Реализация междисциплинарного взаимодействия при формировании коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ
статья (1 класс)

Корохова Ирина Станиславовна

Современный взгляд на проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации работы по формированию коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Очевидно, что особый ребенок нуждается в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.

Формируя коммуникативные навыки во всех сферах обучения - на занятиях в классе, на уроках музыки и физкультуры, в кабинете логопеда и психолога, ребенок с большим успехом будет принимать новый опыт и знания.

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2023_portal.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга

"Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)"

Сообщение на тему:

«Реализация междисциплинарного взаимодействия

при формировании коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ»

Составитель: учитель - логопед

Корохова И. С.

Санкт-Петербург

2023

Современный взгляд на проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации работы по формированию коммуникативных навыков.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Очевидно, что особый ребенок нуждается в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.

Формируя коммуникативные навыки во всех сферах обучения - на занятиях в классе, на уроках музыки и физкультуры, в кабинете логопеда и психолога, ребенок с большим успехом будет принимать новый опыт и знания.

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ оказывается принципиально невозможным без организации междисциплинарного взаимодействия специалистов.

Такое командное взаимодействие определяется как: межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье.

Основные принципы командной работы:

• интерес специалиста к смежным дисциплинам, готовность к универсализации и новаторству, овладению новыми знаниями;

• равноправное участие всех членов команды в образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы;

• четкое распределение ролей членов команды, соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач.

Только такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и формировать у него коммуникативные навыки, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах педагогического сопровождения.

Параметры эффективности междисциплинарного взаимодействия:

• учет особенностей и уровня развития ребенка, его ресурсных возможностей;

• приоритетность задач адаптации и социализации;

• адекватная последовательность «подключения» к работе с ребенком «нужного специалиста в нужный момент»;

• участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.

В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями специалисты психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую и др.

Междисциплинарное взаимодействие всех специалистов должно быть обеспечено на всех этапах образования обучающихся: психолого-педагогическое изучение, разработка СИПР, ее реализация и анализ результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: ·       Формирование культуры общения и поведения;·...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Формирование коммуникативных навыков с помощью альтернитивной коммуникации у учащихся II варианта обучения».

Формирования умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) использовать доступные средства поддерживающей альтернативной коммуникации в различных жизненных ситуациях, дл...

Педагогический проект «Использование технологии проектной деятельности во внеурочной работе для формирования коммуникативных навыков учащихся 2 класса»

Обратиться к данной теме меня побудило наблюдение за учащимися класса. Меня интересовал вопрос: почему учащиеся моего класса имеют недостаточный уровень сформированности  навыков  общения:...

"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"

Формирование коммуникативных навыков Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно е...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы...