Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока (4 класс)
Конспект урока для детей с ТМНР (2 вариант) дя 5-6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_konspekt_otred.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Класс: 5-7
Дата: 12.04.2023
Тема: составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок.
Цель: учить детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
Образовательные:
- обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картинок;
- формировать умения запоминать и рассказывать составленный рассказ с дополнительной опорой на предметные картинки;
-расширять и обогащать пассивный и активный словарный запас родственными словами;
Коррекционно-развивающие:
-развивать мыслительную деятельность путём установления логических связей;
- развивать и корригировать устную и письменную речь.
-обогащать словарный запас.
- развивать познавательную деятельность.
- развивать у детей навыки словообразования.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, внимательно относиться друг к другу;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
1.отвечать на простые вопросы учителя;
2.формировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД:
1.формировать умение слушать и понимать других;
2.формировать умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
3.формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
1.формировать интерес (мотивацию) к обучению;
Регулятивные УУД:
1.формировать умение организовывать своё рабочее место;
2.формировать умение определять цель выполнения заданий на уроке.
Тип урока: урок изучения нового материала
Виды работы на уроке: фронтальная, групповая.
Оборудование урока: серия сюжетных картинок, предметные картинки перелетных птиц, картинки- символы
1.Организационный момент
Эмоциональный настрой (диалог учителя и учащихся).
- Дети, вам тепло? - Да!
- В классе светло? - Да!
- Прозвенел уже звонок? - Да!
- Уже закончился урок? - Нет!
- Только начался урок? - Да!
- Хотите учиться? Да!
- Значит, можно всем садиться!
Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости. Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!
Договорились?
2. Актуализация знаний.
- Для начала потренируем язычок, проведем артикуляционную гимнастику.
Са-са-са- к нам летит оса
Су-су-су- я боюсь осу
Ос-ос-ос- летом много ос
Ас-ас-ас- у нас дружный класс
-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь отгадать о каком времени года в нем говорится
Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер
Значит к нам пришла...
Ответы детей: весна
- Молодцы. Назовите приметы весны, о которых говорится в стихотворении.
Ответы детей: называют и выкладывают картинки- приметы (слайд – таблица «приметы»)
-А какую еще одну характерную примету вы не услышали в этом стихотворении? Кто возвращается к нам весной из теплых мест?
Ответы детей: птицы
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной возвращаются обратно?
Ответы детей: перелётные птицы
- Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей: дети перечисляют
Показать картинки.
- Ребята, давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам).
Ответы детей:
- Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
-Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
- Правильно, о них надо заботиться и любить.
- Сегодня нам по почте пришло письмо (показывает письмо), хотите узнать от кого? Тогда отгадайте загадку:
- Кто весною прилетает, звонкой песней развлекает.
Для кого готов дворец? Знают все, это - ...
Ответы детей: Скворец.
- Молодцы! Значит от кого это письмо?
От скворца.
- Правильно. Открывает конверт и достает картинку со сломанным скворечником и письмо. Сначала показывает детям картинку со сломанным скворечником, а затем зачитывает письмо.
«Здравствуйте ребята, мне скоро надо возвращаться из теплых стран, но каждый год по прилету мне становится грустно. В течении зимы мой домик становится старым, ветхим, поломанным. И мне негде жить. Ребята, помогите мне, пожалуйста».
- Поможем скворцу?
- Но сначала я предлагаю поиграть в игру «Засели птичку в свой домик».
Вы знаете, что каждая птичка весной возвращается к своему домику, но домики у всех разные.
- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать о какой птице говорится и поместить её в свой домик.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад- вперед по пашне вскачь
А зовется птица …
Ответы детей: Грач
А как у грача называется домик
Ответы детей: Гнездо
На магнит. доске прикрепить соответствующие картинки.
(Дети за партой находят соотв. карт.)
- Слушаем следующую загадку
Он живет на крыше дома
– Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Ответы детей: Аист
А где строит свой дом аист?
Ответы детей: на крышах, на столбах.
Работа с картинками
- Хорошо. Еще одна загадка
Я проворна, легкокрыла
Хвост раздвоен, словно вилы
Если я летаю низко
Значит, дождик где- то близко
Ответы детей: Ласточка
А где ласточка строит свой домик? ( под крышей домов)
- Хорошо и последняя загадка.
На шесте дворец,
во дворце певец.
Ответы детей: Скворец
- Как можно назвать скворца ласково? (Скворушка.)
- Кто у скворца птенец, а птенцы? (Скворчонок, скворчата.) Давайте скажем вместе.
- Как называется их мама? (Скворчиха. Повтори Денис, Алеша).
- Как называется домик, который люди строят для скворцов?
Ответы детей: скворечник
- Из чего люди строят скворечники?
Ответы детей: из дерева
- Если скворечник из дерева, то он какой?
Ответы детей: деревянный
-Ребята, а вы слышали , как поют скворцы. Я предлагаю послушать.
( аудиозапись)
ВЫВОД: Молодцы. Теперь, ребята, вы знаете, что у каждой птицы свой домик, и все они разные.
Учитель смотрит в конверт. Ребята, а в конверте еще что-то лежит, это картинки… Посмотрите (показывает детям). Я думаю, что это подсказки для вас, чтобы помочь скворцу заселиться в свой домик, вам надо составить рассказ по этим картинкам. ( прикрепить их на доску)
3. Предлагаю отдохнуть, физминутка
Дружно мы сейчас пойдем (шагаем друг за другом по кругу)
И построим птичкам дом
Пилим мы пилой дощечки: (Пилим дощечки).
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Из них сколотим мы скворечник: (Работаем молоточком).
Тук-тук, тук-тук.
Прилетайте, птицы, в домик
К нам уже Весна пришла,
Мы скворечники развесим (движение вправо-влево),
Тут и там, Тут и там.
4.Постановка темы и учебной задачи.
- Тема нашего урока: составление рассказа по серии сюжетных картинок.
И мы будем учиться составлять связный рассказ по картинкам.
5.Беседа по содержанию серии сюжетных картинок
В рассказе есть начало, середина и конец. Первая и вторая картинки соответствует началу рассказа, третья – середине, а четвертая – концу.
- Давайте рассмотрим картинки.
1.- Какое время года изображено? (Наступила весна)
-Куда пришли дети? (Дети пришли в парк)
-Что они там увидели? (Они увидели там сломанный скворечник)
- Почему скворечник пришел в негодность за зиму? (Дул ветер, падал снег.)
2. - Что решили смастерить дети? (Дети решили смастерить новый домик для скворцов).
- Какие инструменты они взяли? (Они взяли пилу, гвозди и молоток)
- Из чего дети мастерили новый скворечник? (Новый скворечник дети мастерили из досок)
3. - Куда вернулись дети? (дети вернулись в парк)
- На высокое или низкое дерево они повесили скворечник? (они повесили скворечник на высокое дерево)
- Почему скворечники вешают высоко на деревьях? (Чтобы кошка не достала)
- Посмотрите на последнюю картинку.
-Почему дети отошли в сторону? (дети отошли в сторону, чтобы не спугнуть птиц)
- И что они увидели? (они увидели, как в скворечник прилетели скворцы)
- Чему рады дети? (Дети рады тому, что помогли скворцам)
- Молодцы! Вы хорошо отвечали на вопросы по картинкам и научились правильно составлять предложения.
- Давайте вместе придумаем название этому рассказу. Как можно его назвать? О чём рассказ мы составили? (варианты детей) («Скворечник»)
6. Чтение рассказа учителем.
- Сейчас послушайте рассказ, который составила я. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, потому что вам нужно будет самим составить рассказ.
Рассказ «Скворечник».
- Наступила весна. Дети пришли в парк. Они увидели там сломанный скворечник. Дети решили смастерить новый домик для скворцов. Они взяли пилу, гвозди, молоток и из досок сделали новый скворечник. Дети вернулись в парк и повесили скворечник на высокое дерево. Потом они отошли в сторону и увидели, как в скворечник прилетели скворцы. Дети смотрели и радовались.
7. Составление рассказа обучающимися.
-Рассказывание детьми по цепочке составленного рассказа с опорой на сюжетные картинки.
-Денис, Алеша выкладывают картинки
8. Итог урока и рефлексия:
- Как вы думаете, мы помогли скворцу?
- Ребята, чем мы занимались на уроке?
Мы будем учиться составлять рассказы и по другим картинкам.
Раздать картинки - скворечник.
- Ребята, кому было интересно и все понятно, предлагаю раскрасить скворечник зеленым цветом, а кому не совсем понятно-желтым.
Дом.зад.: Алеша, Алеша и Денис – раскрасить картинки, девочкам – списать текст.
Оценки
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Конспект открытого урока по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация» в 7г классе.
Учитель первой квалификационной категории: Т.А.Юхова
2023 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуальго занятия по развитию альтернативной коммуникации
Тема занятия "Зима. Зимние забавы"Расширять знания ученика по лексической теме.Отвечать на вопросы, просить желаемое с помощью альтернативной коммуникации (коммуникативная доска)....
Конспект индивидуального занятия по развитию альтернативной коммуникации
Цели урока:а) Учить пользоваться коммуникативной доской;б) Учить понимать различия между Да-Нет (подтверждение –отрицание);в) Учить соотносить предметы по форме и цвету;г) Учить строить предложе...
Конспект урока по речи и альтернативной коммуникации "Понимание слов, обозначающих игрушки"
Кинспект урока будет полезен для учителей, которые работают с детьми С ТМНР...
Конспект урока по речи и альтернативной коммуникации " Звук и буква Цц"
Конспект урока по речи и альтернативной коммуникации " Звук и буква Цц" 3 класс(2 вариант) для детей с нарушением интеллекта...
Конспект урока "Зима" (стихи, мнемотаблицы, альтернативное чтение)
Класс: 6 (VIII вид 2 вариант)Тема урока: Разучивание стихотворений о зиме с использованием мнемотаблиц.Тип урока: урок совершенствования знаний.Цель: Учить стихотворения о зиме с использованием мнемот...
ПЛАН-КОНСПЕКТ По предмету: Речь и альтернативная коммуникация 2 в класса Тема урока: «Практический контроль. Работа с шаблонами. Умение узнавать и писать буквы У, С, А, О»
Цель: дать возможность учащемуся узнавать буквы, осваивать графические действия при помощи обводки, штриховки, написание букв.Задачи: -формировать умение правильно писать согласные буквы С, У, А,О-раз...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...