Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)
рабочая программа (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2075»
ГБОУ Школа № 2075 108828, г. Москва, поселение Краснопахорское, с. Красная Пахра, д. 23 ИНН 5074019252; КПП 775101001; ОГРН 1035011454444 | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, e-mail: 2075@edu.mos.ru; web: www.sch2075.mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru | тел. / факс: 8 (495) 850-82-59, email: pahra.23@edu.mos.ru; web: www.sch2075mskobr.ru |
| УТВЕРЖДАЮ ______________________ |
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
3 класса (Вариант 8.3)
Направленность: коррекционно – развивающая:
Срок реализации: 1 год;
Возраст учащегося: 12 лет;
ФИО педагога, реализующего программу:
Учитель-дефектолог
Климашевская Ольга Борисовна
Составитель программы:
Учитель-дефектолог: Климашевская О.Б.
г. Москва
2021 год
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционной-развивающей программы
1.7. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–дефектолога с обучающимся
2.3. Тематическое планирование
2.4. Методическое обеспечение рабочей программы
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа учителя-дефектолога организуется на основании:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение о дефектологической службе общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
В реализуемый комплекс программ коррекционной работы входят следующие блоки:
- диагностический блок (мониторинговые исследования);
- программа коррекционной работы;
- план работы учителя-дефектолога с педагогами;
- план консультативной работы учителя-дефектолога с родителями обучающихся с ОВЗ;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентностной деятельности учителя-дефектолога.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
Общие задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП НОО (вариант 8.3):
- Формирование коммуникативного поведения.
- Развитие социально-бытовой ориентировки.
- Развитие познавательной деятельности.
- Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
- Коррекция нарушений личностного развития, дезадаптивных форм поведения.
- Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях.
- Формирование базовых учебных действий.
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Расстройства аутистического спектра являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Приводим характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким.
Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).
В сравнении с первыми, эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий
срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии.
В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально-бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и.т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.
Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются.
В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный слух, одаренность в математических вычислениях, лингвистические способности. В привычных рамках упорядоченного обучения часть таких детей может усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом.
Ребенок этой группы очень привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим обстоятельством. Тем не менее, эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем. При всех проблемах социального развития, трудностях адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в большинстве случаев способен обучаться в условиях детского учреждения.
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.3), а также в вариативных коррекционно-развивающих дефектологических программах:
В данной рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- приоритетности коррекции причинного типа;
- принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип учёта неравномерности детского развития;
- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
- принцип программированного обучения;
- принцип учета объема и степени разнообразия материала;
- принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип системного компенсаторно-развивающего воздействия на развитие ребенка с обеспечением преодоления им трудностей развития, обусловленных негативным влиянием нарушенного анализатора, формированием компенсаторно–адаптивных механизмов, повышающих возрастные возможности социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического развития;
- принцип стимулирования эмоционального реагирования, эмпатии и использования их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:
- системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
- концентрический подход при изложении содержания программного материала;
- коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;
- комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
- личностно-ориентированный подход к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы;
- индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.
1.6. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы учителя-дефектолога
Этапы | Результаты | Сроки | |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). |
| 1.09 - 15.09 – первичная диагностика 15.01 - 30.01 – промежуточный мониторинг 15.05 - 30.05 – вторичная диагностика | |
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). |
| 15.09-25.05 текущего учебного года | |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). | Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка. | Январь Май | |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). | Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы. | В течение года |
1.7. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- умение налаживать контакт с людьми;
- умение соблюдать правила игры и дисциплину;
- умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:
- навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- умение учиться работать в паре и в группе;
- навык выполнять различные роли;
- умение слушать и понимать речь сверстников;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнера;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются умения:
- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
- дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
- различать запахи и вкусовые качества, называть их;
- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
- действовать по звуковому сигналу;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
Обучающийся с ОВЗ, в отношении которого реализуется данная коррекционно-развивающая программа, находится на школьном дефектологическом пункте и обучается в 3 классе.
На момент разработки рабочей программы (начало учебного года)
Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ
Уровень развития определяется по следующим показателям:
- Исследование двигательных функций
- Исследование слухомоторных координаций
- Исследование состояния зрительного гнозиса
- Исследование речевых функций
- Исследование памяти
- Исследование мыслительных операций
- Исследование внимания
Исследование двигательных функций
Результативность:
2 балла – правильное, четкое выполнение. Хорошая регуляция темпа и понимание инструкции.
1 балл – слабая дифференциация, требуется помощь.
0 баллов – нарушение функций. Невозможность выполнения инструкции.
Критерии диагностических показателей | ||||
I. Уровень развития двигательных функций | ||||
Динамический праксис | Реципрокная функция (тонус, характер движения рук) | Графическая проба | Выполнение заданной программы | Общий показатель по критерию |
0 | 1 | 1 | 0 | 2 балла |
II. Уровень развития слухомоторных координаций | ||||
Воспроизведение ритма | Умение повторять 1-2 ритмические структуры | Умение повторять 3-4 ритмические структуры | Умение повторять 5-6 ритмических структур | Общий показатель по критерию |
0 | 1 | 0 | 0 | 1 балл |
III. Уровень развития зрительного гнозиса | ||||
Узнавание изображения | Наложенные изображения | Перечёркнутые изображения | Незаконченные изображения | Общий показатель по критерию |
1 | 1 | 0 | 0 | 2 балла |
IV. Уровень развития речевых функций | ||||
Понимание слов, сходных по звучанию | Понимание логико-грамматических конструкций | Завершение фразы | Пересказ текста | Общий показатель по критерию |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 балл |
V. Уровень развития памяти | ||||
Запоминание 1-2 слов | Запоминание 3-4 слов | Запоминание 5-6 слов | Запоминание 8-10 слов | Общий показатель по критерию |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 балл |
VI. Уровень развития мыслительных операций | ||||
Последовательность событий (две картинки, что сначала-что потом) | Раскладывание серии из 2-4 картинок, рассказ по серии картин | «Четвёртый лишний», исключение предметов | Конструирование | Общий показатель по критерию |
1 | 0 | 0 | 0 | 1 балл |
VII. Уровень развития внимания | ||||
Устойчивость внимания | Объём внимания | Способность к переключению | Концентрация внимания | Общий показатель по критерию |
1 | 1 | 0 | 0 | 2 балла |
Итоговый показатель | 10 баллов |
0 - 21 баллов – низкий уровень развития
Модульный принцип коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в школе:
Коррекционная работа ведется по пяти основным направлениям:
Диагностическое направление:
- выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков;
- изучение уровня умственного развития ребенка;
- наблюдение за учащимися в учебной деятельности;
- первичное дефектологическое обследование;
- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
Коррекционное направление:
- определение содержания коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности;
- создание условий для развития сохранных функций;
- определение методов, приемов, средств проведения коррекционно-развивающих занятий;
- развитие коммуникативных навыков;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно - развивающих занятий;
Аналитическое направление, профилактика:
- обеспечение взаимодействия всех специалистов;
- оценка эффективности коррекционного воздействия;
- системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
Консультативно-просветительское направление:
- оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
- помощь в вопросах воспитания и обучения;
Организационно-методическое направление:
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- участие в заседаниях методических объединений;
- оформление документации;
- оформление необходимой соответствующей документации;
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с обучающимся
Сенсомоторное развитие:
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие межполушарного взаимодействия;
Развитие мнемических процессов:
- тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- развитие тактильной и кинестетической памяти;
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия:
- развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации;
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
- доступное планирование деятельности: а) понимание учебной задачи; б) активное осмысление материала.
- умение работать с образцами;
- регуляция простейших двигательных актов;
Формирование навыков чтения:
- заучивание букв;
- развитие умения соотносить звук и соответствующую букву;
- дифференциация сходных по начертанию букв;
- чтение слоговых таблиц;
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.3. Тематическое планирование
№ недели | Тема | Лексический материал |
I четверть | ||
1 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития психических процессов | |
2 неделя | Обследование обучающегося: определение уровня развития психических процессов | |
3 неделя | Тема «Речь» | Тема «Речь» Формировать имеющиеся представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Формирование представления о нашей речи. Способы образования речевых высказываний. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, психических процессов. |
4 неделя | Тема «Я и мое тело» | Тема «Я и моё тело» Формировать имеющиеся представления о себе. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о речевых выражениях. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. Развитие навыков речевой коммуникации, психических процессов. |
5 неделя | Тема «Части лица» | Тема «Части лица» Формировать имеющиеся представления о частях лица, внешних различиях частей лица у людей (цвет глаз, длина волос). Понимание и осознание своего возраста и пола (мальчик, девочка). Формирование умения взаимодействовать со взрослыми. Формирование представления о речевых выражениях. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметного ряда. Охрана здоровья и гигиена тела. Развитие навыков речевой коммуникации, психических процессов. |
6 неделя | Тема «Осень» | Тема «Осень» Формировать понятия о смене времен года, их взаимосвязь (осень после лета, после осени зима). Формирование знаний о периодах осени – ранняя, золотая, поздняя осень. Знания о приметах осени (похолодание, дожди, прохладный ветер, окраска листьев на деревьях, травы), признаках осени (ранняя, золотая, поздняя, пасмурная, дождливая, холодная), природных явлениях (листопад). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, психических процессов. |
7 неделя | Тема «Моя семья» | Тема «Моя семья» Закрепить у обучающегося знаний о семье, своих домочадцах, родственниках, общей фамилии, родственных отношениях в семье (мама, папа, дочь, сын, брат, сестра, бабушка, дедушка). Развитие умения определять возраст своих родственников, их действий. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, психических процессов. |
II четверть | ||
8 неделя | Тема «Фрукты-овощи» | Тема «Фрукты-овощи» Обобщение знаний о фруктах, овощах, саде, огороде, урожае, дереве, грядке. Закреплять названия плодов овощей, фруктов, особенности их внешнего вида (цвет, форма, величина, вкусовые особенности), варианты употребления в пищу. Формирование знаний о действиях человека с овощами и фруктами (копают, срывают, собирают, заготавливают), признаках (морковный, томатный, яблочный сок, компот). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
9 неделя | Тема «Посуда» | Тема «Посуда» Закрепление знаний о посуде, названиях предметов посуды и их назначении, деталях посуды. Формировать понятие о классификации посуды (столовая, кухонная, чайная), материале для изготовления посуды. Развитие умения называть части посуды, детали посуды (донышко, стенка, ручка, крышка,…), материал для изготовления посуды (глина, стекло, фарфор, дерево). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
10 неделя | Тема «Продукты питания» | Тема «Продукты питания» Закрепить понятия о еде, пище, названиях продуктов питания, а также знания о классификации продуктов (молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные, овощные). Уточнить временные отрезки приёма пищи (завтрак, обед, ужин, полдник – утром, днем, вечером). Развитие умения правильно определять действие с тем или иным продуктом питания (варят, жарят, готовят, моют, чистят, вытирают, сушат, кипятят, нарезают). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
11 неделя | Тема «Одежда» | Тема «Одежда» Обобщить знания об одежде и ее назначении. Учить правильно называть предметы и детали одежды (воротник, карман, манжет, молния, пуговица), подбирать одежду для мальчиков и девочек, различать одежду по сезону. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
12 неделя | Тема «Обувь» | Тема «Обувь» Обобщить знания об обуви и ее назначении. Учить правильно называть предметы и детали обуви (сапоги, туфли, валенки, каблук, молния, пряжки), материалы для изготовления обуви (резина, кожа, замша.). Развитие умения подбирать обувь для мальчиков и девочек, различать обувь по сезону, правильно определять действие с тем или иным предметом обуви (одевать, снимать, сушить, ремонтировать, застегивать расстегивать, сушить, чистить). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
13 неделя | Тема «Домашние животные» | Тема «Домашние животные» Обобщить знания о домашних животных, особенностях внешнего вида, величине, цвете шерсти, особенностях частей тела, повадках животных, способах передвижения. Учить правильно называть детенышей животных, части их тела. Закреплять знания о названии жилища того или иного животного, действий человека с конкретным животным. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
14 неделя | Тема «Домашние птицы» | Тема «Домашние птицы» Обобщить знания о домашних птицах, особенностях внешнего вида, величине, цвете перьев, особенностях частей тела, повадках птиц, способах их передвижения. Учить правильно называть детенышей птиц, части их тела. Закреплять знания о названии жилища той или иной птицы, звукоподражании. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
15 неделя | Тема «Зимующие птицы» | Тема «Зимующие птицы» Обобщить знания о зимующих птицах, причинах их зимовки. Учить дифференцировать зимующих птиц с домашними. Закреплять знания об особенностях внешнего вида, величине, цвете перьев, особенностях частей тела, повадках, способах передвижения. Закреплять названия детенышей зимующих птиц, звукоподражание, названия их жилищ. Учить заботиться о птицах в зимнее время (кормушки). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
III четверть | ||
16 неделя | Тема «Зима. Зимние забавы» | Тема «Зима. Зимние забавы» Повторение времен года. Закрепление знаний о соседях зимы, зимних приметах, изменениях в погоде и природе (живой, неживой). Обобщение знаний о признаках зимы (зимующий, холодный, снежный, морозный, белая, вьюжная), зимних действиях (возможность замерзнуть, морозит, холодает, воет, дует). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
17 неделя | Тема «Новый год» | Тема «Новый год» Закрепление представлений о празднике, особенностях и традициях праздника (дед Мороз, елка, Снегурочка, подарки, маски, костюмы, карнавал), знаний о признаках и праздничных действиях (праздничный, нарядный, новогодний, веселый, поздравлять, веселиться, дарить, танцевать, веселится. Развитие умения правильного пространственного употребления в речи предлогов «в, на, под, у» и соответствующих им действий. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
18 неделя | Тема «Дикие животные леса» | Тема «Дикие животные леса» Расширение знаний о животных леса, особенностях внешнего вида, величине, цвете шерсти, особенностях частей тела, повадках животных, способах передвижения, названиях детенышей животных леса, звукоподражание, знаний о названиях их жилищ. Развитие умений называть признаки животных леса (пушистый, косолапый, неуклюжий, зубастый), действиях животных леса (спит, заготавливает, бегает). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных леса». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
19 неделя | Тема «Дикие животные юга» | Тема «Дикие животные юга» Расширение знаний о животных юга, местах их проживания, особенностях внешнего вида, величине, цвет шерсти, особенности частей тела (голова, хвост, хобот), повадках животных, способах передвижения, названиях детенышей животных, звукоподражание, названиях их жилищ. Развитие умений называть признаки животных леса (пушистый, полосатый, ловкий, пятнистый, зубастый), действиях животных юга (спит, заготавливает, бегает, скачет). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных юга». Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», «Рисуем пальчиками на песке». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
20 неделя | Тема «Дикие животные севера» | Тема «Дикие животные севера» Расширение знаний о диких животных севера, местах их проживания, особенностях внешнего вида, величине, цвет шерсти, особенности частей тела (голова, хвост, ласты), повадках животных, способах передвижения, названиях детенышей животных, звукоподражание, названиях их жилищ. Развитие умений называть признаки диких животных севера (пушистый, зубастый, белый, толстокожий), действиях диких животных севера (спит, бегает, плавает, охотится). Развитие пространственной ориентировки. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Работа с вкладышами, изображениями животных. Прослушивание аудиозаписей «Голоса животных юга». Упражнения «Низко – высоко», «Близко– далеко», «Рисуем пальчиками на песке». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
21 неделя | Тема «Город» | Тема «Город» Развитие знаний обучающегося о названии своего города (близлежащего города), названий объектов и достопримечательностей (улица, площадь, парк, школа, магазин, детский сад, больница), знаний о названиях профессий жителей города, действий жителей города (убирают, моют, сажают, ухаживают), местах отдыха и учебы, городских признаках (чистый, красивый, молодой, современный, любимый, тихий). Расширение знаний о транспорте города (автобус, машина, троллейбус, маршрутное такси), знаний своего домашнего адреса. Дидактические игры «Смастери город», «Найди предмет». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
22 неделя | Тема «Дом и его части» | Тема «Дом и его части» Расширение знаний о том, кто строит дома (строители), их действиях (строят, красят, стеклят, белят, ремонтируют). Закрепление знаний того, из чего их строят (стены, окна, фундамент, крыша, этажи, подъезды), признаках и видах домов (высокий, низкий, одноэтажный, многоэтажный, деревянный, кирпичный, каменный, высотный, стеклянный). Обобщение знаний о своём адресе, о том, где находится свой дом (в городе или в деревне, части своего дома, описание дома. Дидактические игры «Строим дом», «Назови признак». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
23 неделя | Тема «Мебель» | Тема «Мебель» Развитие умения употреблять обобщающее понятие «мебель». Закрепление знаний о названии предметов мебели, их назначении, признаках (деревянная, круглый, удобный, мягкий, уютный, высокий), материала для изготовления мебели, местах изготовления и продажи, частях мебели, предназначении (сидеть, лежать, отдыхать, заправлять, продавать покупать). Дидактические игры «Мебель моей комнаты», «Угадай по описанию». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
24 неделя | Тема «Бытовые приборы» | Тема «Бытовые приборы» Развитие умения употреблять обобщающее понятие «бытовые приборы». Закрепление знаний о названии бытовых приборов, их назначении, признаках (электрический, необходимый, нужный, сломанный), действиях (пылесосит, сверлит, гладить, показывает, играет, работает, светит, морозит, греет), классификации (бытовые приборы для кухни, гостиной, спальни, ванной, что служит питанием для приборов, где живет электричество), части электроприборов. Дидактические игры «Что для чего?», «Угадай по описанию». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов |
25 неделя | Тема «Инструменты» | Тема «Инструменты» Развитие умения употреблять понятие «инструменты». Классификация инструментов (садовые, рабочие, музыкальные, медицинские). Обобщение знаний о том, для чего нужны инструменты, людям каких профессий. Закрепление знаний о признаках инструментов (рабочий, строительный, садовый, металлический, деревянный, необходимый), действиях с ними (пилит, режет, забивает, работает, играет, барабанит, стучит), материалах, из которых они изготовлены. Дидактические игры «1,2,3,4,5», «Мой, моя, моё, мои». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
IV четверть | ||
26 неделя | Тема «Транспорт» | Тема «Транспорт» Закрепление знаний обучающегося о транспорте, наименованиях транспорта, разновидностях (грузовой, легковой, пассажирский, воздушный). Развитие умения классифицировать транспорт (наземный, водный, воздушный, подземный). Части (бензин, ток, пассажир), профессии людей, правила дорожного движения, правила поведения на дороге и в транспорте, действиях людей при взаимоотношениях с транспортом (ехать, водить, делать, грузить, заводить, переходить). Развитие умения употреблять пространственные предлоги «по, из, в, около, через». Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
27 неделя | Тема «Профессии» | Тема «Профессии» Дать понятия о названиях профессий, их роли для людей (-Кем хотите стать? -Какие инструменты нужны для работы и для чего?). Закрепление знаний обучающегося о профессиях, действиях людей той или иной профессии (работают, строят, воспитывают, тушат, учат, лечат). Развитие умения характеризовать людей труда (работящие, заботливые, трудолюбивые, ленивые, добрые, смелые, старательные, аккуратные). Развитие умения употреблять пространственные предлоги «через, из, по, в, около». Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
28 неделя | Тема «Весна» | Тема «Весна» Повторение времен года. Закрепление знаний о соседях весны, весенних приметах, изменениях в погоде и природе (живой, неживой). Обобщение знаний о признаках весны (весенней, теплый, приятный, ранний, солнечный), весенних действиях (тает, бежит, журчит, цветет, прилетают, бегут). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры: «Назови наоборот», «Когда это бывает?». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
29 неделя | Тема «Перелётные птицы» | Тема «Перелетные птицы» Обобщить знания о перелётных птицах, причинах их отлёта и прилёта. Учить дифференцировать перелётных птиц с зимующими и домашними. Закреплять знания об особенностях внешнего вида, величине, цвете перьев, особенностях частей тела, повадках, способах передвижения. Закреплять названия детенышей перелётных птиц, звукоподражание, названия их жилища. Учить заботиться о птицах. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
30 неделя | Тема «Насекомые» | Тема «Насекомые» Обобщить знания о насекомых, их названиях, особенностях внешнего вида, частях тела, окраске, способах передвижения. Закрепить знания о признаках насекомых (полезный, вредный, красивый, маленький, легкий), их действиях (летает, жужжит, звенит, стрекочет, собирает, уничтожает, кусается). Развитие умения употреблять пространственные предлоги «в, на, под». Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры: «Назови насекомое», «Опиши насекомое». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
31 неделя | Тема «Лето» | Тема «Лето» Повторение времен года. Закрепление знаний о соседях лета, летних приметах, изменениях в погоде и природе (живой, неживой). Обобщение знаний о признаках лета (летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый), летних действиях (цветет, пахнет, растет, жужжат, поют). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры: «Назови наоборот», «Когда это бывает?». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
32 неделя | Тема «Лето» | Тема «Лето» Повторение времен года. Закрепление знаний о соседях лета, летних приметах, изменениях в погоде и природе (живой, неживой). Обобщение знаний о признаках лета (летний, теплый, жаркий, солнечный, зеленый), летних действиях (цветет, пахнет, растет, жужжат, поют). Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Дидактические игры: «Назови наоборот», «Когда это бывает?». Развитие навыков речевой коммуникации, социально-бытовой ориентировки, психических процессов. |
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов | |
34 неделя | Обследование уровня развития психических процессов |
Методическое обеспечение рабочей программы
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Бабкина Н.В. | Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. | М.: АРКТИ | 2002 |
Бабкина Н.В. | Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. | М.: АРКТИ | 2000 |
Безруких М.М., Ефимова С.П.. | Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. | М.: АРКТИ | 1991 |
Вильшанская А.Д. | Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. | М.: Школьная пресса | 2006 |
Вильшанская А.Д. | Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе (Практические материалы) | Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. | 2008 № 1. — с. 47 – 54 |
Вильшанская А.Д. | Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе. | Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., | 2005 – 23 с. 9. |
Вильшанская А.Д., Шевченко С.Г., Бабкина Н.В. | Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО | Автореф. дисс. … канд. педагог. наук. – М., | 2007 |
Вильшанская А.Д. | Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. | Книга 1. – М.: Школьная Пресса, | 2005 – 96с. — С. 65–73. |
Вильшанская А.Д. | Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО | Коррекционная педагогика. | 2003 — № 1. – С. 54 – 56. |
Вильшанская А.Д. | Содержание работы дефектолога с учащимися | Коррекционная педагогика. | 2003 — № 1. |
Казанцева О.В. | Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения. | Коррекционная педагогика. | 2003 — № 1. – С. 51– 53. |
Лалаева Р.И. | Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. | СПб | 1998 |
Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. | Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. | Петрозаводск | 1992 - С. 139 – 146. |
Лидерс А.Г. | Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов | Петрозаводск | 1994 |
Интернет-ресурсы | |||
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (2 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий с психологом для обучающихся с ЗПР (вар...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития (3 класс, вариант 7.1) на 2018-2019 учебный год
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).Исследования в...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ вариант 7.2
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....