Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ вариант 7.2
рабочая программа
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_zpr_var_7.1_7.2.docx | 81.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
Общие задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2),обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития (вариант 7.2 )с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2).
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.2)консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
- положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- навыки общения со сверстниками и взрослыми;
- навыки определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- навыки учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- принимать участие в работе парами и группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Предметными результатами являются умения:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- составлять предмет из частей;
- определять величину предмета;
- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;
- различать речевые и неречевые звуки;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
- выделять части суток и определять порядок дней недели.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Личностные учебные действия:
- Осознание себя как ученика.
- Заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем.
- Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.
- Понимание личной ответственности за свои поступки.
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).
- Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Слушать и понимать инструкцию к заданию.
- Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные учебные действия:
- Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
- Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
- Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
- Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.
- Устанавливать видородовые отношения предметов.
- Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- Читать; писать; выполнять арифметические действия.
- Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных и на бумажных и электронных и других носителях).
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | ||
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | ||||
I четверть | |||||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | ||
Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Фиксирование результатов обследования. | |||
2 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | ||
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования. | |||
3 неделя | |||||
Временные представления. | Знакомство с частями суток, их последовательностью. |
| |||
4 неделя | |||||
Классная комната. | Знакомство с классной комнатой. Ориентировка в помещении, предметы мебели. Определение своего места в классной комнате. |
| |||
5 неделя | |||||
Количество предметов. | Развитие умения определять заданную количественную группу предметов. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, вычислительных навыков. |
| |||
6 неделя | |||||
Моя семья. | Формирование знаний и представлений о членах своей семьи, родственных связях. Развитие речи, внимания к окружающим. |
| |||
7 неделя | |||||
Геометрические фигуры. Квадрат, круг. | Знакомство с геометрическими фигурами. Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование элементарных математических представлений. |
| |||
II четверть | |||||
8 неделя | |||||
Цветовой ряд. | Закрепление знаний об основных цветах. Понятия: первый, последний, крайний, перед, после……. . Развитие речи. Расширение математических представлений. |
| |||
9 неделя | |||||
Вертикальные и горизонтальные линии. | Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия. Развитие графо-моторных навыков, математических представлений. |
| |||
10 неделя | |||||
Разгадывание предметов. | Развитие тактильных ощущений. Формирование навыка тактильно формировать предметов. Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия. |
| |||
11 неделя | |||||
Геометрические фигуры. Прямоугольник, овал. | Знакомство с геометрическими фигурами. Развитие зрительного восприятия, внимания. Формирование элементарных математических представлений. |
| |||
12 неделя | |||||
Части и целое. | Формирование навыка узнавать предмет по его части. Развитие умения собирать из частей целый предмет. Развитие целостного и дифференцированного восприятия, зрительного внимания, наглядно-образного мышления. |
| |||
13 неделя | |||||
Число и цифра. Запоминание предметов. | Состав числа, порядок чисел, числовой ряд. Развитие умения соотносить количественную группу с соответствующими числом и цифрой. Развитие мыслительных операций. Формирование математических представлений. |
| |||
14 неделя | |||||
Число и цифра. Порядок предметов. | Состав числа, порядок чисел, числовой ряд. Развитие умения соотносить количественную группу с соответствующими числом и цифрой. Развитие мыслительных операций. Формирование математических представлений. |
| |||
15 неделя | |||||
Написание элементов букв. | Закрепление элементов строчных и заглавных букв: крючки, петли. |
| |||
III четверть | |||||
16 неделя | |||||
Написание цифр. | Определение числа. Порядок числа. Соотнесение числа и соответствующей цифрой. Развитие математических представлений, мыслительных операций. |
| |||
17 неделя | |||||
Составление описательного рассказа о предмете. | Обобщение и закрепление знаний о детских видах спорта, детских играх зимой. Развитие грамматического строя речи, воображения. Расширение словарного запаса. |
| |||
18 неделя | |||||
Заглавная и строчная буква. | Закрепление знаний о заглавных и строчных буквах. Развитие целостного восприятия, графо-моторных навыков, координации движений, зрительного восприятия, зрительной памяти. | Графический диктант. | |||
19 неделя | |||||
Чтение слогов. | Развитие умения складывать звуки (буквы) в слоги. Развитие кругозора, словаря, зрительного восприятия, наглядно-образного мышления. | Упражнения в чтении составленных слогов. | |||
20 неделя | Дополнительные каникулы | ||||
21 неделя | |||||
Написание слогов. | Закрепление элементов строчных и заглавных букв: крючки, петли, соединение букв. Развитие зрительного внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков. Развитие ориентировки на листе бумаги. | Упражнения в написании слогов. | |||
22 неделя | |||||
Решение примеров на сложение и вычитание. | Закрепление состава чисел, числового ряда, счёта. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание. | |||
23 неделя | |||||
«Что перепутал художник?» | Рассматривание картинок, нахождение ошибок в рисунках. Развитие мышления, речи. |
| |||
24 неделя | |||||
Решение задач на одно действие. | Определение главной мысли и вопроса в задаче. Развитие мышления, внимания, счётных навыков. | Упражнения в решении задач на сложение и вычитание в одно действие. | |||
25 неделя | |||||
Определение предметов на ощупь. | Развитие умения определять предметы на ощупь. Развитие тактильных ощущений, восприятия, моторики. |
| |||
IV четверть | |||||
26 неделя | |||||
Сравнение предметов | Развитие мышления, речи, пространственных представлений. | Поиск и называние отличий предметов. | |||
27 неделя | |||||
Логический ряд. | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия. Формирование математических представлений. | Упражнения в правильном назывании предметов. | |||
28 неделя | |||||
Прямой и обратный счёт. | Отработка навыков счёта. Формирование математических представлений, мыслительных операций. | Дидактические игры «Посчитай правильно», «Назови соседей числа» | |||
29 неделя | |||||
Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах. Развитие умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине. Развитие зрительной памяти, целостного восприятия. | Графический диктант. Последовательный ряд. | |||
30 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | |||
31 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | |||
32 неделя | |||||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочные упражнения | |||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | |||||
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Вторичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | ||
Обследование уровня развития психических процессов. | Обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. Определение динамики развития за год. | Фиксирование результатов обследования | |||
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | ||
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
I четверть | ||||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Фиксирование результатов обследования. | ||
2 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования. | ||
3 неделя | ||||
Ориентировка на листе бумаги и в пространстве. | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги посредством закрепления понятий «вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади». |
| ||
4 неделя | ||||
Рисование узоров, элементов букв и цифр. | Развитие навыка одновременно проводить вертикальные и наклонные линии. Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. |
| ||
5 неделя | ||||
Работа в прописях. | Развитие умения работать с формой буквы. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. Развитие памяти и зрительного внимания. Развитие слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. |
| ||
6 неделя | ||||
Работа в прописях. | Формирование каллиграфического путём написания прописных и строчных букв, написания их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания путём написания графических диктантов (точечных). |
| ||
7 неделя | ||||
Звуки и буквы. Фонетический разбор слов. | Закрепление знаний алфавита. Упражнения в изменении смысла слов (прут-пруд и т.д.). Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда звуков и букв, расположенных в определенном порядке. |
| ||
II четверть | ||||
8 неделя | ||||
Обозначение звуков буквами. | Упражнять в умении обозначать звуки буквами. Формировать графические умения. Закрепление умения производить простой фонематический анализ конкретного слова. |
| ||
9 неделя | ||||
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. | Формирование умения правильно находить заданную орфограмму, правильно подбирать проверочное слово. |
| ||
10 неделя | ||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. | Упражнять в правописании парных согласных в корне слова. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. |
| ||
11 неделя | ||||
Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН. | Упражнять в правописании сочетаний букв ЧК, ЧН. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. Развитие умения правильно находить заданную орфограмму. |
| ||
12 неделя | ||||
Упражнения в написании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Упражнять в правописании орфограмм ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Развитие слухового внимания, зрительной памяти. Развитие умения правильно находить заданную орфограмму. |
| ||
13 неделя | ||||
Правописание собственных имён существительных. | Упражнять в правописании собственных имён существительных. Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. |
| ||
14 неделя | ||||
Одушевлённые и неодушевлённые предметы. | Упражнять в определении одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Развитие слуховой и зрительной памяти. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| ||
15 неделя | ||||
Слова-признаки. | Упражнять в умении определять по вопросам слова, обозначающие признаки (прилагательные). Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. |
| ||
III четверть | ||||
16 неделя | ||||
Нумерация. Устный счёт. Состав чисел. | Развивать умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, опираясь на знание состава чисел. Развитие вычислительных навыков, внимания, памяти, мышления. |
| ||
17 неделя | ||||
Сравнение числовых выражений. | Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| ||
18 неделя | ||||
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров типа 36+2, 36+20. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». | Дидактические игры «Устный счёт», «Домино». | ||
19 неделя | ||||
Решение примеров на сложение и вычитание двузначных чисел. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров типа 26+7, 25+3, 25-3, 35-7. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». | Дидактические игры «Устный счёт», «Домино». | ||
20 неделя | ||||
Решение примеров изученных видов. | Развитие навыков устного счёта и решения примеров изученных видов. Развитие памяти, внимания, мышления посредством выполнения устных вычислений. Развитие умения анализировать заданное число, умения устанавливать отношение «часть-целое». Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
21 неделя | ||||
Сравнение числовых выражений. | Развитие умения работать по заданному алгоритму, внутреннему плану действий, находить ответы на заданные вопросы. Развитие внимания, логического мышления. Развитие вычислительных навыков. |
| ||
22 неделя | ||||
Решение примеров на сложение и вычитание. | Закрепление вычислительных навыков. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении примеров на сложение и вычитание. | ||
23 неделя | ||||
Решение простых задач. | Развитие навыков решение простых задач. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения на несколько единиц. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
24 неделя | ||||
Решение задач на одно-два действия. | Определение главной мысли и вопроса в задаче. Развитие мышления, внимания, счётных навыков. | Упражнения в решении задач на сложение и вычитание в одно-два действия. | ||
25 неделя | ||||
Умножение и деление на две части. | Развитие навыков решения простых примеров на умножение и деление на 2. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения в 2 раза. Развитие умения делить и умножать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
IV четверть | ||||
26 неделя | ||||
Умножение и деление на три части. | Развитие навыков решения простых примеров на умножение и деление на 3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения в 3 раза. Развитие умения делить и умножать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
27 неделя | ||||
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. |
| ||
28 неделя | ||||
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. |
| ||
29 неделя | ||||
Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах, умения работать с ними. Развитие понятий о форме, цвете, величине предметов. Развитие зрительной памяти. |
| ||
30 неделя | ||||
Сходство предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | ||
31 неделя | ||||
Различие предметов. | Сравнение предметов по форме, цвету, величине, назначению. Развитие словарного запаса, мыслительных процессов, зрительного внимания, памяти, речи. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни». | ||
32 неделя | ||||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочные упражнения | ||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | ||||
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Вторичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. Определение динамики развития за год. | Фиксирование результатов обследования | ||
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | |
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | |||
I четверть | ||||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Фиксирование результатов обследования. | ||
2 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования. | ||
3 неделя | ||||
Манипуляция с мелкими предметами. | Развитие и закрепление умения работать с глиной, пинцетом и крупами. Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев. Развитие механической памяти, внимания, устной речи посредством выполнения пальчиковой гимнастики (инсценировки). |
| ||
4 неделя | ||||
Рисование узоров, букв и цифр. | Развитие навыка одновременно проводить параллельные линии (вертикальные и наклонные). Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. |
| ||
5 неделя | ||||
Коррекция почерка | Развитие умения работать с формой буквы. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путём написания слов с использованием заглавных и строчных букв. |
| ||
6 неделя | ||||
Деление слов на слоги. | Развитие и закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда звуков, букв расположенных в определенном порядке. |
| ||
7 неделя | ||||
Схема слова. | Развитие и закрепление умения делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Закрепление понятия «схема слова», графического её изображения. Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда звуков, букв и слогов, расположенных в определенном порядке. |
| ||
II четверть | ||||
8 неделя | ||||
Предложение. | Развитие умения составлять предложения, определять их вид по интонации и цели высказывания. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. |
| ||
9 неделя | ||||
Составление предложений. | Развитие умения составлять предложения, умения дополнять предложения словами, опираясь на инструкцию. Развитие фонематического слуха, памяти и восприятия. |
| ||
10 неделя | ||||
Деление предложения на слова. | Развитие умения составлять предложения, делить предложение на слова. Развитие зрительной памяти, мышления посредством запоминания и воспроизведения цепочки слов, заданной в определенной последовательности. Формирование графических умений. |
| ||
11 неделя | ||||
Состав слова. Корень. | Формирование умения производить простой фонематический анализ слова, используя алгоритм выполнения задания. Развитие умения находить корень слова с опорой на образец. Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия. |
| ||
12 неделя | ||||
Состав слова. Приставка. | Формирование умения производить простой фонематический анализ слова, используя алгоритм выполнения задания, находить приставки в словах. Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия. Образование новых слов приставочным способом с опорой на образец и инструкцию учителя-дефектолога. |
| ||
13 неделя | ||||
Упражнения в образовании слов с помощью приставок. | Формирование и закрепление умения производить простой фонематический анализ слова, находить приставки в словах. Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия. Развитие умения образования новых слов с помощью приставок, используя инструкцию и образец учителя-дефектолога. Развитие речи, зрительного, целостного восприятия, зрительной и слуховой памяти. |
| ||
14 неделя | ||||
Упражнения в образовании слов с помощью суффиксов. | Формирование и закрепление умения производить простой фонематический анализ слова, находить суффиксы в словах. Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия. Развитие умения образования новых слов с помощью суффиксов, используя инструкцию и образец учителя-дефектолога. Развитие речи, зрительного, целостного восприятия, зрительной и слуховой памяти. |
| ||
15 неделя | ||||
Имя существительное. Число имени существительного. | Упражнять в умении определять по вопросам слова, обозначающие предметы (существительные). Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. Развитие фонематического слуха, слуховой и зрительной памяти. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| ||
III четверть | ||||
16 неделя | ||||
Устная и письменная нумерация чисел. | Развитие умения выполнять сложение и вычитание чисел, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. |
| ||
17 неделя | ||||
Сложение в пределах 50 без перехода через разряд. | Развитие умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 50, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| ||
18 неделя | ||||
Таблица умножения на 2. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Найди ответ», «Реши пример». | ||
19 неделя | ||||
Таблица умножения на 3. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Найди ответ», «Реши пример». | ||
20 неделя | ||||
Таблица умножения на 4. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
21 неделя | ||||
Таблица умножения на 5. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
22 неделя | ||||
Решение доступных задач. Деление на равные части по содержанию. | Развитие речи и мышления через умение сравнивать, дифференцировать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении задач и примеров на умножение и деление. | ||
23 неделя | ||||
Умножение на 0 и 1. | Развитие навыков умножения любого числа на 0 и 1, умножение 0 на любое число. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения на несколько единиц. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. Развитие вычислительных навыков. |
| ||
24 неделя | ||||
Компоненты деления и умножения. | Развитие умения работать с компонентами деления и умножения, выполнять проверку деления с помощью обратного действия. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
25 неделя | ||||
Правила о порядке выполнения действий. | Развитие навыков решения простых примеров, умения нахождения правильного порядка действий. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения. Развитие умения работать по заданному алгоритму. |
| ||
IV четверть | ||||
26 неделя | ||||
Умножение и деление на три – четыре части. | Развитие навыков решения простых примеров на умножение и деление на 3. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения в 3 раза. Развитие умения делить и умножать, работать по заданному алгоритму. |
| ||
27 неделя | ||||
Решение задач на сложение-вычитание с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. Развитие логического мышления, памяти. |
| ||
28 неделя | ||||
Периметр. | Развитие умения находить периметр геометрических фигур. Закрепление понятия, что периметр – это сумма длин всех сторон любой геометрической фигуры. Закрепление умения решать задачи с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. |
| ||
29 неделя | ||||
Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 50 | Развитие умения решать примеры и задачи с опорой на рисунок. Закрепление умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. Развитие логического мышления, слуховой и зрительной памяти. |
| ||
30 неделя | ||||
Правила о порядке выполнения действий. | Развитие навыков решения примеров в 2-3 действия, умения находить правильный порядок действий. Развитие памяти, внимания, мышления посредством уменьшения и увеличения. Развитие умения работать по заданному алгоритму. |
| ||
31 неделя | ||||
Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 50. | Развитие умения применять письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Найди отличия», «Сравни», «Выполни правильно действие». | ||
32 неделя | ||||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочные упражнения | ||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | ||||
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Вторичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | |
Обследование уровня развития психических процессов. | Обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. Определение динамики развития за год. | Фиксирование результатов обследования | ||
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | |
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание работы | ||
Коррекционные задачи | Виды работ, игры и упражнения | ||||
I четверть | |||||
1 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | ||
Обследование уровня развития психических процессов. | Первичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Фиксирование результатов обследования. | |||
2 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | ||
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Первичное обследование уровня развития познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования. | |||
3 неделя | |||||
Коррекция почерка | Формирование каллиграфического навыка путём написания и соединения прописных и строчных букв. Развитие зри тельной памяти и внимания посредством написания графических диктантов. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
4 неделя | |||||
Коррекция почерка. | Формирование каллиграфического навыка путём написания и соединения прописных и строчных букв. Развитие зри тельной памяти и внимания посредством написания графических диктантов. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
5 неделя | |||||
Коррекция почерка | Развитие умения работать с формой буквы. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. Развитие зрительной памяти и внимания. Развитие слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путём написания слов с использованием заглавных и строчных букв. |
| |||
6 неделя | |||||
Текст и предложение. | Развитие логического мышления путём завершения логических цепочек. Развитие умения отличать текст от набора предложений, работать с деформированным текстом. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
7 неделя | |||||
Однородные члены предложения. | Дать детям понятие о связи слов -однородных членов в предложении. Развитие устной связной речи. Коррекция мыслительной деятельности (умение устанавливать логические и причинно-следственные связи в предложении). Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
II четверть | |||||
8 неделя | |||||
Простые и сложные предложения. | Развитие умения составлять предложения, определять их вид по интонации и цели высказывания. Составление сложных предложений. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
9 неделя | |||||
Склонение имён существительных. | Развитие умения составлять склонять существительные по падежам, умения правильно употреблять окончания слов, работать с искаженными словами, деформированными словосочетаниями. Развитие фонематического слуха, памяти и восприятия. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
10 неделя | |||||
Падежные окончания имён существительных. | Упражнять детей в правильном употреблении окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения. Развитие мыслительной деятельности, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
11 неделя | |||||
Падежные окончания имён прилагательных. | Упражнять детей в правильном употреблении падежных окончаний имён прилагательных. Развитие мыслительной деятельности, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
12 неделя | |||||
Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Развитие умения правильно употреблять падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Развитие мыслительной деятельности, логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
13 неделя | |||||
Правописание местоимений. | Упражнять детей в правописании местоимений. Развитие умения выделять личные местоимения в предложениях и тексте, различать местоимения по лексическому значению в единственном и множественном числе. Закрепление умения работать с таблицей и алгоритмом, устанавливать закономерность. Развитие внимания, логического мышления, памяти. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
14 неделя | |||||
Неопределенная форма глаголов. | Развитие умения образовывать временную форму глаголов, умения выделять заданные глаголы (слова-действия) в предложении (тексте), строить заданные глаголы по алгоритму. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
15 неделя | |||||
Употребление глаголов в. речи | Упражнять в умении употреблять в своей речи глаголы в разных формах. Развитие умения раскладывать слова по группам, схемам. Развитие фонематического слуха, слуховой и зрительной памяти. Развитие умения выполнять последовательность действий по инструкции учителя-дефектолога, умения работать с карточкой. Коррекция и развитие психических процессов. |
| |||
III четверть | |||||
16 неделя | |||||
Нумерация чисел в пределах 1000. | Развитие умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000, умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. |
| |||
17 неделя | |||||
Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие внимания, памяти и мыслительной деятельности через решение примеров в два действия. |
| |||
18 неделя | |||||
Приёмы письменного вычитания трёхзначных чисел. | Развитие речи и мышления через умение применять правило с переместительным свойством сложения на практике.. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Найди ответ», «Математическая цепочка». | |||
19 неделя | |||||
Приёмы письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Соотнеси число с картинкой», «Шифровка». | |||
20 неделя | |||||
Приёмы письменного деления трёхзначного числа на однозначное. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. | Дидактические игры «Соотнеси число с картинкой», «Шифровка». | |||
21 неделя | |||||
Уменьшение (увеличение) числа в 10, 100 и 1000 раз. | Развитие умения работать с таблицей умножения, таблицей примеров. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| |||
22 неделя | |||||
Единицы площади. | Развитие умения работать с именованными числами площади. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении задач на нахождение площади. | |||
23 неделя | |||||
Единицы массы. | Развитие умения работать с именованными числами массы. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. | Упражнения в решении задач на нахождение массы предметов. | |||
24 неделя | |||||
Единицы времени. | Развитие умения работать с именованными числами массы. Развитие умения обобщать, работать по заданному алгоритму. Развитие мыслительных операций, математических представлений, навыков счёта. Умение определять время по часам с точностью до часа, минуты. |
| |||
25 неделя | |||||
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца событий. | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи и мышления через составления задач по картинке и их решение. |
| |||
IV четверть | |||||
26 неделя | |||||
Приёмы письменного умножения многозначного числа на однозначное. | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| |||
27 неделя | |||||
Решение задач на сложение-вычитание, умножение и деление с опорой на рисунок. | Развитие умения решать задачи на сложение-вычитание с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. Развитие логического мышления, памяти. |
| |||
28 неделя | |||||
Решение задач на движение. | Развитие умения решать задачи на движение с опорой на рисунок, умения составлять устное условие и действовать по заданному алгоритму. Развитие логического мышления, памяти. |
| |||
29 неделя | |||||
Письменное умножение и деление многозначного числа на двузначное. | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. |
| |||
30 неделя | |||||
Письменное деление многозначного числа на трехзначное. | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие навыков решения примеров в 2-3 действия, умения находить правильный порядок действий. Развитие умения работать по заданному алгоритму. |
| |||
31 неделя | |||||
Письменное деление многозначного числа на трехзначное. | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти через устный счёт с элементами игры. Закрепление вычислительных навыков и навыков устного счёта, умения сравнивать числа. Развитие навыков решения примеров в 2-3 действия, умения находить правильный порядок действий. Развитие умения работать по заданному алгоритму. | Дидактическая игра «Выполни правильно действие». | |||
32 неделя | |||||
Итоговая проверочная работа. | Оценить усвоение пройденных тем | Проверочные упражнения | |||
Диагностический этап (с 15 по 30 мая) | |||||
33 неделя | Обследование уровня развития психических процессов. | Вторичное обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. | Индивидуальная диагностика | ||
Обследование уровня развития психических процессов. | Обследование уровня развития внимания, памяти, мышления. Определение динамики развития за год. | Фиксирование результатов обследования | |||
34 неделя | Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Индивидуальная диагностика | ||
Диагностика уровня развития познавательных процессов. | Вторичное обследование познавательных процессов. | Фиксирование результатов обследования |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3). Программа содержит все необходимые материалы, также подробно расписанные тем...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...