Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Лидия Викторовна

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования коммуникативных навыков в начальной школе у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).

Кузнецова Лидия Викторовна,

учитель- логопед

Получение  качественного  образования возможно  лишь при достаточной  степени развития, а также умения свободно и адекватно пользоваться  средствами языка в  общении.   Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий  обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и  познанию мира.  

Формирование коммуникативных навыков,  личностного развития школьников, на  уроках , логопедических занятиях необходимо проводить с учетом их особых образовательных потребностей.

Учащиеся  учатся внимательно слушать, уважать  чувства и мнения собеседника, говорить правильно, красиво,   используя  невербальные средства коммуникации.

Особое внимание  уделяю развитию диалоговой речи. Ведение диалога – это своего рода искусство, которое  зависит от общей культуры человека, поэтому  при подготовке к урокам  тщательно продумываю воспитательные цели, реализуемые на занятиях,  моделирую ситуации достижения, особое внимание уделяю подбору соответствующего воспитательным целям  речевого материала,  прогнозирую  адекватный эмоциональный отклик у учащихся, что несомненно,  способствует поднятию общекультурных навыков,  речевых  навыков.

Во время экскурсий по школе  ребята имеют возможность общаться с сотрудниками школы, что очень важно для  формирования  умение слушать, вступать в диалог и поддерживать его, высказывать свою точку зрения. Ведь  школа их второй дом, где ребята должны себя чувствовать, как хозяева, с одной стороны,  а я с другой стороны,  уметь общаться, так чтобы в этом доме было уютно, комфортно.

Большое место в моей работе занимает внеурочная деятельность. Во время внеурочного занятия  была смоделирована сценка «За обедом»,  у ребят появилась возможность участвовать в диалоге, выстраивать коммуникативное взаимодействие.

Создание проектов с широким применением конкурсов, викторин, сказок, в том числе  кукольного театра,  создает мотивационное поле для  формирования коммуникативных навыков. Учащиеся учатся  слушать и слышать собеседника, уважать мнение собеседника, сдерживать себя, ожидая возможности вставить реплику, закончить реплику собеседника, стараются  говорить понятно,  отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточняют  смысл слов.

Логопедические занятия на базе библиотек города помогает   практическому  использованию навыков, полученных на уроках, умению точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией во время  диалога,  взаимодействия  со сверстниками и взрослыми .

Занятия на базе музеев города, содержание  которых заранее составляются  со специалистами  данных учреждений проходят на высоком эмоциональном уровне, с использованием форм и методов доступных только в этих учреждениям. Благодаря самой  обстановке у ребят формируется умение, созерцать, сосредоточиться  во время ответа на вопрос, во время  выполнений заданий, высказывания своего мнения.

Совместный просмотр спектаклей, фрагментов мультфильмов,  с последующем обсуждением, публичные  выступления,   способствуют формированию речевых навыков, интонационной стороны речи,   активизации психических процессов,  стимулируют  речевое общение.

Таким образом логопедические занятия  становятся динамичными, эмоционально приятными, разнообразными, создаются условия для речевого высказывания и восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической    работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....

СОЧЕТАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Успешное овладение знаниями в начальных классах   невозможно без интереса детей к учёбе.   Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии  в деятельности ло...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Занятие  направлено  на  развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.Упражн...