Личностное развитие обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Личностное развитие обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
Плужникова Мария Ивановна,учитель начальных классов МБОУ Староюрьевской сош, учебный корпус 2.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходят дети в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы обучения и воспитания.
Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для меня изучение семей учащихся является главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия классного руководителя и родителей, а так же изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). На основе этого мною составляется социальный паспорт класса. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия учителя и родителей. Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогоднее представление, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); соуправление школой (работа общешкольного и классного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей, сайт школы). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Мои родители помогают мне организовать экскурсии, помогают в оборудовании кабинета, в ремонте. Огромную помощь они оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм для проведения внеклассных мероприятий.
План воспитательной работы составляем в соответствии с интересами, способностями и потребностями детей, учитывая общешкольные дела, знаменательные даты, традиции школы. При планировании воспитательной работы использую методику «Дерево желаний». На первом родительском собрании провожу диагностику среди родителей, на что мне обратить внимание в воспитательной и учебной деятельности обучающихся, и какую посильную помощь родители могут мне оказать. Это позволяет учитывать не только способности школьников и возможности родителей, но и их желание участвовать в жизни класса. А желание есть.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства, нужно проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Проблем много. Часто бывает так, что родители сами плохо знают своих детей, а иногда – не хотят уделить достаточного внимания развитию. И ещё одна проблема – чем старше становятся дети, тем дальше они отдаляются от родителей. И вот тут мы должны сделать всё, чтобы контакт родителей, детей и учителей не был потерян.
Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми
Совместно с родительским комитетом класса, провожу беседы и консультации, пытаюсь использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы. Мои родители активно участвовали в подготовке и проведении мероприятий:
- Классные часы «Здоровье и спорт», «Мисс Осень»;
- Конкурсы поделок «Лучший подарок маме», «Новогодние фантазии»;
- Конкурсы рисунков на тему «Внимательный пешеход», « Я и моя семья».
- Чтение книг совместно с ребенком;
- Выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
- Проведение дней здоровья;
- Создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Но в работе с родителями выявилась и проблема. В классе есть родители, которые не откликаются на мое стремление к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Поэтому мне, как учителю, необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
Школа и родители - это та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти целостная личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...
Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...
Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе.
Достижение личностных результатов обучающихся через интеграцию дополнительного образования и воспитательной системы в начальной школе . Показано как это реализуется через уроки ритмики в начальной шко...
Патриотическое воспитание обучающихся через взаимодействие школы и семьи.
В современной образовательной организации приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности является патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знан...
Развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техник фелтинга и фильцнадели по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности
В статье описан опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по развитию личностных компетенций учащихся. Так же представлена технология р...
Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....
«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"
laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...