Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
материал
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luo_var_1.docx | 68.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
Общие задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы
Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией), необходимой для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальную среду.
Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Календарно-тематическое планирование 2 класс
План | Дата проведения | Тема занятия | Содержание работы | Планируемые результаты | Оборудование и средства |
I четверть | |||||
1 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
2 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
3 неделя | Развитие крупной моторики. Свойства предметов. | Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого. Развитие чувства равновесия. Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка». | Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов. Проведение линий, шнурование. | Мячи Дидактический материал Музыкальное сопровождение Широкая лента Д/и «Шнуровка» | |
4 неделя | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. Работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба. | Повторение признаков осени. | Иллюстрации по теме «Осень» «Обведи по точкам» - гриб | |
5 неделя | |||||
Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв. | Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой. | Написание элементов букв. | Прописи для написания элементов букв Ручка | ||
6 неделя | |||||
Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Круг. Квадрат. | Обведение по внешнему трафарету изображения круга и квадрата. Штриховка круга и квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры. | Выполнение заданий | Трафарет квадрата Простой карандаш | ||
7 неделя | |||||
Развитие координации движений. Написание вертикальных линий. | Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М. Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка». | Написание вертикальных линий, шнурование. | Прописи Шнуровка | ||
II четверть | |||||
8 неделя | |||||
Аппликация из бумаги «Осенний лист». | Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги. С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером. | Изготовление книжки-малышки (по возможности). | Бумага Ножницы Степлер | ||
Тактильно-двигательное восприятие (4 ч) | |||||
9 неделя | |||||
Определение на ощупь плоскостных фигур и величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые. | Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке». Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь». | Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение. | Набор плоскостных геометрических фигур Картинки с изображением игрушек | ||
10 неделя | |||||
Игры с крупной мозаикой. Первый – последний, впереди, следом, сзади. | Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда). Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади». Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора. | Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора. | Конструктор Презентация в программе PowerPoint | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч) | |||||
11 неделя | |||||
Движения и позы верхних и нижних конечностей. Наступление холода. | Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки. | Выполнение действий, обведение по точкам. | Картинки одежды всех сезонов «Обведи по точкам» - варежка | ||
12 неделя | |||||
Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник. | Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников. | Рисование по клеточкам, штриховка. | Демонстрационный материал Тетрадь Ручка | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (12 ч) | |||||
13 неделя | |||||
Выделение и обозначение формы предмета словом. Геометрические фигуры. | Д/и «Найди нужную фигуру». Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур. Закрепление цвета. | Выполнение заданий. | Раздаточный геометрический материал | ||
14 неделя | |||||
Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур. | Д/и «Подбери предмет к изображению». Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов. Д/и «Преобразуй фигуру в предмет». | Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур. | Предметы и их изображения Презентация в программе PowerPoint Изображения геометрических фигур | ||
15 неделя | |||||
Предметы, похожие по форме. | Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов. Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель». Д/и «Четвертый лишний». | Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения. | Музыкальное сопровождение Раздаточный материал | ||
III четверть | |||||
16 неделя | |||||
Сравнение двух предметов по ширине. Широкий – узкий. Высокий – низкий. | Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?» Д/и «Противоположности». Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы). | Выполнение заданий. | Ленты Музыкальное сопровождение | ||
17 неделя | |||||
Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик». | Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур. | Изготовление аппликации «Домик». | Разрезной материал Музыкальное сопровождение Заготовки | ||
18 неделя | |||||
Конструирование предметов из частей. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов. | Составление по образцу композиции «Лодочка». Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание. | Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей. Изготовление аппликации «Лодочка». | Конструктор «черепашки» Прописи Букварь | ||
Развитие зрительного восприятия (6 ч) | |||||
19 неделя | |||||
Составление целого из частей. Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету. | Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур. | Составление орнамента. | Разрезной материал Презентация в программе PowerPoint Заготовки | ||
20 неделя | |||||
Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога. | Решение задач совместно с дефектологом. | Презентация в программе PowerPoint Дидактический материал Задачи, ручка, тетрадь | ||
21 неделя | |||||
Найди недостающую деталь. Составление и решение задач с недостающими данными. | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди недостающую деталь». Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога. | Решение задач совместно с дефектологом. | Презентация в программе PowerPoint Дидактический материал Задачи, ручка, тетрадь | ||
22 неделя | |||||
Решение примеров на сложение. Что изменилось? | Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. | Решение примеров с использованием счетных палочек. | Дидактический и раздаточный материал Счетные палочки | ||
Восприятие особых свойств предметов (4 ч) | |||||
23 неделя | |||||
Вкусовые ощущения. Сладкий, горький, кислый. | Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка. | Обведение, штриховка выбранного фрукта. | Наглядный материал Трафареты | ||
24 неделя | |||||
Барические ощущения. Тяжелый – легкий. | Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу». Д/и «Противоположности». | Поднятие предметов и нахождение противоположностей. | Предметы различной массы весом до 1 кг Музыкальное сопровождение Наглядность | ||
Развитие слухового восприятия (4 ч) | |||||
25 неделя | |||||
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды. Звуки природы. | Извлечение звуков из музыкальных инструментов. Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана. | Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана. | Музыкальные инструменты Аудиозапись «Обведи по точкам» - барабан | ||
IV четверть | |||||
26 неделя | |||||
Различение речевых и музыкальных звуков. Звуки вокруг нас. | Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент). Оригами «Кораблик». | Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога. | Музыкальное сопровождение Наглядность Заготовки | ||
Восприятие пространства (6 ч) | |||||
27 неделя | |||||
Движение в заданном направлении. Рядом, около, в центре, между, в середине. | Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз. Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…, в середине…». Написание цифр в математических прописях. | Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр. | Музыкальное сопровождение Математические прописи | ||
28 неделя | |||||
Ориентировка в линейном ряду. Крайний предмет, первый, на втором месте. | Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). | Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога. | Набор предметов Презентация в программе PowerPoint | ||
29 неделя | |||||
Составление на листе бумаги простых комбинаций. Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм. | Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация). | Изготовление орнамента из готовых форм. | Презентация в программе PowerPoint Образцы орнамента Заготовки | ||
Восприятие времени (6 ч) | |||||
30 неделя | |||||
Расположение предметов. Составление по образцу композиции «Пирамидка». | Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка». Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца. | Изготовление аппликации. | 5 предметов разного размера Пирамидка Образец работы Заготовки | ||
31 неделя | |||||
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы). | Работа с моделью «Неделя», составление предложений. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» Схемы | ||
32 неделя | |||||
Веселая неделя. Порядок дней недели. | Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. | Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» | ||
33 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | ||
34 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Содержание работы | Планируемые результаты | Оборудование и средства |
I четверть | |||||
1 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
2 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков | |||||
3 неделя | |||||
Сравнение предметов по величине, длине, ширине | Научиться различать предметы и находить одинаковые Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого и т.д.. Пальчиковая гимнастика. Развитие познавательной деятельности, психических процессов, речи. | Вербальное обозначение предметов относительно величины, длины и ширины предметов. Проведение линий, шнурование. | Мячи Дидактический материал Широкая лента Д/и «Шнуровка» | ||
4 неделя | |||||
Упражнения на развитие меткости | Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. Графический диктант по показу. | Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). | «Обведи по точкам» - гриб Штриховка в разных направлениях. | ||
5 неделя | |||||
Упражнения на развитие меткости | Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. | Графический диктант по показу. | Прописи для написания элементов букв Ручка | ||
6 неделя | |||||
Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Геометрические фигуры. | Обведение по внешнему трафарету изображений геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур. Закрепление вербального обозначения фигуры. | Выполнение заданий | Трафареты Простой карандаш | ||
7 неделя | |||||
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Написание вертикальных линий, шнурование. | Прописи Шнуровка | ||
II четверть | |||||
8 неделя | |||||
Совершенствование точности движений. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, застегивание) | Шнуровка | Д/игра «Зашнуруй по образцу» | ||
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
9 неделя | |||||
Выделение разных свойств и качеств предметов. | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение. | Набор плоскостных геометрических фигур | ||
10 неделя | |||||
Игры с сюжетной мозаикой. | Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей мозаики. Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей мозаики. | Д/и с мозаикой «Строим дом» (построение разноцветной конструкции). | Мозаика | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч) | |||||
11 неделя | |||||
Вербализация собственных ощущений. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). | Выполнение действий, обведение по точкам. | Картинки одежды всех сезонов «Обведи по точкам» - зимняя одежда | ||
12 неделя | |||||
Вербализация собственных ощущений. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (ноги, руки, голова). | Рисование по клеточкам, штриховка. | Демонстрационный материал Тетрадь Ручка | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | |||||
13 неделя | |||||
Форма предмета. | Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов. | Д/и «Угадай, какой формы». | Раздаточный геометрический материал | ||
14 неделя | |||||
Объёмные геометрические фигуры. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал. Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме, геометрических фигур. | Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур. | Изображения геометрических фигур | ||
15 неделя | |||||
Комбинирование фигур. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции учителя-дефектолога. | Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображений домашних птиц. | Раздаточный материал | ||
III четверть | |||||
16 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по следующим параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предметов по величине. | Выполнение заданий. | Ленты разной длины и ширины | ||
17 неделя | |||||
Моделирование геометрических фигур. | Составлять сериационные ряды из 5-8 предметов по заданному признаку величины. Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Составление по образцу предметов из геометрических фигур. | Аппликация «Ёлочные игрушки». | Разрезной материал Заготовки | ||
18 неделя | |||||
Цветовой спектр. | Закреплять знания о цветовом спектре. Цвета тёплые и холодные. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). | Д/игры «Угадай по цвету», «Разложи по группам». | Конструктор | ||
Развитие зрительного восприятия | |||||
19 неделя | |||||
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям, составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). | Составление изображений. Д/игра «Какой части не хватает?» | Разрезной материал Заготовки | ||
20 неделя | |||||
Целое и часть. | Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди необходимую деталь». | Презентация в программе PowerPoint Дидактический материал | ||
Развитие зрительного восприятия | |||||
21 неделя | |||||
Рисование бордюров по наглядному образцу. | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор. | Д/игра «Нарисуй также» | Образцы бордюров для рисования. | ||
22 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением. Сравнение количественных групп предметов и решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. Тренировка зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Д/и «Найди отличия». | Дидактический и раздаточный материал Счетные палочки | ||
Восприятие особых свойств предметов | |||||
23 неделя | |||||
Контрастные температуры предметов. | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | Обведение, штриховка выбранного предмета. | Наглядный материал Трафареты | ||
24 неделя | |||||
Дифференцировка пищевых запахов. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | Д/игра «Угадай по запаху», «Найди по описанию». | Наглядность | ||
25 неделя | |||||
Свойства предметов. | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. | Д/игра «Угадай по свойству», «Найди по описанию». | Наглядность | ||
IV четверть | |||||
Развитие слухового восприятия | |||||
26 неделя | |||||
Длительность и громкость звуков. | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | Дид/игра «Что за звук?» | Музыкальное сопровождение Наглядность | ||
27 неделя | |||||
Звук. Громкость и высота тона. | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). | Дид/игры «Угадай звук. Расскажи», «Определи самый громкий (высокий) звук» | Музыкальное сопровождение | ||
Восприятие пространства | |||||
28 неделя | |||||
Ориентировка в помещении и на улице. | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). | Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога. | Набор предметов Презентация в программе PowerPoint | ||
29 неделя | |||||
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. | Д/игра «Расставь мебель в кукольной комнате по инструкции». | Презентация в программе PowerPoint Образцы орнамента Заготовки | ||
Восприятие времени (6 ч) | |||||
30 неделя | |||||
Определение времени по часам. | Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. | Д/игра «Угадай, который час» | Игры с моделью часов. | ||
31 неделя | |||||
Календарный год. | Учить работать с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. | Д/игра «Когда это бывает?». | Презентация в программе PowerPoint Модель «Год» Схемы | ||
32 неделя | |||||
Веселая неделя. Порядок дней недели. | Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. | Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» | ||
33 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | ||
34 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Содержание работы | Планируемые результаты | Оборудование и средства |
I четверть | |||||
1 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
2 неделя | Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося. | Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария | |
Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков | |||||
3 неделя | |||||
Сравнение предметов по величине, длине, ширине | Научиться различать предметы и находить одинаковые Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого и т.д.. Пальчиковая гимнастика. Развитие познавательной деятельности, психических процессов, речи. | Вербальное обозначение предметов относительно величины, длины и ширины предметов. Проведение линий, шнурование. | Мячи Дидактический материал Широкая лента Д/и «Шнуровка» | ||
4 неделя | |||||
Упражнения на развитие меткости | Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. Графический диктант по показу. | Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). | «Обведи по точкам» - гриб Штриховка в разных направлениях. | ||
5 неделя | |||||
Упражнения на развитие меткости | Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. | Графический диктант по показу. | Прописи для написания элементов букв Ручка | ||
6 неделя | |||||
Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Геометрические фигуры. | Обведение по внешнему трафарету изображений геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур. Закрепление вербального обозначения фигуры. | Выполнение заданий | Трафареты Простой карандаш | ||
7 неделя | |||||
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. | Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.) | Написание вертикальных линий, шнурование. | Прописи Шнуровка | ||
II четверть | |||||
8 неделя | |||||
Совершенствование точности движений. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, застегивание) | Шнуровка | Д/игра «Зашнуруй по образцу» | ||
Тактильно-двигательное восприятие | |||||
9 неделя | Выделение разных свойств и качеств предметов. | Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы) | Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение. | Набор плоскостных геометрических фигур | |
10 неделя | |||||
Игры с сюжетной мозаикой. | Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей мозаики. Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей мозаики. | Д/и с мозаикой «Строим дом» (построение разноцветной конструкции). | Мозаика | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч) | |||||
11 неделя | |||||
Вербализация собственных ощущений. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). | Выполнение действий, обведение по точкам. | Картинки одежды всех сезонов «Обведи по точкам» - зимняя одежда | ||
12 неделя | |||||
Вербализация собственных ощущений. | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (ноги, руки, голова). | Рисование по клеточкам, штриховка. | Демонстрационный материал Тетрадь Ручка | ||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | |||||
13 неделя | |||||
Форма предмета. | Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов. | Д/и «Угадай, какой формы». | Раздаточный геометрический материал | ||
14 неделя | |||||
Объёмные геометрические фигуры. | Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал. Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме, геометрических фигур. | Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур. | Изображения геометрических фигур | ||
15 неделя | |||||
Комбинирование фигур. | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции учителя-дефектолога. | Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображений домашних птиц. | Раздаточный материал | ||
III четверть | |||||
16 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по следующим параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предметов по величине. | Выполнение заданий. | Ленты разной длины и ширины | ||
17 неделя | |||||
Моделирование геометрических фигур. | Составлять сериационные ряды из 5-8 предметов по заданному признаку величины. Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Составление по образцу предметов из геометрических фигур. | Аппликация «Ёлочные игрушки». | Разрезной материал Заготовки | ||
18 неделя | |||||
Цветовой спектр. | Закреплять знания о цветовом спектре. Цвета тёплые и холодные. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). | Д/игры «Угадай по цвету», «Разложи по группам». | Конструктор | ||
Развитие зрительного восприятия | |||||
19 неделя | |||||
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | Узнавание предмета по его отдельным частям. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям, составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей). | Составление изображений. Д/игра «Какой части не хватает?» | Разрезной материал Заготовки | ||
20 неделя | |||||
Целое и часть. | Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали). Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего») | Просмотр презентации «Часть и целое». Д/и «Найди необходимую деталь». | Презентация в программе PowerPoint Дидактический материал | ||
Развитие зрительного восприятия | |||||
21 неделя | |||||
Рисование бордюров по наглядному образцу. | Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор. | Д/игра «Нарисуй также» | Образцы бордюров для рисования. | ||
22 неделя | |||||
Сравнение предметов. | Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением. Сравнение количественных групп предметов и решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. Тренировка зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | Д/и «Найди отличия». | Дидактический и раздаточный материал Счетные палочки | ||
Восприятие особых свойств предметов | |||||
23 неделя | |||||
Контрастные температуры предметов. | Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). | Обведение, штриховка выбранного предмета. | Наглядный материал Трафареты | ||
24 неделя | |||||
Дифференцировка пищевых запахов. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | Д/игра «Угадай по запаху», «Найди по описанию». | Наглядность | ||
25 неделя | |||||
Свойства предметов. | Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз. | Д/игра «Угадай по свойству», «Найди по описанию». | Наглядность | ||
IV четверть | |||||
Развитие слухового восприятия | |||||
26 неделя | |||||
Длительность и громкость звуков. | Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | Дид/игра «Что за звук?» | Музыкальное сопровождение Наглядность | ||
27 неделя | |||||
Звук. Громкость и высота тона. | Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). | Дид/игры «Угадай звук. Расскажи», «Определи самый громкий (высокий) звук» | Музыкальное сопровождение | ||
Восприятие пространства | |||||
28 неделя | |||||
Ориентировка в помещении и на улице. | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции. Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте). | Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога. | Набор предметов Презентация в программе PowerPoint | ||
29 неделя | |||||
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений | Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты. | Д/игра «Расставь мебель в кукольной комнате по инструкции». | Презентация в программе PowerPoint Образцы орнамента Заготовки | ||
Восприятие времени (6 ч) | |||||
30 неделя | |||||
Определение времени по часам. | Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. | Д/игра «Угадай, который час» | Игры с моделью часов. | ||
31 неделя | |||||
Календарный год. | Учить работать с календарём и моделью календарного года. Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии. | Д/игра «Когда это бывает?». | Презентация в программе PowerPoint Модель «Год» Схемы | ||
32 неделя | |||||
Веселая неделя. Порядок дней недели. | Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя». Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога. | Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе. | Презентация в программе PowerPoint Модель «Неделя» | ||
33 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | ||
34 неделя | Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий | |
Итоговая диагностика обучающегося. | Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов). | Выявление результатов работы. | Диагностический инструментарий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ вариант 7.2
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3). Программа содержит все необходимые материалы, также подробно расписанные тем...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...