
Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа « Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны,2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -животный мир . 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)
- Чтение с остановками. ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
3 этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
- Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)
Пример: 1 класс Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)
- Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами)
Пример: 1класс «Азбука культурного поведения» , «Домашние питомцы»
- Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
- «Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)
Пример: 4 класс по темам исторического блока.
- Составление памяток, инструкций.
Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»
- Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации )
Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..
Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....
Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.
Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...
Работа с текстом на уроках окружающего мира.
Комплексные работы по окружающему миру во 2 классе...
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебн...
Приёмы работы с научно-популярными текстами на уроках окружающего мира
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника....
Формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира
В данной работе представлен опыт использования приёма преобразования информации из одной формы в другую (т. е. умения представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы) по ф...
"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"
В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....