"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"
статья (4 класс)
Формирование коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с ОВЗ: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.
Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2020.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 46 Калининского района Санкт-Петербурга
"Центр Реабилитации и Милосердия"
Доклад на тему:
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
Выполнила: учитель
Корохова И.С.
Санкт - Петербург
2020 г.
Формирование коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с ОВЗ: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.
Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
Особенности развития коммуникативных навыков
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ОВЗ необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)
Этапы работы
Подготовительный этап
Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков
Направления:
- создание доброжелательных отношений
- развитие познавательной деятельности;
- развитие понимания речи.
Начальный этап
Цель: накопление и активизация средств коммуникации
Направления:
- развитие невербальных средств коммуникации,
- развитие языковых средств,
- формирование диалогической речи (по возможности).
Тренировочный этап
Цель: формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения.
Направления:
-создание речевых ситуаций, которые позволяют организовать непосредственное общение детей;
- использование адекватных средств общения.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе
Современные образовательные стандарты образования характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение с применением игровых технологий должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Игровая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств. То есть, педагог в работе использует игры, которые имеют различные задачи и цели.
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения
- Развитие игровой динамики
- Поддержание игровой атмосферы
- Переход от простейших игр к сложным
- Взаимосвязь игровой и учебной деятельности
Спектр целевых ориентаций:
• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
• Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
- Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
- Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
- Учет структуры дефекта;
- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
- Соответствие коррекционной цели занятия;
- Учет принципа смены видов деятельности;
- Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Система игр на развитие коммуникативных навыков
Среди игр и упражнений предпочтение отдают сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).
Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
- Игры и упражнения на развитие умения сотрудничать
Задачи:
- воспитывать доверительное отношение друг к другу;
- учить обращаться за помощью к взрослому;
- учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
учить выполнять поручения; - учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
- учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.
«Помоги Маше»
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.
«Сделай как Я»
Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.
Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я».
Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).
«Катаем мячик»
Цель: формировать коммуникативные навыки.
Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу
«Рукавички»
Описание игры. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару.
«Лото»
Оснащение: игровые карточки
Описание игры
Выигрывает тот, кто первым закроет всё игровое поле, кто будет более внимательным, услышит названные слова, скажет «у меня» и правильно наложит рисунок на рисунок.
II. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
Задачи
• учить выполнять движения по образцу;
• учить вербальным и невербальным способам коммуникации;
• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью
выразительных движений и речи;
• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;
• учить понимать смысл сообщений.
«Возьми игрушку»
Описание игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми, пожалуйста, … (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Кинезеологические игры.
Игры с пальчиками, артикуляционные упражнения, общефизические упражнения под речевое сопровождение.
«Что случилось?»
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил,
грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок,
обиженный пингвин, удивленный филин.
Описание игры
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
- Кто это?
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
«Что в сундучке?»
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он опускает руку в сундучок и на ощупь старается узнать предмет.
- Игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию
Задачи.
• учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;
• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;
∙ развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
- развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;
«Я бросаю тебе мяч»
Оснащение: мяч.
Описание игры.
Дети стоят в кругу и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того участника, кому хотят его бросить.
- Игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию
Задачи:
- учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
- учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;
- стимулировать голосовые реакции ребенка;
учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);
учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми; - формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.
«Закончи предложение»
Описание игры. Ребенок должен закончить фразу: “Я хочу…”.
«Магазин»
Оснащение: различные предметы, игрушки, продукты.
Описание игры.
С помощью считалки выбирается водящий- «продавец», остальные дети – «покупатели». На «прилавке магазина» раскладываются различные «товары». Один из «покупателей» не называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он ему нужен, что из него можно приготовить и т.д. «Продавец» должен догадаться, какой именно «товар» нужен «покупателю»
Заключение
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Список использованной литературы:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
2. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
7. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .
8. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
11. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают ...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Формирование вычислительных навыков обучающихся начальной школы на основе современных пед.технологий в условиях реализации ФГОС
Формирование вычислительных навыков одна из наиболее важных проблем при обучении в начальной школе, так как от них зависит успешность обучения математике в школе. Эти навыки наиболее востребованы в жи...
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы...
Реализация междисциплинарного взаимодействия при формировании коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ
Современный взгляд на проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации работы по формированию коммуникативных нав...