Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
учебно-методический материал
Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_urovnya_sformirovannosti_regulyativnyh_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: методы, критерии и контрольно-измерительные материалы»
Планируемые результаты представляют собой систему обобщенных, личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и уточнения всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным и предметным [4; пп. 9-12].
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ Федерального государственного образовательного стандарта являются планируемые результаты. Они представляют собой систему обобщенных, личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и уточнения всех элементов, подлежащих формированию и оценке.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы, а именно метапредметные и личностные, определяют целостную систему универсальных учебных действий. Эта система учебных действий представлена в «Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся», которая является одним из системообразующих компонентов содержательного раздела Основной образовательной программы начального общего образования.
Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Определим характеристики регулятивных универсальных учебных действий первоклассников с учетом возрастных особенностей и субъектной позиции учащегося на уроке:
- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;
- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;
- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу);
- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы формирования и оценки регулятивных универсальных учебных действий.
Критерии и показатели уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. В таблице приведены уровни развития у младших школьников целеполагания, контроля и оценки.
Таблица «Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников».
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ | ||
Уровни | Показатели сформированности | Поведенческие индикаторы сформированности |
1. Отсутствие цели | Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования) | Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал |
2. Принятие практической задачи | Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
3. Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется | Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий |
4. Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи | Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения |
5. Переопределение практической задачи в теоретическую | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа. |
6. Самостоятельная постановка учебных целей | Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы | Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия |
УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОНТРОЛЯ | ||
Уровни | Показатели сформированности | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. | Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников |
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания | Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | Действуя неосознанно, предугадывает правильное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых |
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет | В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает |
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям |
5. Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. | Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям |
6. Актуальный рефлексивный контроль | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы | Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения |
УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОЦЕНКИ | ||
Уровни | Показатели | Поведенческие индикаторы |
1. Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи |
2. Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия | Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников |
3. Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи |
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий | Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом |
5. Актуально адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия. | Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения |
Критериями при оценке личностных и метапредметных результатов выступают виды универсальных учебных действий, относящихся к соответствующей группе результатов. А показателями являются уровни сформированности универсальных учебных действий относительно их характеристик.
Показателями при оценке регулятивных универсальных учебных действий являются следующие характеристики (приводим характеристики для учащихся первых классов):
- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем;
- составление плана (алгоритма) решения учебной задачи;
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи;
- оценивание успешности решения учебной задачи.
Оценка регулятивных универсальных учебных действий может проводиться с помощью специально сконструированных типовых задач и методик. Более полно критерии оценивания регулятивных универсальных учебных действий и типовые диагностические задачи представлены в таблице.
Таблица «Критерии оценивания регулятивных универсальных учебных действий»
Регулятивные универсальные учебные действия | Основные критерии оценивания | Типовые диагностические задачи 1 класс (6,5 -7 лет) | Типовые диагностические задачи 3-4 классы (10,5 - 11 лет) |
Целеполагание | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Выкладывание узора из кубиков | Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Планирование | Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | Выкладывание узора из кубиков | Диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З. Зака) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Прогнозирование | Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик | Выкладывание узора из кубиков | |
Контроль | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Выкладывание узора из кубиков
| Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Коррекция | Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Выкладывание узора из кубиков | Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая) |
Оценка | Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Выкладывание узора из кубиков | Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Определим показатели регулятивных и познавательных универсальных учебных действий обучающихся первых классов.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий первоклассников:
- принятие и сохранение цели учебной деятельности, определенной учителем;
- действие по инструкции;
- планирование действий в соответствии с поставленной задачей;
- выполнение заданий по предложенному алгоритму;
- определение способа действия;
- осуществление контроля способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу);
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 2-4 классов определяются по аналогии с учетом возрастных особенностей и субъектной позиции учащегося на уроке.
Формы представления результатов
Результаты оценки уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников могут быть представлены в следующей форме.
Оценочный лист уровня сформированности регулятивных УУД
№ п/п | Ф.И. обучающегося | Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
0 – учебное действие не Средний показатель по классу сформировано
1 - учебное действие сформировано на низком уровне
2 – учебное действие сформировано на среднем уровне
3 – учебное действие сформировано на высоком уровне
Мониторинг сформированности регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта может проводиться как с помощью специально сконструированных типовых задач и методик, так и в рамках проведения итогового оценивания.
Показатели сформированности универсальных учебных действий при выполнении заданий ИКР
(свод по классу)
№ п/п | ФИ учащихся | Показатели сформированности универсальных учебных действий при выполнении заданий ИКР | Уровень самостоятельности учащихся при выполнении ИКР | ||||||||||||||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Высокий уровень самостоятельности | Средний уровень самостоятельности | Низкий уровень самостоятельности | |||||||||||||
Контроль и коррекция результата | Работа по предложенному алгоритму | Определение способа действий, алгоритма при выполнении заданий и следование ему | Средний показатель уровня сформированности регулятивных УУД | Смысловое чтение | Анализ, сравнение, классификация, использование знаково-символических средств | Умение выявить, установить закономерность, установить связь между арифметическим действием и условием задачи | Информационный поиск | Построение свободного речевого высказывания в письменной форме | Средний показатель уровня сформированности познавательных УУД | ||||||||
Список литературы:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Нормативно-правовые и учебно-методические материалы по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (из опыта работы образовательных организаций Ставропльского края) методическое пособие / авт.-сост.: О.Н. Хижнякова, В.В. Журавлева, Н.В. Астрецова; под ред. А.Ф. Золотухиной - Ставрополь, 2014. – 116 с.
- Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследов...
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
Оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий
оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий...
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников
Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...
«Оценка уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий: методы, критерии и контрольно-измерительные материалы»
Психолого-педагогические условия формирования и оценки регулятивных универсальных учебных действий младших школьниковКритерии и показатели уровня сформированности регулятивных универсальных учебных де...
Методические рекомендации по выявлению уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
В рекомендациях указано, что из себя представляют коммуникативные умения, какие существуют виды действий, что подразумевается под каждым из них, какие могут возникнуть проблемы в ходе осуществления то...
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий.
Особенности психического развития детей с ОВЗ конкретной категории с точки зрения критериев оценки сформированности различных универсальных учебных действий....