«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
Акимова М.А.
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе
«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
( на педагогическом совете присутствуют учителя и родители)
Добрый день уважаемые педагоги и родители. Тема сегодняшнего педагогического совета «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи».
«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуан де Сент – Экзюпери четко отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.
Очень важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Первый опыт социальных отношений и связей приобретает ребенок в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Педагог в качестве профессионала не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, нельзя сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется по основным принципам:
Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
Взаимная договоренность - залог успешности педагогического альянса (объединение, союз)
Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.
В то же время педагоги могут использовать и специальные средства:
- организацию психолого – педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
- привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка, его будущего и, соответственно, к разработке программе действий, обеспечивающей достижение намеченных перспектив;
- участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
- поощрение, поддержку, пропаганду успехов и достижений родителей в воспитании детей.
Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему?
Причины привлечения родителей к организации УВП
- Знание условий обучения и воспитания ребенка
- Помощь классному руководителю в развитии интересов и способностей учеников
Чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней ребенку в школе, тем больше он получает для своего социального развития.
Как же привлечь родителей к организации работы в классе?
- В начале года организуется целеполагание и планирование работы. В процессе коллективного планирования выявляются проблем, способы их решения, конкретные дела. Затем дети и родители определяют дела, в которых они могли быть организаторами.
- На родительском собрании классный руководитель объясняет важность сотрудничества, предлагает перечень дел, видов работы, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают друг другу найти конкретную работу в классе.
- При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Таким образом, каждый из родителей имеет возможность и обязанность принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
- Педагоги, администрация школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в классе, считая мнение родителей определяющим.
- Ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе.
В результате сложилась сложная модель работы школы и семьей.
Как же классные руководители на разных ступенях обучения развивают личность ребенка через взаимодействие семьи и школы?
(Обсуждение вопроса учителями, обмен опытом)
Не случайно, сегодня в нашем педагогическом совете по воспитательной работе присутствуют родители из разных параллелей и звеньев (начальное, среднее, старшее звено).
Сегодня я предлагаю Вам принять участие в совместной работе - учителя и родители.
Проблема: Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, которая будет востребована обществом через взаимодействие семьи и школы?
Основная цель – объединить все усилия для расширения и углубления связей школы и семьи в развитии личности школьника.
Работа строится по схеме:
ПРОБЛЕМА – ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – МЕТОДЫ – ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ – ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Участники педсовета создают 2 группы : 1 – 4кл , родители, выбор руководителей группы.
Чтобы решить эту проблему, я предлагаю поработать в группах, используя интерактивную форму. Но прежде, чем мы начнем работать, обратите внимание на правила, которые вы должны соблюдать:
(на стенде)
- Равенство всех участников – имя как форма общения
- Активность участников (круглый стол не лекция, а общая работа)
- Право каждого участника на собственное мнение по любому вопросу
- Право поднятой руки (говорить кратко, поочередно, по одному, по теме)
- Добровольность
- Чувство юмора
- Умение слушать и слышать других
- Не критиковать
- Регламент (не более 10 мин на презентацию)
В случае нарушения правил воспользоваться жестом открытых ладоней.
Упражнение: ОЖИДАНИЕ
Цель: определить ожидания участвующих от работы в группах.
Звучит спокойная музыка
Участники педсовета должны написать свои ожидания от работы в группе на цветных листочках и затем прикрепить на лист бумаги. Например,
- Педсовет подскажет, как удержать ребенка от дурного влияния
- Расширение знаний по данной проблеме
- Преодоление трудностей, как действовать сообща
- Взаимосвязь (родитель + учитель + ученик)
- Умение ориентироваться в современном обществе
- Терпимость к окружающим
- Сотрудничество
- Педсовет подскажет нам, как правильно организовывать помощь семье
- Повышение своих психолого – педагогический знаний для воспитания собственного ребенка
- Как воспитать ребенка, чтобы он понимал слово
- Доверие
- Взаимопонимание
- Педсовет должен помочь организовать помощь семье в воспитании подростков
- Возможность узнать путем решения проблем личности школьного подросткового возраста и его взаимоотношений с учителем, одноклассниками и родителями
- Услышать ответы на вопросы, которые не задашь в слух
- Услышать новые формы сотрудничества: классный руководитель – семья
- Трудность в убеждении родителей
- Терпение и труд, все перетрут
- Не будет решена эта проблема
- Рекомендации по организации работы с детьми и родителями на основе опыта педагогов
- Получить дополнительные знания по методике проведенного родительского собрания
Работа в группах
Работа рассчитана на 30 минут. Ваша задача: постараться решить проблему:
Как воспитать личность ребенка на разных ступенях обучения, через взаимодействие семьи и школы, которая будет востребована обществом?
Через 30 минут - презентация работы групп.
Упражнение: МОЙ ВКЛАД
Цель: Закрепить эмоциональным подъемом работу в группах
Участники педсовета должны написать свой вклад в работу группы на белых листочках прямоугольной формы (кирпичики) и затем прикрепить на листы бумаги. В результате на листах бумаги должны получиться картинки: ДОМ и ДЕРЕВО.
Итогом вашей работы стали эти замечательная картина, вы построили свой ДОМ, над вами будет всегда светить солнце и будет голубое небо.
«И даже если мы не достигли СОЛНЦА, но уже оторвались от ЗЕМЛИ».
Мы говорили, что когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни. Привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленное уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его школьных первых успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе. И продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс формирования ребенка обретает двух субъектов воспитания - это семья и школа, которые взаимодействуют друг с другом.
Представление программ:
Программа реализации 1-4кл.
Напомни смыслом каждое мгновенье …
Часов и дней неумолимый бег.
Проблема:
Как воспитать личность ребенка
Цель:
- Создание условий для формирования духовно – развитой, творческой, нравственной личности.
Задачи:
- Повышение педагогической культуры учителя и родителя
- Подходы к обучению
- Материальная база
- Шефство над неблагополучными семьями
План реализации:
- Индивидуальные консультации
- Родительские собрания
- Психолого – педагогическое просвещение родителей
- Вовлечение родителей в школьное самоуправление
- Воспитатель должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника
- Совместные творческие дела
Программа реализации группы родителей
Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек!!!
Проблема:
Воспитание гибкой личности, способной к реализации поставленных целей, способами не противоречащими моральным устоям
Задачи
- Научить сохранять собственное «Я», при этом уважая мнение окружающих.
- Воспитать личность независимую от социальных проблем
- Воспитание высоконравственной личности
План реализации:
- Совместные внеклассные мероприятия
- Изучение личности ребенка
- Совместная работа семьи и школы по решению проблем связанных с возрастом полового созревания, интеллектуального развития самодостаточной личности
- Совместная работа семьи и школы по сплочению коллектива
- Профессиональная ориентация (посещение различных учебных заведений, предприятий; изучение особенностей н/д детей)
- Работа родительского комитета по организации совместной деятельности школа – семья.
(Обмен опытом учителей и родителей).
Проект решения педагогического совета
Заслушав и обсудив ряд проблем, стоящих перед семьей, школой и в целом перед обществом, педагогический совет (в рамках следующего учебного года) постановил:
- Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы, через семинары, МО кл. руководителей, круглые столы, консультации, конференции, открытые уроки и т.д.
- Организовать выпуск общешкольной газеты «Семья и школа» по месяцам:
сентябрь, ноябрь, январь, март, май. Назначить ответственными: заместитель директора по воспитательной работе, школьного психолога, представители РК.
- Вести педагогический лекторий для родителей, создав рабочие группы.
- С целью более тесного взаимодействия школы и семьи вести 1 раз в семестр открытые уроки для родителей.
5. Ежемесячно организовать выпуск методического бюллетеня, отражая в нем направления образовательного процесса.
6. Провести родительскую конференцию в мае (затронуть вопросы летней занятости и трудоустройстве учащихся и здорового образа жизни).
7. Определить 1 раз в четверть единый день проведения классных родительских собраний.
8. Стремясь к предупреждению и решению проблем в воспитании и обучении учащихся, составить план воспитательной работы школы на следующий учебный год, учитывая предложения учителей и родителей, учащихся школы. Ответственный: заместитель директора по воспитательной работе.
Проект выносится на голосование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии учебно-исследовательской культуры школьника
Статья и презентация из опыта работы....
«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»
· оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;· создание условий дл...
Личностное развитие обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
Выступление на пед совете...
ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
Актуальность проекта:Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже прост...
ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
ПРОЕКТразвития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья....
Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....
«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка» (из опыта работы родительского клуба «Лад»)
В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для до...