Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий. Прогрессивные матрицы Равена.
статья (2 класс) на тему

Зеленкова Юлия Владимировна

Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Прогрессивные матрицы Равена.

Выполнила: магистрант группы ППОм-1402 Зеленкова Ю.В.

г. о. Тольятти – 2015г.

Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) определяет функции и виды универсальных учебных действий.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специального предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • определения основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
  • построения содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях;
  • определения функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
  • выделения возрастно-специфической формы и качественных показателей;
  • сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;
  • определения круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме;
  • разработки системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Тема нашей диссертации: «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка».

В экспериментальной части нашей диссертационной работы мы хотели бы продиагностировать сформированность познавательных и регулятивных универсальных учебных действий. Из множества методик по данной тематике нами была выбрана прогрессивная матрица Равена.

Цель: выявление уровня развития невербального интеллекта, сформированность познавательных универсальных учебных действий, определение зоны ближайшего развития.

Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные логические действия: сравнение, анализ, синтез, аналогии.

Возраст: от 6,6 лет.

Метод оценивания: индивидуальное тестирование с использованием черно-белых матриц.

Время выполнения: не более 40 минут на одного ребенка.

Материал: стандартные прогрессивные матрицы, пять серий – А, В, С, D, Е, по 12 матриц в каждой серии, которые интрасерийно и интерсерийно прогрессивно возрастают в смысле проблемной трудности или соответствующей комплексности.

Тест предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Матрицы разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора «g» – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Наиболее известны два основных варианта прогрессивных матриц: черно-белые и цветные матрицы.

Тест «Прогрессивные матрицы Равена» относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальтпсихологией: теорией перцепции форм и так называемой «теорией неогенеза» Ч. Спирмена.

Согласно теории перцепции форм каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальная оценка задания-матрицы, а затем осуществление аналитической перцепции с выделением испытуемым принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что способствует обнаружению недостающей детали изображения. Теория Ч. Спирмена углубляет рассмотренные положения теории перцепции форм. Матрицы Равена могут применяться на испытуемых с любым языковым составом и социокультурным фоном, с любым уровнем речевого развития.

Тестом Равена замеряется развитость визуального мышления. Его не следует отождествлять с наглядно-образным. Отличие визуального мышления в том, что оно функционирует не в предметно-содержательной области, а оперирует формально-графическими изображениями и структурными связями. Оно использует объективные пространственные, но не сущностные понятийные закономерности. Сильно развитое визуальное мышление может во многом компенсировать и замещать недостатки понятийного, а также служить базой для формирования абстрактного мышления.

Прогрессивные матрицы Равена используются именно для того, чтобы выяснить реальный потенциал обучаемости детей, которые при педагогическом собеседовании и по речевым тестам оцениваются как недостаточно подготовленные к обучению в школе. Этот тест также дает представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Дело в том, что инструкция дается только в общем виде, который позволяет ребенку начать работу. Задания в тесте не однородны, и детям приходится несколько раз самостоятельно частично трансформировать и конкретизировать общий подход к их решению. Если дети с этим не справляются, значит, самостоятельность мышления пока не развита.

Матрицы Равена представляют собой однородное испытание абстрактной перцепции формы и дедукции, включая также испытание концентрации внимания на отвлеченные геометрические стимулы. С точки зрения развития, индивид может подходить к испытанию, начиная со способа пассивной перцепции, когда нарисованное вообще не понимается как осмысленная проблема, через способ активного воспроизведения или узора – дополнение узора диагонально или вертикально и горизонтально – вплоть до способа серийного изменения (например, в арифметическом ряду) и, наконец, изменения произведений (например, в геометрическом ряду).

Описание задания:

Каждому обследуемому раздается экземпляр тестовой тетради. Бланк ответов заполняется психологом или обследуемым. Тестовая тетрадь остается закрытой до начала тестирования. Обследуемый или экспериментатор, прежде всего, заполняет следующие данные: 1) дата тестирования;

2) имя, фамилия;

3) возраст, пол;

4) школа, класс.

После заполнения предлагается отложить карандаши, далее экспериментатор зачитывает инструкцию. Первые две матрицы первой серии могут быть использованы для объяснения задания.

09. 10. 2014 нами была проведена диагностика во 2Б классе МБУ СОШ №10.

Количество испытуемых – 25 человек.

Были получены следующие результаты:

  • учащиеся с высокоразвитым уровнем интеллекта – 7 человек
  • с незаурядным уровнем интеллекта – 12 человек
  • со средним уровнем интеллекта – 3 человека
  • с близким к среднему уровню интеллекта – 2 человека
  • с интеллектом ниже среднего уровня – 1 человек

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод. Учащиеся 2Б класса обладают весьма высокими показателями уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Рассмотрим подробнее серии заданий и их количественную характеристику.

Задания серии А отражают анализ в визуальном мышлении, с ним справилось 78% учащихся.

Задания серии В-способность линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей – 89% учащихся.

В заданиях серии Спроявляется способность к динамической (быстрой) наблюдаемости и прослеживание непрерывных изменений, динамической внимательности и воображению, способности представлять – 73% учащихся.

Задания серии D - решение зависит от способности охватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур, согласно закономерности использованных изменений. С этим заданием справились 71% испытуемых.

Задания серии Е - способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза. Справились 24% учащихся.

Анализ показал, что уровень невербального интеллекта, способности к систематизации в мышлении, логически мыслить и раскрывать существенные связи меду предметами и явлениями у большей части обучающихся сформирован в достаточной степени. У 76% учащихся наблюдается высокий и хороший уровень. В пределах нормы у 20% второклассников. 4% учащихся имеют уровень развития интеллекта слабее возрастных возможностей. Следовательно, большинство учащихся могут усваивать учебную программу на достаточном уровне.

В ходе работы над заданием у большей части второклассников отмечается сформированностьуниверсальных учебных действий регулятивного блока. Такие как: умение последовательно выполнять задание с постановкой учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено; умение  принимать задачу, сохранять и выполнять с интересом; осуществление постоянного планирования; умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Отмечается средний и близкий к среднему уровень развития универсальных учебных действий познавательного блока, в частности логические: умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных). Умение устанавливать причинно-следственные связи; синтез – умение составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; умение выбирать основания и критерии для сравнения. Классификации объектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня развития универсальных учебных действий

Диагностика формирования  познавательных УУД в процессе изучения русского языка и математики по учебному комплекту Н.Ф. Виноградовой....

статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...

Контрольно-измерительные материалы для диагностики уровня сформирванности познавательных универсальных учебных действий

Дана подборка психологических методик, для диагностики  уровня сформирванности познавательных универсальных учебных действий учащихся 1- 4 классов...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...