Занятие по экономике: " На что расходует деньги семья"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема: « На что расходует деньги семья»
Цели:- формировать первоначальные понятия о семейном бюджете; определить источники формирования бюджета семьи; способствовать усвоению принципов разумного, логически обоснованного выбора и умения тратить деньги.
-развивать и корригировать словесно-логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся.
- формировать уважительное отношение к труду .
Оборудование: иллюстрации с изображением короля и королевы и волшебницы, опорные таблицы для фронтальной работы, индивидуальные карточки.
Ход занятия.
I.Орг. момент.
? Составить слова из букв: И, Д, Н, Ь, Е, Г;
С, Ь , М, Я, Е.
Как взаимосвязаны эти два слова?
Как вы понимаете смысл пословиц:
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Денег много, да разума мало.
II.Сообщение темы занятия.
Вводное слово учителя: Семья тратит деньги на самые разные нужды, на удовлетворение различных потребностей. Одни расходы требуют большего количества денег, а другие – меньших затрат. Каждая семья расходует разное количество заработанных средств. Почему так происходит в жизни ? Что помогает сократить расходы в семье? Сегодня нам предстоит ответить на эти вопросы. А помогут нам в этом сказочные герои.
III. Основная часть занятия.
Однажды волшебница Экономика пришла на урок во дворец. Там она услышала сильный шум из кабинета, где проходили занятия. Открыв дверь, она увидела, что король с королевой спорят не уступая друг другу.
- Не то плохо, что вы спорите, а то, что вы не умеете это делать. Ну чего вы кричите. Ведь вы даже не слышите друг друга и пытаетесь доказать свою правоту, не желая понять другого, - строго сказала Волшебница.
- А чего тут понимать, если я прав!- громко и обиженно сказал Король.
- Ну, конечно, ты всегда прав!- так же громко перебила его Королева.
- Стоп! Сначала успокойтесь, - остановила их Волшебница, а потом будете говорить. Кто быстрее успокоится, то первым и начнет говорить.
- Понимаете, - медленно, стараясь быть спокойным, стал объяснять Король.
Мы с самого утра спорим о том, что нужно делать, чтобы стать богаче, как и на что тратить деньги.
- Я говорю, - перебила его Королева, что в первую очередь нужно хорошо работать и соответственно много зарабатывать. Будешь много и хорошо работать - будешь богатым.
- А я говорю, - сказал Король,- что нужно уметь тратить заработанные деньги. Если тратить деньги без ума, то сколько бы я не зарабатывал, мы никогда не будем богатыми.
- Ребята , а как вы считаете кто из них прав? (Ответы учащихся).
- Этот спор называется «вечным»,- вздохнула Волшебница.
- На самом деле нужно уметь и зарабатывать, и тратить деньги. Есть такое озеро Богатство, куда впадает река Доход, вытекает река Расход. Если в озеро вливается больше воды, чем выливается, то уровень воды в озере, т.е Богатство постоянно растет. Но если перекрыть реку Доход, то озеро Богатство может превратиться в стоячее болото скупости, где все живое умрет. Другими словами, чтобы стать богаче, нужно уметь и зарабатывать , и тратить деньги.
- А как научиться тратить деньги? – спросила Королева.
- Это совсем несложно,- ответила Волшебница.
- Давайте я вас научу.
- Ребята, давайте вместе с вами посмотрим на что вы (мы) тратим деньги.
Игра «Товары и услуги».
На доске опорные таблички с названиями : продукты, одежда, услуги, медицина…У учащихся на партах карточки со словами молоко, хлеб, свет, газ, таблетки, одежда и т.д. Учащиеся выбирают карточку и соотносят ее с табличкой на доске.
Затем идет обсуждение: на что больше тратится и на что меньше тратится денег.
Работа в парах.
Учащимся предлагается заполнить таблицу семейного бюджета.
- Предположим, что семья расходует в месяц 100 денежных единиц (давайте назовем их эконы). Итак , ваш доход равен 100 эконов. А каковы же ваши расходы?
Доходы – разные виды поступлений за определенный период времени (месяц), выраженные в денежных единицах.
Расходы- это затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, т.е это деньги, которые мы истратили в этом месяце на приобретение товаров и услуг. Расходы человека, семьи обусловлены необходимостью приобретения потребительских товаров, оплаты услуг.
(После того, как таблица заполнена, нужно установить средние расходы.)
- У каждой семьи доходы разные, в зависимости от этого и расходы будут тоже разные.
-Как влияют на расходы возраст членов семьи, наличие своего дома, хозяйства, огорода, интересов семьи?
- Для того, чтобы не забыть, куда истрачены деньги, грамотные люди учитывают свои доходы и планируют свои расходы. Или другими словами составляют бюджет.
- Научите составлять нас бюджет, - попросили Волшебницу Король и Королева.
- А мы только что это сделали вместе с ребятами.
Бюджет – это сумма денег, которые мы тратим на определенные нужды, за определенный период времени, например , месяц.
Несмотря, на различные доходы, всем семьям приходится планировать свои расходы. Если расходы = расходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Если доход > расхода, тогда бюджет называется избыточным , и семьи имеют возможность сберегать часть своих денег. Если же расход > дохода (бывает и так) то бюджет называют дефицитным. В этом случае семьям приходится брать деньги в долг или уменьшать свои расходы.
Вы должны помнить, что каков бы ни был доход семьи, денег все равно на все не хватит. Поэтому каждому человеку, каждой семье приходится делать выбор. Из многих желаний нужно выбирать те, которые принесут вам необходимую радость или удовольствие .
Решение задачи:
Живут в одном городе две семьи Ивановых и Петровых. Каждая состоит из четырех человек. Семья Ивановых тратит свои деньги сразу же по их получении, покупая те вещи , которые захочет в данный момент. А семья Петровых сначала планирует свои покупки, тщательно выбирая товар, и все время ведет учет своих доходов и расходов. Какая семья сможет удовлетворить больше своих потребностей и сделать это лучше, если доход семей одинаков? Почему?
-Найди ключ и вычеркни в этой таблице некоторые буквы и слоги так, чтобы из оставшихся букв и слогов сложить фразу. Прочитав ее, ты узнаешь, что помогает разумно тратить деньги.
ЧТО | ПУ | БЫ | РАЗ | ГО | УМНО | ГРЕ | ТРА | ТИ | ПЕТ |
ТЬ | СНИ | ДЕНЬ | ГИ | РЕК | НУЖ | ЛО | НО | У | СМЕ |
ЧИ | РУН | ТЫ | ВА | ВАД | ТЬ | ЛЬН | С | ВОИ | КЕР |
ДО | СКИ | ХО | ДЫ | В | И | ОРЕ | ПЛА | НИ | ТЕЛ |
РО | УС | ВАТЬ | С | ХОР | ВОИ | ПАЗ | РАС | ХОДЫ | ВУ |
Ответ:
Чтобы разумно тратить деньги, нужно учитывать свои доходы и планировать свои расходы.
Итог занятия.
- Что такое бюджет?
- Какой бюджет называется сбалансированным, избыточным, дефецитным?
- Что нужно делать, если бюджет семьи дефицитный?
- Почему нельзя сокращать расходы на еду, книги, отдых?
- Согласны ли вы с тем, что иногда выгоднее покупать дорогие, а не дешевые вещи?
- Спасибо,- сказали Король с Королевой. Мы поняли, что чтобы разумно тратить деньги, нужно учитывать свои доходы и планировать свои расходы.
Д=Р-сбалансированный
Д>Р-избыточный
Р>Д-дефицитный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экономике по теме "Потребности", 1 класс
внеурочное занятие 1 класс...
Занятие по экономике в 1 классе Тема: «Складчина»
Содержательные линии по предмету «Азбука экономики».Экономика как наука.Краткие исторические сведения о её возникновении ...
Занятие по экономике на тему:"Что такое деньги?"
Что такое деньги?...
УУД на занятиях по экономике в начальной школе
Важной целью современного школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения....
Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"
Конспект занятия финансовой грамотности 1 класс. Тема: "Деньги в разных странах"...
Конспект внеурочного занятия по экономике по теме «Банк» (3 класс)
В основе жизни всех людей лежат экономические интересы. Отсюда вытекает цель курса - вовлечь детей в занятия экономикой, понять ее роль, главные общественные функции, ее объективную значим...
Внеурочное занятие по финансовой грамотности на тему "Деньги любят счет"
Внеурочное занятие по финансовой грамотности разработано с учетом возрастных особенностей детей. на занятии применяется кейс - технология. Кейс технология - это метод активногопроблемно - ситуативного...