Технологическая карта по внеурочному занятию "Вежливые слова"
рабочая программа (1 класс)
Цель: ознакомление с вежливыми словами, употребляемыми в речи, их классификацией; употреблять эти слова в своей речи привитие умения находить и употреблять эти слова в своей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivye_slova.docx | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
Тема: « Зачем нужны вежливые слова»
Форма организации: групповая
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Класс: 1
Цель: ознакомление с вежливыми словами, употребляемыми в речи, их классификацией; привитие умения находить и употреблять эти слова в своей речи.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в доброжелательном общении.
2. Воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь обучающихся, расширять кругозор.
- Развивать умения и навыки работы в группе.
Образовательные:
- Формировать навыки вежливого общения.
- Знакомить с понятием «вежливость», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов
- Научить обобщать и делать выводы из полученной информации.
Планируемые результаты:
Предметные: умение употреблять вежливые слова в речи; овладение речевым этикетом в ситуациях учебного и бытового общения.
Личностные: проявление интереса к новым знаниям; выполнение правил поведения ученика на уроке.
Метапредметные: умение организовывать своё рабочее место, умение рассуждать и строить свой ответ, умение работать в группе, умение работать по предложенному плану учителем, умение слушать и понимать речь других.
Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданиями, таблички с надписями «да» и «нет» (или цветные: красный, чёрный), ромашки- картинки цветов, корзиночки, атрибуты – энергизаторы: (солнце, тучка, фея, гномики), клей – карандаш, цветная бумага, белая бумага, жёлтые круги, фломастеры
На доске: пословицы, солнце доброе, облако и тучи, гномики, солнце «испорченное злыми словами»
Предварительная работа: не требуется.
Ход занятия
Этапы | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к занятию. Приложение 1. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к занятию | Р: Умение организовывать своё рабочее место, настраиваться на рабочую атмосферу. |
Постановка темы, цели и задач занятия | Словесный (беседа) наглядный (лучи со словами) | Учитель мотивирует детей к определению темы, цели и задачам занятия с помощью импровизированного солнца, вокруг которого разные слова – лучи и вопросам . Приложение 2 | Отвечают на вопросы учителя. Узнают тему внеурочного занятия. Вместе с учителем формулируют цель и задачи занятия. | К: Умение строить свой ответ, анализировать и рассуждать. |
Актуализация знаний | Словесный (беседа), Практический(игра) | Учитель организует работу по командам. Учитель проводит конкурс – игру: «Какая команда больше знает «волшебных» слов» для активизации мыслительных процессов учащихся. Приложение 3 | Делятся на две команды. Внимательно слушают учителя. Участвуют в конкурсе-игре: «Какая команда больше знает «волшебных» слов» | П: Умение воспринимать информацию на занятии. К: Умение слушать и понимать речь других. |
Основная часть | Словесный (беседа, проведение динамической паузы) Практический (выполнение проекта по командам) | Объясняет второе задание. Подводит микро-итог. Проводит беседу по результатам задания. Объясняет третье задание. Вместе с учащимися проговаривает микро-итог по заданию. Вручает жетоны-цветы. Проводит динамическую паузу. Объясняет четвёртое задание. Вместе с детьми проверяет выполненное задание. Приложение 4 | Внимательно слушают учителя. Слушают учителя и выполняют задания. Вместе с учителем делают микро-итоги по заданиям. Слушают учителя и активно принимают участие в динамической паузе. Выполняют задания учителя. | П: Умение воспринимать информацию на занятии. К: Умение слушать и понимать речь других. Умение работать в команде. К: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Л: Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности занятий. |
Подведение итога занятия | Словесный (беседа) | Учитель с учащимися подводят итог занятия с помощью упражнения «продолжи предложение». Хвалит учащихся и благодарит за работу, дарит волшебные ромашки вежливых слов. Приложение 5 | Слушают учителя и принимают активное участие в беседе класса. Подводят итог занятия с помощью упражнения «продолжи предложение». | К: Умение оформлять свои мысли в устной речи, рассуждать и строить свой ответ. Умение слушать и понимать речь других. |
Рефлексия | Словесный (беседа) Практический (упражнение «Волшебный мяч») | Проводит практическую рефлексию с помощью «волшебного мяча». Прощается с учащимися. Приложение 6. | Анализируют свою деятельность на занятии. Прощаются с учителем. | К: Умение рассуждать и строить свой ответ, Умение анализировать свою деятельность. |
Приложение 1.
Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Вежливые слова помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение близким и любимым людям. Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху!
Приложение 2.
-Давайте попробуем определить тему нашей встречи: (На доске импровизированное солнце, вокруг него разные слова – лучи)
- Ребята, подойдите пожалуйста, к солнышку и снимите с него лучики, которые вам сегодня не хотелось бы взять с собой на занятие.
(Доброта, грубость, крик, уважение, внимание, забота, хамство, улыбка драка, , вежливость)
- Почему эти слова лишние? (потому что они приносят зло и вред для здоровья человека)
-Кто из вас знает, какие слова называются Вежливыми? (Добрые)
-А есть другие? Какие?
Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть.
Как вы думаете, почему слово вежливость выделено красным цветом? ( Ответы детей)
Итак, тема нашего занятия: Зачем нужны Вежливые слова в нашей речи?
Цели: Как вы думаете, какие умения мы получим на этом занятии?
- Узнаем, какие слова называются вежливыми;
- Узнаем на какие группы они делятся.
- Постараемся их находить и употреблять в речи
Приложение 3.
-Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Эти слова часто называют лечебными.
В ходе занятия мы будем добывать новые знания. Для этого нам предстоит пройти несколько сложных испытаний.
Работа в группах, дружба и вежливость помогут нам в этом.
Желаю вам успехов!
Работа в группах
Первый конкурс - Разминка. Конкурс – игра: «Какая команда больше знает «волшебных» слов». (Цветы в корзинку)
Каждая команда по очереди называет волшебные слова, собирая их в корзины, стоящие на столе
-Все слова, которые вы, ребята назвали, вам надо распределить на группы. А на какие, мы сейчас узнаем.
Приложение 4.
2 конкурс Практический (проектный).
Я предлагаю вам разделить вежливые слова по группам. У вас на партах лежат волшебные слова. Из предложенных слов нужно выбрать 1 команде «Улыбка» – слова Приветствия и Прощания, 2 команде («Дружба») – слова Извинения, и Пожеланий.
Затем ваш капитан должен пояснить выбор своей команды. Рассказать почему именно эти слова попали в вашу группу и что они обозначают .( Выступление представителей от группы.)
-Какие слова не нашли своего почётного места?
-А нам нужны для общения эти слова?
-Давайте дадим названия этим группам слов: (Слова Благодарности и слова Просьбы).
Прикрепите эти слова к нашему грустному солнышку, вместо невежливых слов
- Солнышко изменилось? Что нового появилось на солнышке?
1.Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
2.Слова благодарности: спасибо, благодарю вас.
3. Слова пожелания: всего хорошего, , будьте здоровы, приятного аппетита,.
4. Слова извинения: простите; извините,
5. Слова просьбы: пожалуйста, будьте добры, , прошу вас.
6. Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
-Какими качествами обладает человек, который пользуется словами приветствия и пожелания? (воспитанный, культурный, вежливый)
- Как часто в народе называют невежливого человека? (Невежа)
-Какими качествами обладает человек, который пользуется словами Извинения? (стыдно за ошибки, не считает себя лучше других, совестливый)
Слова извинения это не только признания своей ошибки, но слова обращения
(Извините, вы не подскажите, который час?)
Приведите свои примеры извинения как формы обращения.
Какими качествами обладает человек, который пользуется словами Пожеланий? (желает всем добра, чтобы у всех было всё хорошо, заботиться о других)
Все эти качества можно объединить одним словом — уважение. Воспитанный человек обладает умением уважать. Уважать других людей, и в первую очередь самого себя.
Ребята, но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть приятными в общении и полезными для других. С этими темами мы познакомимся на следующих занятиях.
3.Игра «Вежливо – невежливо»
-Сейчас наши команды решат задачи. А если будут затруднения, помогут нам болельщики.
-Задание команде «Улыбка»:
Мальчик на бегу крикнул прохожему: “Сколько часов?”. Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 4 ошибки. Какие?
Ответ:
1 ошибка: Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: “Скажите, пожалуйста, который час?”
2 ошибка: Не “ часов”, а “который час?”.
3 ошибка: После ответа взрослого надо сказать “Спасибо”.
4 ошибка: не поздоровался и не сказал: «До свидания!»
-Задание команде «Дружба»:
По улице шли дедушка и мальчик. У дедушки в руках было пять предметов: одна большая сумка, три книжки и один большой сверток. Одна из книг упала.
- У вас упала книга! – закричал мальчик, догоняя дедушку.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было три книги, одна сумка и пакет - итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение – сказал дедушка, с трудом поднимая упавшую
книгу,- однако, есть правила, которых ты еще не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?
Ответ:
1) Обращаться к кому- либо надо доброжелательно, не забывая вежливых слов.
2) Надо быть внимательным к окружающим, поднять оброненную вещь и отдать ее владельцу.
учитель оценивает правильные ответы детей жетонами – цветами
Динамическая пауза «Будь внимателен».
- Ребята, становитесь в кружок. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – то задание выполняете; если просьба без вежливого слова – просто стоите на месте.
-подпрыгните высоко пожалуйста 5 раз;
-повернитесь спиной;
-похлопайте в ладоши пожалуйста 7 раз;
-покружитесь, пожалуйста 2 раз в одну сторону, 2 раза в другую;
-поменяйтесь местами с соседом;
-потопайте ногами, пожалуйста 4 раза;
-пожужжите как пчела;
-помашите руками как птицы пожалуйста 6 раз;
-скажите пожалуйста шепотом 3раза «тишина»;
-пройдите пожалуйста на стульчики как мышки.
4. «Житейские задачи»
В жизни бывают разные ситуации, но всегда из них надо выходить достойно, оставляя о себе хорошее впечатление. Сейчас вам будет предложено несколько таких ситуаций. Попытайтесь выйти из них достойно. (По командам)
1-я ситуация.
Дедушка не может найти свои очки…
2-я ситуация.
Сын пришёл домой с улицы домой с дыркой на коленке. Дверь открыла мама…
3-я ситуация.
К девочке на день рождения пришли гости. Она их встречает, и они дарят ей подарки…
4-я ситуация.
У мальчика есть младшие брат и сестра. Они не поделили между собой книгу и конструктор. Помоги им..
5 – я ситуация
У учительницы на уроке падают на пол карандаши
6 – я ситуация
Твой одноклассник забыл дома краски, на уроке рисования ему нечем раскрашивать…
7 – я ситуация Тебе нужно срочно выйти из кабинета, но у дверей стоит большая группа детей. Твои вежливые обращения?
8– я ситуация В коридоре две учительницы увлечённо разговаривают между собой. Тебе нужно обратиться к Светлане Борисовне. Как правильно обратиться?
Приложение 5.
- Подводя итог всему путешествию, давайте мы с Вами продолжим предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
Вежливые слова нужны для того, чтобы…
Я бы посоветовал своим друзьям, родителям, знакомым…
А я, ребята, хотела бы похвалить вас за умение слушать учителя и товарищей, работать в группе.
• Если вам сегодня было хорошо на занятии и осталось хорошее настроение то вы рисуете улыбающееся солнышко и делитесь своим хорошим настроением с присутствующими в классе.
• Если остался какой-то вопрос непонятным – нарисуйте задумчивое солнышко и обратитесь за разъяснением ко мне или к товарищам в вашей группе.
• А если вам было грустно и многое осталось неясным, то рисуем грустное солнышко и принесите его мне со своими вопросами.
Ребята, я вам говорю спасибо. И дарю вам на память о сегодняшнем уроке волшебные ромашки вежливых слов, чтобы вы о них не забывали.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
Когда повсюду говорят.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышаться с утра,
Они века живут на свете,
Запомнить их давно пора!
Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу!
Приложение 6.
Практическая рефлексия : Волшебный мяч помогает исправить свои ошибки. Если кто – то из вас сегодня нечаянно кого – то обидел, отправьте ему волшебный мяч с волшебными словами – извинениями, или подойдите и извинитесь через рукопожатие, лично, принесённые извинения (лечебные слова), улыбнитесь друг другу. Закройте конфликт. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"
Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока "Повторение состава слова" 4 класс
Программа "Школа 2100"...
Технологическая карта урока. "Слог. Деление слов на слоги. Урок – путешествие."
Цель: познакомить учащихся с понятием “слог”, способом образования слога, способом деления слов на слоги...
Технологическая карта открытого урока "Перенос слов"
Задачи:1.Формировать мотивацию для включения учащихся в учебную деятельность2.Учить делить слова для переноса.3.Закрепить знания учащихся о правилах деления слов на слоги.4.Формировать уме...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...