"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"
статья (4 класс)

Корохова Ирина Станиславовна

Формирование коммуникативных навыков

 

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с ОВЗ: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2020.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга

"Центр Реабилитации и Милосердия"

Доклад на тему:

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

Выполнила: учитель

Корохова И.С.

Санкт - Петербург

2020 г.

Формирование коммуникативных навыков

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с ОВЗ: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.

Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

Особенности развития коммуникативных навыков

При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:

- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

- восприятие речи;

- умение подражать;

- умение соблюдать очередность в разговоре;

- умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей с ОВЗ необходимы следующие коммуникативные умения:

- сотрудничать;

- слушать и слышать;

- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;

- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)

Этапы работы

Подготовительный этап

Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков

Направления:

- создание доброжелательных отношений

- развитие познавательной деятельности;

- развитие понимания речи.

Начальный этап

Цель: накопление и активизация средств коммуникации

Направления:

- развитие невербальных средств коммуникации,

- развитие языковых средств,

- формирование диалогической речи (по возможности).

Тренировочный этап

Цель: формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения.

Направления:

-создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать непосредственное общение детей;

- использование адекватных средств общения.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе

Современные образовательные стандарты образования характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение с применением игровых технологий  должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Игровая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств.  То есть, педагог в работе использует игры, которые имеют различные задачи и цели.

Основные принципы организации игры:

  • Отсутствие принуждения
  • Развитие игровой динамики
  • Поддержание игровой атмосферы
  • Переход от простейших игр к сложным
  • Взаимосвязь игровой и учебной деятельности

Спектр целевых ориентаций:

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

  • Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
  • Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
  • Учет структуры дефекта;
  • Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
  • Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
  • Соответствие коррекционной цели занятия;
  • Учет принципа смены видов деятельности;
  • Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
  • Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Система игр на развитие коммуникативных навыков

Среди игр и упражнений предпочтение отдают сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

  1. Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать

Задачи:

  • воспитывать доверительное отношение друг к другу;
  • учить обращаться за помощью к взрослому;
  • учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
    учить выполнять поручения;
  • учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
  • учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.

«Помоги Маше»

Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.

Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.

 «Сделай как Я»

Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.

Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я».

Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).

 «Катаем мячик»

Цель: формировать коммуникативные навыки.

Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу

«Рукавички»

Описание игры. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару.

«Лото»

Оснащение: игровые карточки

Описание игры

Выигрывает тот, кто первым закроет всё игровое поле, кто будет более внимательным, услышит названные слова, скажет «у меня» и правильно наложит рисунок на рисунок.

II.    Игры и упражнения на развитие умения активно слушать 

Задачи

• учить выполнять движения по образцу;

• учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;

• учить понимать смысл сообщений.

«Возьми игрушку»

Описание игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.

Кинезеологические игры.

Игры с пальчиками, артикуляционные упражнения, общефизические упражнения под речевое сопровождение.

 «Что случилось?»

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил,

грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,

обиженный пингвин, удивленный филин.

Описание игры

Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».

Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

Кто это?

Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

«Что в сундучке?»

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Описание игры.

Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.

  1. Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию

Задачи.

• учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

 развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;

 «Я бросаю тебе мяч»

Оснащение: мяч.

Описание игры.

Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить.

  1. Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию 

Задачи:

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;
  • стимулировать голосовые реакции ребенка;
    учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);
    учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;
  • формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.

«Закончи предложение»

Описание игры. Ребенок должен закончить  фразу: “Я хочу…”.

 «Магазин»

Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.

Описание игры.

С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети – «покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»

Заключение

Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.

Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

 С помощью дидактических игр  проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.  

Список использованной литературы:

1.    Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.    Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.

3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

4.    Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

5.  Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

6.     Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

7.     Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .   

 8.    Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997

9.     Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

10.    Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.

11.    Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Формирование вычислительных навыков обучающихся начальной школы на основе современных пед.технологий в условиях реализации ФГОС

Формирование вычислительных навыков одна из наиболее важных проблем при обучении в начальной школе, так как от них зависит успешность обучения математике в школе. Эти навыки наиболее востребованы в жи...

Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС

По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы...

Реализация междисциплинарного взаимодействия при формировании коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ

Современный взгляд на проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации работы по формированию коммуникативных нав...