Формирование коммуникативных навыков с помощью альтернитивной коммуникации у учащихся II варианта обучения».
учебно-методический материал по логопедии на тему
Формирования умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) использовать доступные средства поддерживающей альтернативной коммуникации в различных жизненных ситуациях, для выражения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_alternativnoy_kommunikatsii.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении логопедов Пчельниковой Г.Л. на тему:
«Формирование коммуникативных навыков с помощью альтернитивной коммуникации (карточек PECS) у учащихся II варианта обучения».
г. Санкт-Петербург
2015-2016 уч.год
Цель: Формирование умения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) использовать доступные средства поддерживающей альтернативной коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Задачи:
Развитие системы альтернативной коммуникации с помощью функциональной коммуникации, карточек PECS.
- Развитие системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
Система обмена карточками состоит из 4 этапов:
Пережде чем начать работу по системе альтернативной коммуникации с помощью карточек ПЕКС, нужно выяснить предпочтения ребенка, что он любит. Это может быть еда, игрушки, компьютер. Выяснения наиболе предпочитаемого предмета проводится по системе МОП (метод определения поощрения). После того как провилась оценка выбора водкрепления, начинается работа по первому этапу PECS.
1 этап
материальный обмен (слушателю передается изображение предпочитаемого предмета).
Ребенок должен попросить желаемое с помощью карточки. На первом этапе карточка лежит перед ребенком, собеседник сидит рядом. Все пробы по развитию АК фиксирутся в таблице (обратился к коммуникативной книге, оторвал карточку, отдал карточку). Конечная цель первого этапа: Увидив «наиболее предпочитаемый» предмет, обучающийся берет изображение этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.
Структурированная учебная среда.
Обстановка: В процесс обучения принимают участия два взрослых человека и ребенок. Ученик и два педагога находятся в одной комнате, как правило, сидя. Один из педагогов (портнер по общению «Собеседник») находится перед учеником, другой («Помощник», использующий физические подсказки) – за спиной ученика. Собеседник держит «наиболее предпочтительный» предмет так, чтобы ученик не мог до него дотянуться. Изображение предмета лежит на столе между учеником и собеседником. Педагог помогает ученику на первых шагах последовательности, постепенно ослабевает, что приводит к полной отмене подсказок на конце цепочки. Сначала ученик осваивает последний шаг, затем последние два шага, потом последние три шага. Помошник помогает ребенку дотянуться до карточки, взять ее и вложить в руку собеседнику (т.е. управляет рукой ребенка). В самом начале процесса обучения, когда ребенок только начинает работать по системе обмена карточками, помощь «помошника» максимальная. Затем идет частичная поддержка. Пр: Дотронуться рукой до локтя ученика, чтоб он взял карточку, или ребенок уже взял карточку, но еще не понимает, что с ней делать, подтолкнуть чуть-чуть руку, чтоб ребенок отдал карточку собеседнику. Затем помощь минимальная. Когда «помошник» стоит за спиной ученика и может каснуться только плеча ученика, ребенок понимает, вспоминает, что нужно сделать. Затем тьютер отходит от ребенка и ребенок все делает самостоятельно. Обращается к кнге, отрывает карточку, отдает ее собеседнику. На этом этапе обучающийся не должен выбирать определенную карточку. Напротив он использует единственную карточку, предоставленную ему учителем. Ребенок не должен различать символы и изображения до того как усвоит основные элементы общения. В процессе обучения, по системе обмена карточками, дети учатся общению с целью получения вещественного результата (еда, игрушка), поскольку для них такие подкрепления наиболее эффективны. Поэтому в самом начале программы мы обучаем просить желаемое.
Задачи собеседника: Привлеч внимание ученика; Поощрить обмен учеником карточкой на предмет в течении полусекунды; Совместить социальное вознаграждение с материальным подкреплением; Своевременно раскрыть ладонь.
Задачи помощника: Дождаться проявления инициативы со стороны ученика; Помочь ученику обменять карточку на предмет; Постепенно отменять подсказки.
Когда мы учим ребенка проявлять инициативы на первом этапе, мы должны заставить его сделать первый шаг. Для этого мы должны взять мощный подкрепляющий стимул, показывая его ученику. Ребенок захочет получить предмет и потянется к нему. Помошник дождавшись этого мометна, физически помогает ребенку взять карточку и отдать собеседнику. После того, как ребенок хорошо усвоил этот этап можно переходить ко второму этапу.
2 этап
Называется: расстояние и настойчивость (говорящий ищет слушателя в различных обстановках/ сам достает альбом PECS) На втором этапе системы альтернативной коммуникации с помощью карточек ПЕКС нужно обучить детей общению в условиях «обычной жизни». На этом этапе карточка лежит на расстоянии от ученика. Ученик должен подойти к своей книге, взять карточку и подойти к собеседнику. На этом этапе происходит процесс обучения «настойчивости». Если ты что-то хочешь попросить, делай это настойчиво. Конечной целью второго этапа является: Ученик подходит к своей индивидуальной карте, берет из нее карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание и кладет карточку в руку педагога.
Чтобы научить наших учеников настойчивости, мы должны сделать тек, чтобы им с каждым разом становилось все сложнее проявлять инициативу в общении. Поэтому на втором этапе мы обучаем детей общению в условиях обычной жизни.
На этом этапе мы формируем навык ученика «путешествавать» на все большие расстояния, чтобы дойти до собеседника или до альбома. Для этого собеседник чуть дальше отодвигается от ученика или чуть дальше от ребенка отодвигает его карточки.
На этом этапе опять подключается второй человек «помощник». Он помогает ребенку попросить желаемое. Помощник стоит за спиной ребенка и управляет им. Помогает ребенку подойте к своей коммуникативной книги, обратиться к ней, взять карточку, и отнести ее собеседнику. Затем помощь сокращается до минимума, затем ученик делает все самостоятельно.
3 этап:
(а) - различение символов (безусловное различение)
(б) - различение просьб (условное различение)
Конечная цель третьего этапа: Чтобы попросить желаемый предмет, ученик подходит к коммуникативной книге, выбирает нужную карточку из нескольких имеющихся, приближается к собеседнику и дает ему карточку. На этом этапи нужно учить ребенка различать предметы «сравни с образцом, подбери одинаковый предмет, совместить предметы с рисунком».
С самого начала обучения проводятся занятия, «обучения по картинкам», в контексте общения. Совсем не обязательно выполнять задания по сравнению карточек. Мы начинаем обучение различению изображений с того, что предлагаем ученику две карточки. На первом этапе по различению ребенок должен усвоить, что выпор определенной карточки, преводит к определенным последствиям. Урок более наглядем, чем сильнее различаются последствия выбора разных карточек. Поэтому когда мы начинаем третий этап обучения, мы используем одну карточку с изображением желаемого предмета, а вторую карточку с предметом неинтересного ученику. Ребенок должен усвоить, что отдав нам одну карточку, он получит желаемый предмет, а отдав другую, получит предмет, который ему не нужен.
4 этап
- Структура предложение (формулировка просьбы «я хочу…»)
Конечная цель четвертого этапа: Ученик просит предметы находящиеся или не находящиеся в непосредственном доступе, в форме фразы из нескольких слов, выполняя следующую последовательность действий: подходит к КК, достает карточку «Я хочу», помещает ее на шаблон для предложений, достает карточку с изображением желаемого предмета, помещает ее на шаблон для предложения, снимает шаблон с книги, подходит к собеседнику и передает ему шаблон. К концу этого этапа на доске, как правило, имеется 20 или более карточек, и ученик может общаться с различными собеседниками.
Список используемой литературы
- Течнер, Стивен фон, Харальд Мартинсен. Введение в альтернативную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/ Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014. – 432 с. – ISBN 978-5-4212-0194-6
- Фрост Лори, Бонди Энди., Система альтернатвиной коммуникации с помощью карточек PECS: руководство для педагогов/ Лори Фрст и Энди Бонди.- М.: Теревинф, 2011.- 416 с. - ISBN 978-5-4212-0026-0.
- Материалы практических семинаров Рейчел Харвик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.
Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....
Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: · Формирование культуры общения и поведения;·...
Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому
В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...
Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи джазовых рифмовок
Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи джазовых рифмовокJazz chants - рифмованный текст под джазовые композиции. Для работы с подростками за основу были выбр...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРОВОЙ СРЕДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с ментальными нарушениями. Многие специалисты считают, что, возможности успешной социальной адаптации детей с ...
"Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС"
Формирование коммуникативных навыков Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно е...
Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ при помощи игровых технологий в условиях реализации ФГОС
По мнению Л.С. Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы...