Рабочая программа проектной деятельности и КТП "Чудотворцы" 1-4 кл
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chudotvortsy_1-4.docx | 40.84 КБ |
ktp_chudotvortsy_1_kl.docx | 24.68 КБ |
ktp_chudotvortsy_2_kl.docx | 30.23 КБ |
ktp_chudotvortsy_3kl.docx | 31.51 КБ |
ktp_chudotvortsy_4_kl.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по социальному направлению
(программа проектной деятельности для 1-4 классов)
Кружок «Чудотворцы»
Срок реализации программы: 4 года
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Учитель начальных классов – Журкина Марина Валерьевна
Ст. Калининская
2017г.
1.Пояснительная записка
Современное общество стремительно развивается. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
С целью формирования и совершенствования у младших школьников такого вида деятельности, как работа над проектами, разработана программа кружка «Чудотворцы».
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствование навыков поисковой, исследовательской, проектной деятельности;
- овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные:
- воспитание чувства любви к родному краю, казачеству;
- воспитание чувства бережного отношения к памятникам истории и культуры родного края;
- воспитание активной, творческой, свободной личности, обладающей лидерскими способностями.
Развивающие:
- развитие познавательной, творческой активности учащихся;
- формирование потребности в саморазвитии, самопознании.
Отличительной особенностью программы является то, что она реализуется в классах казачьей направленности и поэтому включает в себя казачий компонент. Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположен Краснодарский края и по которой протекает река Кубань, называют Кубанским или казачьим краем. Поэтому тематика исследований и проектов подобрана с учетом казачьего компонента. Через проекно-исследовательскую деятельность учащиеся получат предтавления об истории и культуре кубанского казачества, расширят знания о родном крае, культуре межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным ценностям родного края, гражданственности и патриотизме.
Основные понятия:
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Преимущества метода проекта
-Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
- Метод творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи;
-Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
-При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
-Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект.
-Развивает социальный аспект личности учащегося, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Программа «Чудотворцы» рассчитана на 4 года – 135 часов: 1 класс-33ч, 2,3,4 классы - по 34ч. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению учебно-исследовательских проектов.
Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности 1 раз в неделю (или в каникулярное время), продолжительность занятия 45 минут.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Успешность реализации программы обеспечивается: интеграцией с учебными предметами «Кубановедение», «Окружающий мир», «ИЗО» и «Технология»; сочетанием индивидуальных, групповых, коллективных форм работы.
Формы организации деятельности
Программа предусматривает работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Проектная деятельность включает проведение, наблюдений, экскурсий, встреч с интересными людьми, реализации проектов. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый
Формы контроля: консультация, доклад, презентация готового продукта, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание программы | Количество часов | |||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
Тренинг | 9 | 10 | 10 | 10 | |
Исследовательская практика | 22 | 22 | 22 | 22 | |
Мониторинг | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Итого часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
3. Планируемые результаты освоения программы
По окончании обучения учащиеся должны:
планировать –
- умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;
- умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план;
анализировать –
- умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема;
- формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
представлять –
- формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты – схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.
уметь-
- выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
- формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
- осуществлять планирование и составлять план своей работы;
- предъявлять результаты проделанной работы (проекты); делать самоанализ, т.е. выступать с презентацией.
Сформированность следующих УУД:
Личностные УУД:
- формирование у детей мотивации к обучению;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные УУД:
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
4.Содержание курса
1класс
1 «Что такое проекты» (1ч.)
Знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
2. «Что такое проблема». (1ч.)
Ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
3. «Как мы познаем мир». (1ч.)
Знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
4-5. « Школа почемучек». (2ч.)
Знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
6-7. « Удивительный вопрос». (2ч.)
Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
8-9. «Источники информации. Экскурсия в библиотеку». (2ч.)
Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
10-11. «Любимое число. Игры с числами». (2ч.)
Обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Понятия: число, нумерация чисел.
12-15. «Проект «Алфавит». (4ч.)
Организация выставки книг в алфавитном порядке. История русской азбуки.
Практическая работа «Кубанская азбука в картинках».
Систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит.
16-17. Проект «Почему мы любим встречать Новый год». (2ч.)
Новогодние подарки.
Прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Понятия: традиция, сувенир, самооценка.
18-20. Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». (3ч.)
Игры нашей семьи. Зимние забавы.
Знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
21-26. Проект «Зеленая аптечка» (6ч.)
Лекарственные растения Кубани.
Целебные свойства растений и применение в11 жизни.
Бабушкины советы «Применение лекарственных растений»
Интересные истории из жизни лекарственных растений
Обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания. Лекарственные растения родного края. Создание книги «Моя зеленая аптечка».
Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, лекарственные растения, условия жизни растений.
26-31. Проект «Казачьи сказки» (6ч.)
Знакомство с казачьими сказками.
Сочиняем сказку сами.
Изготовление и оформление книжки-малышки.(Инсценировка сказки)
Привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.
Казачьи сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой.
32-33. «Мониторинг» (2ч.)
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
2класс
1. « Что можно исследовать? Формулирование темы» (1 ч.)
Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.
2. « Как задавать вопросы? Банк идей» (1 ч.)
Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».
3 «Тема, предмет, объект исследования « (1ч.)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
4. «Цели и задачи исследования» (1ч).
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
5. «Гипотеза исследования» (1 ч.)
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
6. «Организация исследования» – 2ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы, составлять план работы, находить информацию.
7. «Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем» (1ч.)
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
8. «Что такое эксперимент» (1 ч.)
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
9. «Сбор материала для исследований» (1 ч.)
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
10. «Обобщение полученных данных» (1ч.)
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
11-15. Проект «Казак-хлебороб» (5ч.)
Пословицы, загадки, кроссворды.
Обряд «Встреча гостей хлебом-солью».
Народные приметы и обряды, связанные с земледелием.
Этапы обработки пшеницы , проращивание пшеницы.
Посещение казачатами хлебопекарни с экскурсией «Как из зерна получилась булка».
Уточнить представления о выращивании пшеницы и изготовлении хлеба, казак не только воин, но и хлебороб.
Знать: этапы выращивания хлеба.
Уметь: лепить куличи из теста.
16-21. Проект «Казачья хата» (6ч.)
Как и из чего строили хаты на Кубани.
Пословицы и поговорки. Тематический словарь.
Убранство казачьей хаты.
Изготовление макета хаты.
Выводы и впечатления о проекте
Знать: технологию изготовления казачьей хаты.
Уметь: применять знания на практике.
22-26 Проект «Пасха в кубанской семье». (5ч.)
Что означает слово Пасха.История возникновения праздника. Значение Пасхи в жизни православных христиан..
Пасхальные традиции и приметы на Кубани. Игры и забавы: «Катание яиц», «Битьё яиц», «Охота за яйцами».
Как красить пасхальные яйца. Значение символов при росписи яиц.
Сочинение на тему «Пасха в моей семье»
Цель: Побуждение познавательного интереса к народным традициям и духовным ценностям Кубани
Знать: историю православного праздника.
Уметь: составлять план проекта, работать над его реализацией.
27-32 Проект «Казаки – защитники Отечества». (6ч.)
Жизнь первых переселенцев на Кубани.
Казачьи военные песни.
Конь- верный друг казака.
Оружие казаков. Экскурсия в музей районного казачьего общества.
Экскурс по страницам боевой славы кубанского казачества.
33-34. Мониторинг (2ч.)
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
3 класс
1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь (1ч.)
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». исследования. Памятка «Как выбрать тему».
2. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования (1ч.)
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для
3. Как выбрать друга по общему интересу? (1ч.)
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
4. Какими могут быть проекты? (1ч.)
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
5. Формулирование цели, задач исследования, гипотез (1ч.)
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
6. Планирование работы (1.ч).
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
7. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии (1ч.)
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира.
8-9. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию (2ч.)
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
10. Основные логические операции (1ч.)
Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное .
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
11-17. Проект «Кубанская старина» (7.)
Предметы быта кубанских казаков. Посещение школьного музея. Виртуальная экскурсия в этнический музей «Атамань»
Работа в школьной библиотеке с энциклопедиями и словарями. Социологический опрос на тему «Есть ли в вашей семье предметы старины?» Индивидуальные мини-исследования.
Создание кубанского уголка в классном кабинете.
18- 22 Проект «Казак и вера» (5ч.)
Первые церкви на Кубани.
Мини-исследование «Храм моей станицы»
Экскурсия в храм. Беседа с настоятелем.
Святой угол в хате казака. Почитание икон.
Соблюдение казаками церковных праздников.
Воспитание детей в православных традициях.
Социологический опрос «Православие в моей семье»
23-27 Исследование «Верный друг казака» (5ч.)
Отношение казака к коню в пословицах и поговорках.
Казачьи были и легенды о дружбе казака и его коня.
Традиции в воспитании мальчика- казака и боевого коня
Служба казака и коня
Участие казака и коня в военных действиях
28-32 Исследование «День матери-казачки» (5ч.)
Православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы».
Особенное отношение казаков к женщине.
Внутренние идеалы казачки.
Образ женщины-казачки в искусстве.
Фото-выставка «Моя мама».
33-34. Мониторинг (2ч.)
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
4класс
1. «Культура мышления» (1ч.)
Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.
2.«Методы исследования» (1ч.)
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.).
Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.
3. «Научная теория» (1ч.)
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию».
Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории.
Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
4. «Научное прогнозирование» (1ч.)
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы.
Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.).
Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
5. «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» (1ч.)
Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты.
Практическое занятие проведение наблюдений и экспериментов.
6. «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» (1ч.)
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Коллективная игра «Вопросы и ответы».
7. «Ассоциации и аналогии» (1ч.)
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».
Практические задания на выявление уровня развития логического мышления.
Практические задания на ассоциативное мышление.
Практические задания на создание аналогий.
8. «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» (1ч.)
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
9. «Умение выявлять проблемы» (1ч.)
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы».
Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование».
Цели и задачи исследования.
10. «Как подготовиться к защите» (1ч.)
Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п
11-14. Творческий проект «Дары земли кубанской» (4ч.)
Подготовка проекта, формулирование проблемы, выдвижение идей, сбор материалов по теме проекта.
Создание рисунков
Написание сочинений
Викторина загадок, пословиц, стихотворений
Изготовление осенних букетов
Изговление подделок из овощей и природных материалов
Участие в празднике осени, конкурсе «Чудо-овощ», конкурсе рисунков, осенних букетов и т.п.
15-19. Творческий проект «Песни казаков Кубани» (5ч.)
Проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала, деление на группы.
Подготовка сообщения о казачьих песнях;
Подготовка презентации по мини-проектам;
Опрос на тему: «какие песни казаков кубани вы знаете?», «кто их автор?», «где звучат эти песни сегодня?»;
Интересные факты из жизни наиболее известных композиций;
Класификация произведений (патриотические, шуточные, задорные, воспоминание, ностальгия, драма, прощание и др.)
Разучивание песен по выбору, участие в школьных концертах.
20-25. Социальный проект «История церкви нашей станицы» (6ч.)
Целеполагание, погружение в проект, определение цели, выделение путей поиска информации.
Обработка информации
Чтение перед сном глав из библии
Распространение памяток для тех, кто идет в храм
Посещение храма
Рисование «моя церковь»
Создание фотоотчета, выставка рисунков; представление презентации
26-30. Социальный проект «Казаки-герои Кубани» (5ч.)
Постановка вопроса, выявление проблемы, определение темы и целей проекта, поиск информации о казаках-героях
Проведение анкетирования «Кто такой патриот?»
Проведение в классе дня патриотизма
Составление списка героев
Составить католог книг о казаках-героях
Оформить выставку, презентация работ, выводы, создание «Книги мужества».
33-34. Мониторинг (2ч.)
Систематизировать и обобщить знания детей по курсу.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся.
Методические рекомендации.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий:
- «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку.
- Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
- Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Классификация проектов по продолжительности:
- Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.
- Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые проекты.
По доминирующей деятельности учащихся проекты делят на:
- Практико-ориентированный проект. Он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
- Исследовательский проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, выделение проблемы и постановку цели и задач исследования, определение методов исследования, источников информации, обязательное выдвижение гипотезы и путей решения обозначенной проблемы, обсуждение и анализ полученных результатов, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования.
- Информационный проект. Это тип проектов изначально направленный на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализом и обобщением фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Результатом работы может являться реферат, доклад, статья и т.п.
- Творческий проект. Интересен тем, что его участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровую ситуацию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая игра. В отличие от собственно ролевых игр, в проектах подобного типа персонажи не просто разыгрывают свои роли, а исследуют характер их возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, этикета и т.п.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей .Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
Роль учителя в проектной деятельности
Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Критерии оценивания
Оценка выполненных проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.
Критерии внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
- Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
- Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
- Коллективный характер принимаемых решений.
- Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
- Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
- Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.
- Эстетика оформления результатов проекта.
- Умение отвечать на вопросы оппонентов. .
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
1.1 | Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению, 4 класс, автор – составитель Еременко Е.Н.- Краснодар: Вика-Принт, 2006 | 1 |
1.2 | Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, изд. «Традиция». | 1 |
1.3 | Платонов И. «Кубань Православная - Первозванная.» Тамань-Краснодар, 2000 | 1 |
1.4 | Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6. | 1 |
1.5 | Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. | 1 |
1.6 | Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г. | 1 |
1.7 | Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г. | 1 |
| ||
2.1 | Демонстрационный материал ( лото, предметные картинки) | |
2.2 | Литература по темам проектов. | |
| ||
3.1 | мультимедийная доска | 1 |
3.2 | Компьютер | 1 |
3.3 | Принтер | 1 |
3.4 | Колонки | 1 |
3.5 | Сканер | 1 |
3.5 | мультимедиа проектор | 1 |
| ||
4.1 | Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программ, обучающие программы | 1 |
4.2 | Видеофильмы по программе. | 1 |
4.3 | Презентации. | 1 |
4.4 | Аудиозаписи в соответствии с программой. | 1 |
| ||
| ||
6.1 | Ученические столы | 1 |
6.2 | Стол компьютерный | 1 |
6.3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 1 |
6.4 | Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала | 1 |
Список литературы для педагога
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
- Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
Список литературы для учащихся и родителей
- Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007. - 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
- Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ____________С.В.Назаренко
учителей начальных классов от «30» августа 2017 г.
от «30» августа 2017 г.
__________ рук. МО Андросова С.Б.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Чудотворцы» 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | Оборудование | |||
план | факт | |||||||
Тренинг (9 час) | ||||||||
1. | Что такое проект? | 1 | 03.11 | Творческая мастерская | Мультимед. Оборудование | |||
2 | Что такое проблема? | 1 | 03.11 | Познавательная игра | Мультимед. Оборудование | |||
3 | Как мы познаём мир? | 1 | 06.11 | Конкурс рисунков | Мультимед. Оборудование | |||
4-5 | Школа «почемучек» | 2 | 06.11 | Эрудитмарафон | Энциклопедии | |||
6-7 | Удивительный вопрос | 2 | 08.11 | Конкурс вопросов | Энциклопедии | |||
8 | Источники информации | 1 | 08.11 | Заочное путешествие | Мультимед. Оборудование | |||
9 | Экскурсия в библиотеку | 1 | 08.11 | Экскурсия | Книги | |||
Исследовательская практика (10 часов) | ||||||||
10 | Любимое число. | 1 | 09.11 | Лепка из пластилина | пластилин, стека | |||
11 | Игры с числами. | 1 | 09.11 | Игры, ребусы | Мультимед. Оборудование | |||
12 | Алфавит. Организация выставки книг в алфавитном порядке. | 1 | 03.01 | Алфавит в стихах, выставка | Книги | |||
13 | История русской азбуки. | 1 | 03.01 | Заочное путешествие | Мультимед. Оборудование | |||
14-15 | Практическая работа «Кубанская азбука в картинках». | 2 | 04.01 | Предметы казачьего быта | Мультимед. Оборудование | |||
16 | Почему мы любим встречать Новый год? | 1 | 08.01 | Беседа, рисование | Мультимед. Оборудование | |||
17 | Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. | 1 | 08.01 | Изготовление сувениров, игрушек | ||||
18 | Игры наших дедушек и бабушек. | 1 | 09.01 | Рассказ бабушки, игры | игрушки из прошлого | |||
19-20 | Зимние забавы казачат. | 2 | 09.01 | Выступления уч-ся | Реквизиты | |||
Проект «Зеленая аптечка» (6часов) | ||||||||
21 | Введение в проект «Зеленая аптечка». Лекарственные растения Кубани. | 1 | 12.02 | Обсуждение, рассматривание гербария | ||||
22 | Целебные свойства растений и применение в жизни. | 1 | 12.02 | Сбор информации | ||||
23 | Бабушкины советы «Применение лекарственных растений» | 1 | 13.02 | Опрос взрослых, запись народных рецептов | ||||
24 | « Интересные истории из жизни лекарственных растений» | 1 | 14.02 | Беседа, сочинение историй и сказок | ||||
25 | Создание книги «Моя зеленая аптечка». | 1 | 14.02 | Творческая часть проекта | Набор для творчества | |||
26 | Представление результатов проекта. Выводы. | 1 | 15.02 | Выставка | Реквизиты | |||
Проект «Казачьи сказки» (6 часов) | ||||||||
27 | Знакомство с самобытностью речи кубанских казаков. | 1 | 16.02 | Беседа | Мультимед. оборудование | |||
28 | Знакомство с казачьими сказками | 1 | 16.02 | Пересказ сказок детьми | Иллюстрации к сказкам | |||
29-30 | Сочиняем сказку сами. | 2 | 26.03 | Обсуждение и выбор темы, построение сюжетной линии | Мультимед. Оборудование | |||
31 | Изготовление и оформление книжки-малышки. | 1 | 27.03 | Обсуждение макета и оформления книжки | Набор для творчества | |||
32 | Презентация готовых проектов. | 1 | 28.03 | Выставка | Реквизиты | |||
Мониторинг (2 часа) | ||||||||
32 | Что мы узнали и чему научились за год? | 1 | 29.03 | Познавательный час | ||||
33 | Моя лучшая работа. | 1 | 30.03 | проект | Мультимед. оборудование | |||
ИТОГО: | 33ч |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Чудотворцы» 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Оборудование | ||||||||
план | факт | ||||||||||||
Тренинг (10 час) | |||||||||||||
1. | Что можно исследовать? Формулирование темы | 1 | 05.11 | Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. | Мультимед. оборудование | ||||||||
2 | Как задавать вопросы? Банк идей | 1 | 05.11 | Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей». | |||||||||
3 | Тема, предмет, объект исследования | 1 | 05.11 | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. | Мультимед. оборудование | ||||||||
4 | Цели и задачи исследования | 1 | 06.11 | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. | Мультимед. оборудование | ||||||||
5 | Гипотеза исследования | 1 | 06.11 | Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, | |||||||||
6 | Организация исследования | 1 | 06.11 | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования | Мультимед. оборудование | ||||||||
7 | Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем | 1 | 07.11 | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения. | Мультимед. Оборудование | ||||||||
8 | Что такое эксперимент | 1 | 07.11 | Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. | Мультимед. оборудование | ||||||||
9 | Сбор материала для исследований | 08.11 | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений | Мультимед. оборудование Книги | |||||||||
10 | Обобщение полученных данных | 08.11 | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. | Мультимед. оборудование | |||||||||
Исследовательская практика (22 часа) Проект «Казак-хлебороб» (5ч.) | |||||||||||||
11 | Пословицы, загадки, кроссворды. | 1 | 09.11 | Уточнить представления о выращивании пшеницы и изготовлении хлеба, Казак не только воин, но и хлебороб. Знать: этапы выращивания хлеба. Уметь: лепить куличи из теста. | Мультимед. оборудование Книги | ||||||||
12 | Обряд «Встреча гостей хлебом-солью». | 1 | 09.11 | ||||||||||
13 | Народные приметы и обряды, связанные с земледелием. | 1 | 03.01 | ||||||||||
14 | Этапы обработки пшеницы , проращивание пшеницы. | 1 | 03.01 | ||||||||||
15 | Посещение казачатами хлебопекарни с экскурсией «Как из зерна получилась булка». | 1 | 03.01 | ||||||||||
Проект «Казачья хата» (6ч.) | |||||||||||||
16 | Как и из чего строили хаты на Кубани. | 04.01 | Учиться находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Знать: технологию изготовления казачьей хаты. Уметь: применять знания на практике | Мультимед. оборудование Книги Материалы для изготовления макета | |||||||||
17 | Пословицы и поговорки. | 04.01 | |||||||||||
18 | Тематический словарь. | 04.01 | |||||||||||
19 | Убранство казачьей хаты. | 07.01 | |||||||||||
20 | Изготовление макета хаты. | 07.01 | |||||||||||
21 | Выводы и впечатления о проекте | 07.01 | |||||||||||
Проект «Пасха в кубанской семье». (5ч.) | |||||||||||||
22 | Что означает слово Пасха. История возникновения праздника. Значение Пасхи в жизни православных христиан.. | 1 | 08.01 | Побуждение познавательного интереса к народным традициям и духовным ценностям Кубани Знать: историю православного праздника. Уметь: составлять план проекта, работать над его реализацией. | Мультимед. оборудование Презентации Модули для раскраши-вания | ||||||||
23 | Пасхальные традиции и приметы на Кубани. | 1 | 08.01 | ||||||||||
24 | Игры и забавы: «Катание яиц», «Битьё яиц», «Охота за яйцами». | 1 | 08.01 | ||||||||||
25 | Как красить пасхальные яйца. Значение символов при росписи яиц. | 1 | 09.01 | ||||||||||
26 | Сочинение на тему «Пасха в моей семье» | 1 | 09.01 | ||||||||||
Проект «Казаки – защитники Отечества». (6ч.) | |||||||||||||
27 | Жизнь первых переселенцев на Кубани. | 1 | 25.03 | Побуждение познавательного интереса к истории казачества. Учиться находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | Мультимед. оборудование Презентации | ||||||||
28 | Казачьи военные песни. | 1 | 25.03 | ||||||||||
29 | Конь- верный друг казака. | 1 | 26.03 | ||||||||||
30 | Оружие казаков. | 1 | 26.03 | ||||||||||
31 | Экскурсия в музей районного казачьего общества. | 1 | 27.03 | ||||||||||
32 | Экскурс по страницам боевой славы кубанского казачества. | 1 | 28.03 | ||||||||||
Мониторинг (2 часа) | |||||||||||||
33 | Систематизировать и обобщить знания детей по курсу. | 1 | 29.03 | Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. | Мультимед. оборудование Презентации Проекты | ||||||||
34 | Презентация работ учащихся. | 1 | 29.03 | ||||||||||
ИТОГО: | 34ч |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса
внеурочной деятельности «Чудотворцы» 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | Оборудование | |||||||||
план | факт | |||||||||||||
Тренинг (10 час) | ||||||||||||||
1. | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь (1ч.) | 1 | 28.10 | Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». исследования. Памятка «Как выбрать тему». | Мультимед. оборудование | |||||||||
2 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования | 1 | 28.10 | Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для | ||||||||||
3 | Как выбрать друга по общему интересу? | 1 | 28.10 | Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. | Мультимед. оборудование | |||||||||
4 | Какими могут быть проекты? | 1 | 29.10 | Знакомство с видами проектов. Работа в группах. | Мультимед. оборудование | |||||||||
5 | Формулирование цели, задач исследования, гипотез | 1 | 29.10 | Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
| ||||||||||
6 | Планирование работы | 1 | 29.10 | Составление плана работы над проектом. Игра «По местам» | Мультимед. оборудование | |||||||||
7 | Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии | 1 | 30.10 | Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира | Мультимед. Оборудование | |||||||||
8 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | 1 | 30.10 | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | Мультимед. оборудование | |||||||||
9 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | 31.10 | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | Мультимед. оборудование Книги | ||||||||||
10 | Основные логические операции | 31.10 | Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное . Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. | Мультимед. оборудование | ||||||||||
Исследовательская практика (22 часа) Проект «Кубанская старина» (7.) | ||||||||||||||
11 | Предметы быта кубанских казаков. | 1 | 03.01 |
| Мультимед. оборудование Книги | |||||||||
12 | Посещение школьного музея. Виртуальная экскурсия в этнический му11зей «Атамань» | 1 | 03.01 | |||||||||||
13 | Работа в школьной библиотеке с энциклопедиями и словарями. | 1 | 03.01 | |||||||||||
14 | Социологический опрос на тему «Есть ли в вашей семье предметы старины?» | 1 | 06.01 |
| ||||||||||
15 | Индивидуальные мини-исследования. | 1 | 06.01 | |||||||||||
16 | Индивидуальные мини-исследования. | 06.01 |
| |||||||||||
17 | Создание кубанского уголка в классном кабинете. | 07.01 | ||||||||||||
Проект «Казак и вера» (5ч.) | ||||||||||||||
18 | Первые церкви на Кубани. . | 07.01 |
| |||||||||||
19 | Мини-исследование «Храм моей станицы» Экскурсия в храм. Беседа с настоятелем | 08.01 |
| |||||||||||
20 | Святой угол в хате казака. Почитание икон | 09.01 | ||||||||||||
21 | Соблюдение казаками церковных праздников. Воспитание детей в православных традициях. | 09.01 |
| |||||||||||
22 | Социологический опрос «Православие в моей семье» | 10.01 | ||||||||||||
Исследование «Верный друг казака» (5ч.) | ||||||||||||||
23 | Отношение казака к коню в пословицах и поговорках. | 1 | 10.01 |
| Мультимед. оборудование Презентации Модули для раскраши-вания | |||||||||
24 | Казачьи были и легенды о дружбе казака и его коня. | 1 | 01.02 | |||||||||||
25 | Традиции в воспитании мальчика- казака и боевого коня | 1 | 01.02 |
| ||||||||||
26 | Служба казака и коня | 1 | 15.02 | |||||||||||
27 | Участие казака и коня в военных действиях | 1 | 15.02 | |||||||||||
Исследование «День матери-казачки» (5ч) | ||||||||||||||
28 | Православный праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы». | 1 | 25.03 |
| Мультимед. оборудование Презентации | |||||||||
29 | Особенное отношение казаков к женщине. | 1 | 25.03 | |||||||||||
30 | Внутренние идеалы казачки. | 1 | 27.03 | |||||||||||
31 | Образ женщины-казачки в искусстве. | 1 | 30.03 | |||||||||||
32 | Фото-выставка «Моя мама». | 1 | 30.03 | |||||||||||
Мониторинг (2 часа) | ||||||||||||||
33 | Систематизировать и обобщить знания детей по курсу. | 1 | 25.04 | Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. | Мультимед. оборудование Презентации Проекты | |||||||||
34 | Презентация работ учащихся. | 1 | 25.04 | |||||||||||
ИТОГО: | 34ч |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование «Чудотворцы»
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во ча- сов | Дата | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | Оборудо-вание | ||
план | факт | ||||||
Тренинг (10 час) | |||||||
«Культура мышления» | 1 | 04.09 | Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. | Мультимед. оборудование Презентации Печатные пособия Раздаточный материал | |||
«Методы исследования» | 1 | 11.09 | Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. | ||||
«Научная теория» | 1 | 18.09 | Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». | ||||
«Научное прогнозирование» | 1 | 25.09 | Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез. | ||||
«Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» | 1 | 02.10 | Коллективная беседа как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие проведение наблюдений и экспериментов. | ||||
«Искусство задавать вопросы и отвечать на них» | 1 | 09.10 | Коллективная игра «Вопросы и ответы». | ||||
«Ассоциации и аналогии» | 1 | 16.10 | Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. | ||||
«Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» | 1 | 23.10 | Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». | ||||
«Умение выявлять проблемы» | 1 | 13.11 | Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. | ||||
«Как подготовиться к защите» | 1 | 20.11 | Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п | ||||
Исследовательская практика (22 часа) | |||||||
Творческий проект «Дары земли кубанской» | 1 | 27.11 | Создание рисунков Написание сочинений Викторина загадок, пословиц, стихотворений Изготовление осенних букетов Изговление подделок из овощей и природных материалов | Мультимед. оборудование Презентации Материалы для творчества | |||
Творческий проект «Дары земли кубанской» | 1 | 04.12 | |||||
Творческий проект «Дары земли кубанской» | 1 | 11.12 | |||||
Творческий проект «Дары земли кубанской» | 1 | 18.12 | |||||
Творческий проект «Дары земли кубанской» | 25.12 | ||||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | Подготовка сообщения о казачьих песнях; Подготовка презентации по мини-проектам; Опрос на тему: «какие песни казаков кубани вы знаете?», «кто их автор?», «где звучат эти песни сегодня?»; Интересные факты из жизни наиболее известных композиций; Класификация произведений Разучивание песен по выбору | Мультимед. оборудование Презентации Анкеты | ||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | ||||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | ||||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | ||||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | ||||||
Творческий проект «Песни казаков Кубани | 1 | ||||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | Обработка информации Чтение перед глав из библии Посещение храма Рисование «моя церковь» Создание фотоотчета, выставка рисунков; представление презентации | Мультимед. оборудование Презентации Печатные пособия | ||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | ||||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | ||||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | ||||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | ||||||
Социальный проект «История церкви нашей станицы» | 1 | ||||||
Социальный проект «Казаки-герои Кубани» | 1 | Поиск информации о казаках-героях Проведение анкетирования «Кто такой патриот?» Проведение в классе дня патриотизма Составление списка героев Оформить выставку, презентации работ | Мультимед. оборудование Презентации Печатные пособия | ||||
Социальный проект «Казаки-герои Кубани» | 1 | ||||||
Социальный проект «Казаки-герои Кубани» | 1 | ||||||
Социальный проект «Казаки-герои Кубани» | 1 | ||||||
Социальный проект «Казаки-герои Кубани» | 1 | ||||||
Мониторинг | 1 | Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставки. Презентация работ учащихся. | |||||
Мониторинг | 1 | ||||||
Итого: | 34ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Проектная деятельность"
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью ...
Рабочая программа "Проектная деятельность"
Рабочая программа кружка "Проектная деятельность" реализована при организации внеурочной деятельности (ФГОСА НОО)...
Рабочая программа "Проектная деятельность" в рамках ФГОС. Реализация компонента внеурочной деятельности.
Программа " Работа над проектами" предназначена для реализации компонента внеурочной деятельности Федеральных государственных стандартов в школе 1 ступени. Программа проектной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса " Следопыт". Направление:проектная деятельность.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования. За основу рабочей программы взята авторская программа Григорьева Д.В. «Методиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа проектной деятельности "Перворобот"
Рабочая программа проектной деятельности "Перворобот"...
Рабочая программа "Проектная деятельность для учеников 2-х классов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность для учеников 2-х классов"...