Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
статья по логопедии (1 класс)
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Ануфриева И.Е.
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Основная задача в работе с детьми с ОВЗ максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обуславливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Трудности формирования коммуникативных навыков, которые испытывают обучающиеся с ОВЗ: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, недоразвитие всех компонентов речи (от фонематического до семантического уровней), отсутствие речевой инициативы, дефицитарность речемыслительных средств.
Активизация коммуникативной деятельности школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.
При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ОВЗ необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами)
Современные образовательные стандарты образования характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Обучение с применением игровых технологий должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Игровая технология – совокупность психолого – педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств. То есть, педагог в работе использует игры, которые имеют различные задачи и цели.
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения
- Развитие игровой динамики
- Поддержание игровой атмосферы
- Переход от простейших игр к сложным
- Взаимосвязь игровой и учебной деятельности
Среди игр и упражнений предпочтение отдают сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).
Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:
- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;
- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;
- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;
- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.
Заключение
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игрового интереса чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом. Для того, чтобы занятия вызывали интерес и приносили положительные результаты я применяю различные материалы: игрушки, реальные предметы, конструкторы, головоломки, карандаши, краски, пластилин, мозаики, книги, иллюстрации, песок, и др.
Хорошо, чтобы игра была занимательной, интересной и чтобы она действительно была игрой, а не уроком, - тогда ребенок не заметит, что его учат, а знания его будут крепнуть и углубляться. Процесс обучения посредством игры надолго увлекает их, ненавязчиво захватывает все внимание, поднимает настроение. Помимо этого у детей формируется учебная мотивация, благодаря чему учащиеся с удовольствием выполняют поставленные задачи.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
С помощью дидактических игр проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи. Когда необходимо закрепить полученные навыки, дети могут самостоятельно выбрать игру, используя символическое обозначение игр.
Список использованной литературы:
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
2. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
4. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
5. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.
6. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
7. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983. .
8. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми – Калуга.1997
9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
10. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
11. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий
Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Современные информационные технологии занимают особое место в учебном процессе. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферы их применения. При этом ученики ежедневно пропускают ...
«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел
Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...
Формирование вычислительных навыков обучающихся начальной школы на основе современных пед.технологий в условиях реализации ФГОС
Формирование вычислительных навыков одна из наиболее важных проблем при обучении в начальной школе, так как от них зависит успешность обучения математике в школе. Эти навыки наиболее востребованы в жи...
"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"
Формирование коммуникативных навыков Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно е...
Реализация междисциплинарного взаимодействия при формировании коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ
Современный взгляд на проблему помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и развития предполагает целостное «видение» модели организации работы по формированию коммуникативных нав...