Конспект коррекционного занятия «Сенсорное развитие»
план-конспект занятия (4 класс)
Игры с тактильными дощечками.
Цель: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
1. Обследование дощечек на ощупь с называнием качества.
2. Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами.
3. Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал.
4. Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность?
5. Ребенку предлагаю с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
6. Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya_sensornoe_razvitie.docx | 113.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия «Сенсорное развитие»
Тема: Различение и сравнение предметов по качеству материала, обозначение словами своих ощущений.
Цель: Учить определять различные качества предметов на ощупь.
Задачи:
- обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
- развивать тактильную чувствительность у детей, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы;
- совершенствовать знания о свойствах предметов, умения определять на ощупь предметы с разными свойствами;
- воспитывать у детей интерес к совместной, продуктивной работе.
Материалы к занятию: для каждого учащегося – карандаш, камень. Тактильные дощечки, мешочки с наполнителями, баночки с крупами, набор материалов для игры в «Волшебный мешочек».
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу.
«Расслабьтесь, положите руки на колени, ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?»
Каждому в ладонь кладу камень и спрашиваю детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Напоминаю, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень.
«Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно всё будет получаться».
Разминка.
Самомассаж ладоней и пальцев.
Исходное положение:
Соединить ладони пальцами вперед. Карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперёд-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев. По 5 движений с ориентировкой на ведущую руку.
Карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Самомассаж кончиков пальцев.
Исходное положение:
Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Карандаш находится в вертикальном положении.
Содержание упражнения:
Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперёд – назад, слегка нажимая на него.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца. По 4 – 5 движений.
Косичка.
Исходное положение:
Взять карандаш за верхний конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватывая карандаш указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, двигаться вниз до другого конца карандаша. Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой. «Сплести» 2 – 3 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.
Маленькой сестричке
Заплетём косички.
Сверху вниз косу плети,
Волоски не пропусти.
2. Основная часть.
Игры с тактильными дощечками.
Цель: развивать способность запоминать ощущения от прикосновения к различным поверхностям; обогащать словарный запас; развивать мелкую моторику; развивать внимание, развивать фантазию, творческое воображение.
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
- Обследование дощечек на ощупь с называнием качества: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.)
- Сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами: (пушистый, как шуба, а вы
как думаете? (Кошка, лиса, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка) колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);
- Нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага. Мягкий – мех. Гладкая – фольга. Колючая – щётка.
- Описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Что вам напоминает поверхность? Например, дощечка с ковролином – мягкая, пушистая, колючая … (На что похоже?)
- Ребенку предлагаю с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых дощечек.
- Разложить дощечки в ряд по порядку от самой мягкой до самой жёсткой поверхности. Нужно закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхность каждой дощечки. Постарайся запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем перемешай их, не открывая глаз. А теперь попробуй на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке. Потренироваться несколько раз.
Упражнение «Из чего сделан предмет?».
Рассмотрите рисунки и ответьте одним словом, из чего сделаны изображённые на них предметы. Например, кастрюля сделана из металла – металлическая и т.д.
- Если дом построен из кирпича, то какой это дом? (Кирпичный).
- Если мяч сделан из резины, то какой это мяч? (Резиновый).
- Если кубики сделаны из дерева, то какие это кубики? (Деревянные).
- Если кораблик сделан из бумаги, то какой это кораблик? (Бумажный).
- Если ключ сделан из железа, то какой это ключ? (Железный).
- Если стакан сделан из стекла, то какой это стакан? (Стеклянный).
- Если пенал сделан из пластмассы, то какой это пенал? (Пластмассовый).
- Если сумка сделана из кожи, то какая это сумка? (Кожаная).
- Если кастрюля сделана из металла, то какая это кастрюля? (Металлическая).
- Если шапка сделана из меха, то какая это шапка? (Меховая).
- Если чашка сделана из фарфора, то какая это чашка? (Фарфоровая).
Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Упражнение «Что в мешочках?». «Тактильные мешочки».
Ребенку предлагаю небольшие мешочки, наполненные крупами. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель. Выше мешочков стоят закрытые баночки с крупами (с надписью названия крупы). Если ребёнок затрудняется определить наполнитель, то он поочерёдно открывает баночки и сравнивает содержимое баночки и мешочка на ощупь и так определяет названия крупы. Далее ребёнок раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, пшено, рис, гречка, горох, фасоль, макароны).
Упражнение «Волшебный мешочек».
(Осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы.)
Ребенку предлагается, опустив руку в непрозрачный мешочек, не глядя, на ощупь определить форму и материал, из которого сделаны спрятанные там предметы.
Возможный набор предметов для детей.
Бусинка — стекло, ключ — металл, карандаш — дерево.
Клубок ниток — шерсть; пузырек — стекло, ластик — резина.
Колпачок от ручки — пластик; камешек — камень; мелок — мел и т.д.
Упражнение «Что лишнее».
Стеклянный, деревянный, лёгкий, железный, пластмассовый.
Гладкий, шероховатый, мягкий, резиновый, колючий.
Холодный, мокрый, тёплый, прохладный, горячий.
Красный, синий, бумажный, зеленый, голубой.
3. Заключительная часть.
– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?
Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»
«Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Тема: "Там на неведомых дорожках..."
Это занятие для учащихся с ОВЗ VIII вида. Содержание занятия подходит для проведения в весеннее время года. Используются различные методы и приёмы для развития и коррекции познавательных способн...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики "Зимние забавы".
Данный материал рассчитан на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию и коррекции мелкой моторики. На занятии используются различные по фактуре ...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...
Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия
Предмет: коррекционное занятие «Развитие зрительного восприятия».Тема: «Оперирование сенсорными эталонами».Цель: закрепление умения различать сенсорные эталоны формы, цвет...
Конспект коррекционного занятия Тема: «Развитие произвольного внимания»
Конспект коррекционного занятияТема: «Развитие произвольного внимания» Подготовила:учитель-дефектол...
Конспект открытого занятия по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" на тему: "Времена года, месяцы"
Цель: закрепить знания о временах года, месяцах.Задачи:закрепить названия времён года и последовательность месяцев в году;развивать память, речь, воображение, внимание, мелкую моторику;воспитывать бер...