Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
материал

Эрдман Екатерина Михайловна

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luo_var_1.docx68.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Цель и задачи

Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

Общие задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы

Освоение обучающимися коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных компетенций (в первую очередь овладение коммуникативной компетенцией), необходимой для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социальную среду.

Данная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • работать в группе (при групповых формах работы).

Календарно-тематическое планирование 2 класс

План

Дата проведения

Тема занятия

Содержание работы

Планируемые результаты

Оборудование и средства

I четверть

1 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

2 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

3 неделя

Развитие крупной моторики.

Свойства предметов.

Бросание мячей. Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого.

Развитие чувства равновесия.

Коррекция координации движений кисти руки и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Прохождение по ленте, разложенной на полу. Проведение ведущей рукой по начерченным линиям на доске, на листе бумаги. Проведение д/и «Шнуровка».

Вербальное обозначение предметов относительно величины и длины предметов. Проведение линий, шнурование.

Мячи

Дидактический материал

Музыкальное сопровождение Широкая лента

Д/и «Шнуровка»

4 неделя

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела.

Работа с трафаретами. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Осень». Рассматривание иллюстраций с изображением осени. Закрепление признаков осени. Обведение по точкам изображения гриба.

Повторение признаков осени.

Иллюстрации по теме «Осень»

«Обведи по точкам» - гриб

5 неделя

Развитие навыков владения письменными принадлежностями. Написание элементов букв.

Пальчиковая гимнастика «В школе» (со словесным сопровождением дефектолога). Закрепление знаний о письменных принадлежностях. Написание элементов букв ручкой.

Написание элементов букв.

Прописи для написания элементов букв

Ручка

6 неделя

Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Круг. Квадрат.

Обведение по внешнему трафарету изображения круга и квадрата. Штриховка круга и квадрата. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий

Трафарет квадрата

Простой карандаш

7 неделя

Развитие координации движений.

Написание вертикальных линий.

Пальчиковая гимнастика «Ветер». Повторение вслед за дефектологом шагов вправо, влево, вперед, назад. Написание вертикальных линий на листе из прописи. Расположение элементов оборудования М. Монтессори на плоскости парты. Проведение д/и «Шнуровка».

Написание вертикальных линий, шнурование.

Прописи

Шнуровка

II четверть

8 неделя

Аппликация из бумаги «Осенний лист».

Сгибание и разрезание бумаги. Изготовление книжки-малышки. Рассматривание и тактильное восприятие листа бумаги. С помощью дефектолога сгибание и разрезание бумаги ножницами, соединение листочков степлером.

Изготовление книжки-малышки (по возможности).

Бумага

Ножницы

Степлер

Тактильно-двигательное восприятие (4 ч)

9 неделя

Определение на ощупь плоскостных фигур и величины предмета. Большой - маленький, длинный - короткий, одинаковые.

Беседа о геометрических фигурах. Обследование сначала зрительное и тактильное, с проговариванием особенностей строения. Затем обследование на ощупь плоскостных геометрических фигур, находящихся в «волшебном мешочке».

Проведение дидактической игры «Назови игрушки, которые ты знаешь».

Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение.

Набор плоскостных геометрических фигур

Картинки с изображением игрушек

10 неделя

Игры с крупной мозаикой.

Первый – последний, впереди, следом, сзади.

Д/и с конструктором «Черепашки» (построение разноцветного ряда).

Просмотр презентации «Первый – последний, впереди, следом, сзади».

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей конструктора.

Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей конструктора.

Конструктор

Презентация в программе PowerPoint

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)

11 неделя

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

Наступление холода.

Выполнение действий по инструкции дефектолога. Д/и «Выбери нужную одежду». Обведение по точкам изображения варежки.

Выполнение действий, обведение по точкам.

Картинки одежды всех сезонов

«Обведи по точкам» - варежка

12 неделя

Формирование сенсорных эталонов. Треугольник, прямоугольник.

Выделение и обозначение основных признаков треугольника и прямоугольника. Рисование по клеточкам в тетради и штриховка треугольников и прямоугольников.

Рисование по клеточкам, штриховка.

Демонстрационный материал

Тетрадь

Ручка

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (12 ч)

13 неделя

Выделение и обозначение формы предмета словом.

Геометрические фигуры.

Д/и «Найди нужную фигуру». Вербальное обозначение характерных признаков геометрических фигур.

Закрепление цвета.

Выполнение заданий.

Раздаточный геометрический материал

14 неделя

Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме геометрических фигур.

Д/и «Подбери предмет к изображению».

Просмотр презентации о преобразовании изображений геометрических фигур в изображения предметов.

Д/и «Преобразуй фигуру в предмет».

Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур.

Предметы и их изображения

Презентация в программе PowerPoint

Изображения геометрических фигур

15 неделя

Предметы, похожие по форме.

Проведение беседы о внешней схожести некоторых предметов.

Повторение названий предметов мебели. Пальчиковая гимнастика «Мебель».

Д/и «Четвертый лишний».

Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображения.

Музыкальное сопровождение

Раздаточный материал

III четверть

16 неделя

Сравнение двух предметов по ширине.

Широкий – узкий. Высокий – низкий.

Просмотр презентации «Высокое и низкое». Развивающее упражнение «Что бывает высокое?»

Д/и «Противоположности». Сравнение 2 лент по ширине с направляющей помощью дефектолога. Развивающее упражнение «Что бывает узкое?» Музыкальная игра «Автобус» (Железновы).

Выполнение заданий.

Ленты

Музыкальное сопровождение

17 неделя

Моделирование геометрических фигур. Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик».

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Музыкальная игра «Чей домик?». Составление по образцу домика из геометрических фигур.

Изготовление аппликации «Домик».

Разрезной материал

Музыкальное сопровождение

Заготовки

18 неделя

Конструирование предметов из частей. Письмо заглавной буквы «А»; образование и письмо слогов.

Составление по образцу композиции «Лодочка». Конструирование из конструктора «черепашки» лодочки с направляющей помощью дефектолога. Пальчиковая гимнастика «Лодочка». Составление по образцу лодочки из разрезных заготовок. Д/и «Подбери к каждому предмету карточку с таким же цветом». Повторение написания и написание заглавной буквы «А». Чтение с букваря слогов с буквой «а» и их написание.

Написание заглавной буквы «А» и слогов с ее составляющей. Изготовление аппликации «Лодочка».

Конструктор «черепашки»

Прописи

Букварь

Развитие зрительного восприятия (6 ч)

19 неделя

Составление целого из частей.

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур, чередующихся по цвету.

Составление предметов из разрезных частей на плоскостном материале. Просмотр презентации на тему «Составление орнамента». Составление по образцу орнамента из геометрических фигур.

Составление орнамента.

Разрезной материал

Презентация в программе PowerPoint

Заготовки

20 неделя

Найди недостающую деталь.

Составление и решение задач с недостающими данными.

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди недостающую деталь».

Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

Решение задач совместно с дефектологом.

Презентация в программе PowerPoint

Дидактический материал

Задачи, ручка, тетрадь

21 неделя

Найди недостающую деталь.

Составление и решение задач с недостающими данными.

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди недостающую деталь».

Решение задач с недостающими данными с направляющей помощью дефектолога.

Решение задач совместно с дефектологом.

Презентация в программе PowerPoint

Дидактический материал

Задачи, ручка, тетрадь

22 неделя

Решение примеров на сложение. Что изменилось?

Д/и «Найди отличия». Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «Зима в лесу». Решение примеров на сложение с помощью счетных палочек.

Решение примеров с использованием счетных палочек.

Дидактический и раздаточный материал

Счетные палочки

Восприятие особых свойств предметов (4 ч)

23 неделя

Вкусовые ощущения.

Сладкий, горький, кислый.

Д/и «Что бывает сладкое, горькое, кислое». Обведение по контуру с помощью трафарета «Мой любимый фрукт». Штриховка.

Обведение, штриховка выбранного фрукта.

Наглядный материал

Трафареты

24 неделя

Барические ощущения.

Тяжелый – легкий.

Поочередное поднятие нескольких предметов весом от нескольких грамм до 1 кг и определение самого тяжелого и самого легкого из них. Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением «На лугу».

Д/и «Противоположности».

Поднятие предметов и нахождение противоположностей.

Предметы различной массы весом до 1 кг

Музыкальное сопровождение

Наглядность

Развитие слухового восприятия (4 ч)

25 неделя

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды.

Звуки природы.

Извлечение звуков из музыкальных инструментов.

Прослушивание аудиозаписи звуков природы (ветер, дождь, капель, метель, пение птиц). Обведение по точкам изображения барабана.

Обведение по точкам и раскрашивание изображения барабана.

Музыкальные инструменты

Аудиозапись

«Обведи по точкам» - барабан

IV четверть

26 неделя

Различение речевых и музыкальных звуков.

Звуки вокруг нас.

Беседа «Речевые звуки». Развивающее упражнение с музыкальным сопровождением на классификацию звуков «Что звучит?» (речь или музыкальный инструмент).

Оригами «Кораблик».

Изготовление оригами «Кораблик» с обучающей помощью дефектолога.

Музыкальное сопровождение

Наглядность

Заготовки

Восприятие пространства (6 ч)

27 неделя

Движение в заданном направлении.

Рядом, около, в центре, между, в середине.

Выполнение движений в заданном направлении по инструкции дефектолога. Гимнастика для глаз. Развивающее упражнение «Расположи предмет рядом с…, около…, в центре…, между…, в середине…». Написание цифр в математических прописях.

Расположение предмета в соответствии с инструкцией дефектолога, написание цифр.

Музыкальное сопровождение

Математические прописи

28 неделя

Ориентировка в линейном ряду.

Крайний предмет, первый, на втором месте.

Построение линейного ряда из предложенных предметов. Просмотр презентации «Последовательность предметов». Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога.

Набор предметов

Презентация в программе PowerPoint

29 неделя

Составление на листе бумаги простых комбинаций.

Самостоятельное изготовление по образцам орнамента в квадрате из готовых форм.

Просмотр презентации по изготовлению орнамента. Выбор понравившегося образца орнамента из нескольких предложенных. Изготовление орнамента из приготовленного материала (аппликация).

Изготовление орнамента из готовых форм.

Презентация в программе PowerPoint

Образцы орнамента

Заготовки

Восприятие времени (6 ч)

30 неделя

Расположение предметов.

Составление по образцу композиции «Пирамидка».

Расположение предметов по инструкции дефектолога. Д/и «Соберем пирамидку». Объяснение порядка изготовления с рассматриванием образца аппликации «Пирамидка».

Вырезание и приклеивание нарисованных овалов в порядке увеличения их размера с вербальным обозначением каждого кольца.

Изготовление аппликации.

5 предметов разного размера

Пирамидка

Образец работы

Заготовки

31 неделя

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

Просмотр презентации «Сейчас, будет, было». Работа с моделью «Неделя» (определение того, что происходит сейчас, что будет, что было). Составление предложений с использованием настоящего, будущего и прошедшего времени глаголов (с опорой на схемы).

Работа с моделью «Неделя», составление предложений.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

Схемы

32 неделя

Веселая неделя.

Порядок дней недели.

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя».

Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

33 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

34 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Содержание работы

Планируемые результаты

Оборудование и средства

I четверть

1 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

2 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков

3 неделя

Сравнение предметов по величине, длине, ширине

Научиться различать предметы и находить одинаковые

Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого и т.д..

Пальчиковая гимнастика. Развитие познавательной деятельности, психических процессов, речи.

Вербальное обозначение предметов относительно величины, длины и ширины предметов. Проведение линий, шнурование.

Мячи

Дидактический материал

Широкая лента

Д/и «Шнуровка»

4 неделя

Упражнения на развитие меткости

Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. Графический диктант по показу.

Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).

«Обведи по точкам» - гриб

Штриховка в разных направлениях.

5 неделя

Упражнения на развитие меткости

Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию.

Графический диктант по показу.

Прописи для написания элементов букв

Ручка

6 неделя

Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Геометрические фигуры.

Обведение по внешнему трафарету изображений геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий

Трафареты

Простой карандаш

7 неделя

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Написание вертикальных линий, шнурование.

Прописи

Шнуровка

II четверть

8 неделя

Совершенствование точности движений.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, застегивание)

Шнуровка

Д/игра «Зашнуруй по образцу»

Тактильно-двигательное восприятие

9 неделя

Выделение разных свойств и качеств предметов.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение.

Набор плоскостных геометрических фигур

10 неделя

Игры с сюжетной мозаикой.

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей мозаики. Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей мозаики.

Д/и с мозаикой «Строим дом» (построение разноцветной конструкции).

Мозаика

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)

11 неделя

Вербализация собственных ощущений.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

Выполнение действий, обведение по точкам.

Картинки одежды всех сезонов

«Обведи по точкам» - зимняя одежда

12 неделя

Вербализация собственных ощущений.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (ноги, руки, голова).

Рисование по клеточкам, штриховка.

Демонстрационный материал

Тетрадь

Ручка

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

13 неделя

Форма предмета.

Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов.

Д/и «Угадай, какой формы».

Раздаточный геометрический материал

14 неделя

Объёмные геометрические фигуры.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал.

Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме, геометрических фигур.

Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур.

Изображения геометрических фигур

15 неделя

Комбинирование фигур.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции учителя-дефектолога.

Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображений домашних птиц.

Раздаточный материал

III четверть

16 неделя

Сравнение предметов.

Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по следующим параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предметов по величине.

Выполнение заданий.

Ленты разной длины и ширины

17 неделя

Моделирование геометрических фигур.

Составлять сериационные ряды из 5-8 предметов по заданному признаку величины.

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Составление по образцу предметов из геометрических фигур.

Аппликация «Ёлочные игрушки».

Разрезной материал

Заготовки

18 неделя

Цветовой спектр.

Закреплять знания о цветовом спектре. Цвета тёплые и холодные. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

Д/игры «Угадай по цвету», «Разложи по группам».

Конструктор

Развитие зрительного восприятия

19 неделя

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

Узнавание предмета по его отдельным частям.

Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям, составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

Составление изображений.

Д/игра «Какой части не хватает?»

Разрезной материал

Заготовки

20 неделя

Целое и часть.

Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди необходимую деталь».

Презентация в программе PowerPoint

Дидактический материал

Развитие зрительного восприятия

21 неделя

Рисование бордюров по наглядному образцу.

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор.

Д/игра «Нарисуй также»

Образцы бордюров для рисования.

22 неделя

Сравнение предметов.

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением. Сравнение количественных групп предметов и решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. Тренировка зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Д/и «Найди отличия».

Дидактический и раздаточный материал

Счетные палочки

Восприятие особых свойств предметов

23 неделя

Контрастные температуры предметов.

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

Обведение, штриховка выбранного предмета.

Наглядный материал

Трафареты

24 неделя

Дифференцировка пищевых запахов.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

Д/игра «Угадай по запаху», «Найди по описанию».

Наглядность

25 неделя

Свойства предметов.

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

Д/игра «Угадай по свойству», «Найди по описанию».

Наглядность

IV четверть

Развитие слухового восприятия

26 неделя

Длительность и громкость звуков.

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

Дид/игра «Что за звук?»

Музыкальное сопровождение

Наглядность

27 неделя

Звук. Громкость и высота тона.

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

Дид/игры «Угадай звук. Расскажи», «Определи самый громкий (высокий) звук»

Музыкальное сопровождение

Восприятие пространства

28 неделя

Ориентировка в помещении и на улице.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога.

Набор предметов

Презентация в программе PowerPoint

29 неделя

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты.

Д/игра «Расставь мебель в кукольной комнате по инструкции».

Презентация в программе PowerPoint

Образцы орнамента

Заготовки

Восприятие времени (6 ч)

30 неделя

Определение времени по часам.

Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

Д/игра «Угадай, который час»

Игры с моделью часов.

31 неделя

Календарный год.

Учить работать с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

Д/игра «Когда это бывает?».

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Год»

Схемы

32 неделя

Веселая неделя.

Порядок дней недели.

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя».

Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

33 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

34 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Содержание работы

Планируемые результаты

Оборудование и средства

I четверть

1 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

2 неделя

Диагностика, определение актуального уровня развития обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление наиболее проблемных зон в развитии обучающегося.

Диагностические задания согласно перечню диагностического инструментария

Раздел 1. Развитие моторики, графомоторных навыков

3 неделя

Сравнение предметов по величине, длине, ширине

Научиться различать предметы и находить одинаковые

Нахождение к изображению большого предмета - маленького, к длинному – короткого и т.д..

Пальчиковая гимнастика. Развитие познавательной деятельности, психических процессов, речи.

Вербальное обозначение предметов относительно величины, длины и ширины предметов. Проведение линий, шнурование.

Мячи

Дидактический материал

Широкая лента

Д/и «Шнуровка»

4 неделя

Упражнения на развитие меткости

Обучать целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развивать моторику руки, формировать графические навыки. Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию. Графический диктант по показу.

Координировать движения (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем).

«Обведи по точкам» - гриб

Штриховка в разных направлениях.

5 неделя

Упражнения на развитие меткости

Развитие умения обводить и рисовать по трафарету. Синхронизировать работу обеих рук (штриховка, нанизывание). Учить работать с ножницами, выполнять аппликацию.

Графический диктант по показу.

Прописи для написания элементов букв

Ручка

6 неделя

Обводка по внешнему трафарету, штриховка. Геометрические фигуры.

Обведение по внешнему трафарету изображений геометрических фигур. Штриховка геометрических фигур. Закрепление вербального обозначения фигуры.

Выполнение заданий

Трафареты

Простой карандаш

7 неделя

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

Написание вертикальных линий, шнурование.

Прописи

Шнуровка

II четверть

8 неделя

Совершенствование точности движений.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, застегивание)

Шнуровка

Д/игра «Зашнуруй по образцу»

Тактильно-двигательное восприятие

9 неделя

Выделение разных свойств и качеств предметов.

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

Тактильное восприятие материала. По возможности – обозначение словом или повторение.

Набор плоскостных геометрических фигур

10 неделя

Игры с сюжетной мозаикой.

Вербальное обозначение на построенном ряду расположения частей мозаики. Построение ряда и вербальное обозначение расположения частей мозаики.

Д/и с мозаикой «Строим дом» (построение разноцветной конструкции).

Мозаика

Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч)

11 неделя

Вербализация собственных ощущений.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы).

Выполнение действий, обведение по точкам.

Картинки одежды всех сезонов

«Обведи по точкам» - зимняя одежда

12 неделя

Вербализация собственных ощущений.

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (ноги, руки, голова).

Рисование по клеточкам, штриховка.

Демонстрационный материал

Тетрадь

Ручка

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

13 неделя

Форма предмета.

Соотносить геометрические фигуры с предметами окружающей обстановки. Сравнивать и обозначать словом формы 3-4 предметов.

Д/и «Угадай, какой формы».

Раздаточный геометрический материал

14 неделя

Объёмные геометрические фигуры.

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала Сравнивать две объёмные геометрические фигуры – круг и овал. Группировка предметов и их изображений. Классификация предметов по форме, геометрических фигур.

Рисование на листочках изображений предметов из геометрических фигур.

Изображения геометрических фигур

15 неделя

Комбинирование фигур.

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции учителя-дефектолога.

Отгадывание загадок, обведение и раскрашивание изображений домашних птиц.

Раздаточный материал

III четверть

16 неделя

Сравнение предметов.

Сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по следующим параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предметов по величине.

Выполнение заданий.

Ленты разной длины и ширины

17 неделя

Моделирование геометрических фигур.

Составлять сериационные ряды из 5-8 предметов по заданному признаку величины.

Составление геометрических фигур из разрезных частей на плоскостном материале. Составление по образцу предметов из геометрических фигур.

Аппликация «Ёлочные игрушки».

Разрезной материал

Заготовки

18 неделя

Цветовой спектр.

Закреплять знания о цветовом спектре. Цвета тёплые и холодные. Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям. Составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

Д/игры «Угадай по цвету», «Разложи по группам».

Конструктор

Развитие зрительного восприятия

19 неделя

Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

Узнавание предмета по его отдельным частям.

Развитие умения узнавать предмет по его отдельным частям, составлять предмет или целостную конструкцию из более мелких деталей (5-6 деталей).

Составление изображений.

Д/игра «Какой части не хватает?»

Разрезной материал

Заготовки

20 неделя

Целое и часть.

Составлять целое из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

Просмотр презентации «Часть и целое».

Д/и «Найди необходимую деталь».

Презентация в программе PowerPoint

Дидактический материал

Развитие зрительного восприятия

21 неделя

Рисование бордюров по наглядному образцу.

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; находить элементарные аналогии, формировать понимания скрытого смысла, развивать адекватные реакции на юмор.

Д/игра «Нарисуй также»

Образцы бордюров для рисования.

22 неделя

Сравнение предметов.

Пальчиковая гимнастика с музыкальным сопровождением. Сравнение количественных групп предметов и решение примеров на сложение с помощью счетных палочек. Тренировка зрительной памяти. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Д/и «Найди отличия».

Дидактический и раздаточный материал

Счетные палочки

Восприятие особых свойств предметов

23 неделя

Контрастные температуры предметов.

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

Обведение, штриховка выбранного предмета.

Наглядный материал

Трафареты

24 неделя

Дифференцировка пищевых запахов.

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.

Д/игра «Угадай по запаху», «Найди по описанию».

Наглядность

25 неделя

Свойства предметов.

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз.

Д/игра «Угадай по свойству», «Найди по описанию».

Наглядность

IV четверть

Развитие слухового восприятия

26 неделя

Длительность и громкость звуков.

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

Дид/игра «Что за звук?»

Музыкальное сопровождение

Наглядность

27 неделя

Звук. Громкость и высота тона.

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

Дид/игры «Угадай звук. Расскажи», «Определи самый громкий (высокий) звук»

Музыкальное сопровождение

Восприятие пространства

28 неделя

Ориентировка в помещении и на улице.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Вербальное обозначение последовательности предметов (крайний, первый, на втором, третьем месте).

Обозначение последовательности предметов с помощью дефектолога.

Набор предметов

Презентация в программе PowerPoint

29 неделя

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

Моделировать расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделировать пространственные ситуации (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составлять простейшие схемы-планы комнаты.

Д/игра «Расставь мебель в кукольной комнате по инструкции».

Презентация в программе PowerPoint

Образцы орнамента

Заготовки

Восприятие времени (6 ч)

30 неделя

Определение времени по часам.

Определять время по часам. Длительность различных временных интервалов.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

Д/игра «Угадай, который час»

Игры с моделью часов.

31 неделя

Календарный год.

Учить работать с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использовать в речи временные терминологии.

Д/игра «Когда это бывает?».

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Год»

Схемы

32 неделя

Веселая неделя.

Порядок дней недели.

Просмотр презентации «Веселая неделя». Работа с моделью «Неделя».

Вербальное обозначение порядка дней недели с использованием направляющей помощи дефектолога.

Работа с моделью «Неделя», нахождение недостающего дня в неделе.

Презентация в программе PowerPoint

Модель «Неделя»

33 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (умения ориентироваться в пространстве).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

34 неделя

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (знаний об окружающих предметах и явлениях).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий

Итоговая диагностика обучающегося.

Изучение уровня развития обучающегося (уровня сформированности познавательных процессов).

Выявление результатов работы.

Диагностический инструментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ вариант 7.2

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)

Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3). Программа содержит все необходимые материалы, также подробно расписанные тем...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...