Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии учебно-исследовательской культуры школьника
статья по теме
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии учебно-исследовательской культуры школьника.
Вырастить наших детей хорошими успешными людьми- главная общая задача семьи и школы.
Младший школьник-это ребенок- «Почемучка» и мы должны быть готовы ответит на его многочисленные «Почему?». Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, в ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по формированию экологической культуры.
В настоящее время ситуация диктует привлечение к учебно-исследовательской культуре на раннем возрастном этапе. Проблема познавательного интереса – одна из актуальных. Познавательный интерес – внутреннее состояние личности. Он должен возникнуть еще до начала школьного обучения. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякое чисто человеческая потребность) является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания,- эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Знания в этой области дети получают не только в рамках школы, но и за ее пределами : в окружающей действительности, в различных видах деятельности, используя средства массовой информации, тесно сотрудничая с родителями.
- Каково же влияние семьи на развитие познавательных интересов в исследовательской деятельности младших школьников?
В семье начинается развитие человека, закладываются основы положительных и отрицательных качеств. Многие современные педагоги определяют роль семьи в развитие школьника как решающую.Наблюдение на практике позволяют утверждать, что родители уделяют большое внимание успехам детей в учебе, но это внимание не всегда связано с развитием познавательных интересов в учебно-исследовательской деятельности. Семья обеспечивает и эмоционального развития человека. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющие в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизнь, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Основа интеллектуального развития ребенка закладываются в семье. Большое значение принадлежит коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со СМИ, литературой и искусством; читая книги, знакомясь с новыми произведениями искусства, новостями, родители должны обязательно обсудить это с ребенком так, чтобы у него появился интерес и развивался далее; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер воспитания; организация внутрисемейного общения.
Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности. Повышению роли досуга способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
Но в организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора или компьютера, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной семьи. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте – это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Можно выделить несколько уровней отношения семьи к развитию познавательного интереса ребенка:
1.Самый низкий уровень-семья воспитывает у ребенка отношение к обучению как к чему-то ненужному.
2.Отсутствие интереса родителей к обучению ребенка
3.Развитие интереса к обучению как к способу общественных достижений - родители ценят в учебе ребенка пятерки, грамоты, медали.
4.Семья влияет на интерес к учебному материалу - это выражается в том, что в семье с ребенком обсуждают, что сегодня интересного изучали, какой предмет ему больше нравится, что проходят. Родители демонстрируют свое отношение к предмету, пересказывают содержание тем, прогнозируют их сложность, пути освоения.
- А как же взаимодействуют между собой родители и школа, чтобы помочь детям в этой области?
По мнению учителей - практиков чаще родители заботятся о положительных и высоких оценках, не всегда связывая их с реальными успехами. Поэтому огромный потенциал семьи в познавательной деятельности остается не использованным. Задача школы - помочь семье реализовать свои возможности в развитие у детей познавательного интереса в учебно-исследовательской деятельности.
Для выявления отношения семьи к развитию познавательных интересов ребенка в школе можно провести анкетирование:
- на выявление ценностных ориентаций
- детско-родительские взаимодействиея
- на отношения родителей к психолого - педагогическому сопровождению.
- школа моего ребенка
- на взаимоотношения со сверстниками и классным руководителем.
- Анкета для родителей
1.Пол: муж.
Жен.
2.Возраст:…………………………..
3.Профессия:……………………….
4.Наличие детей:……………………
5.Чем любите заниматься в свободное от работы время?..........................................
6.Какой из школьных предметов вы, по – вашему мнению, помните лучше всех и с удовольствием стали бы изучать его вновь?............................................................
7.Какой учебный предмет вы охотно помогаете осваивать вашим детям?.........................................................................................................................
8.Когда вы учились в школе, ваши родители уделяли больше всего внимания (отметьте ответ, отражающий ваш жизненный опыт):
а) тому, чтобы вы были сыты, здоровы, аккуратно одеты;
б) тому, чтобы на вас не жаловались учителя;
в) оценкам, похвальным листам, грамотам и прочим достижениям;
г) тому, какой предмет вам интересен, какой труден, помогали преодолевать трудности;
д) обсуждали материал различных учебных предметов, читали книги, рассказывали о том, в каких профессиях пригодится изучаемая наука;
9.Вы как родитель чему больше всего уделяете внимание:
а) здоровью, жизнерадостности ребенка, тому, чтобы он не попал в плохую компанию;
б) оценкам, отзывам учителей, старательности, послушанию в школе;
в) интересу ребенка к какому – либо учебному предмету, не подкрепленному хорошими оценками;
10.Отметьте, какая из высказанных ниже позиций вам наиболее близка:
1.Не важно, что плохие оценки, главное чтобы было интересно учиться.
2.Если ребенку учиться нравиться, если ему интересно в школе, но он получает плохие оценки, грош цена такому интересу.
3.Интерес к учебе личное дело каждого, главное чтобы ребенок слушался и получал хорошие оценки.
4.Не важно с интересом или без интереса, хорошо или плохо окончил школу, главное чтобы хорошо устроился в жизни, научился зарабатывать.
Формы взаимодействия семьи и школы :
- родительские собрания (это нужная и важная форма, но достаточно традиционная, часто малопосещаемая родителями. )
Однако сегодня диапазон различных форм взаимодействия этих двух институтов существенно расширился и только собраний явно недостаточно. Существуют и другие успешно зарекомендовавшие себя формы взаимодействия семьи и школы. Это :
- родительские конференции;
- мастер – классы (практическая форма взаимодействия учителя с родителями = оперативный педагогический всеобуч.);
- консультации (индивидуальные, групповые, тематические);
- круглые столы для родителей (как дискуссионная форма обмена мнениями);
- устные журналы для родителей;
- различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки и др.);
- совместные с родителями мероприятия.
От того как взаимодействуют семья и школа зависит развитие учебно – исследовательских интересов у младших школьников на практике.
Практическая значимость :
Все это :
- способствует формированию умения самостоятельно трудиться, искать решения проблемы;
- способствует созданию благоприятных условий для реализации возможностей ученика, для самопознания и творчества;
- ребенок, работая в содружестве с семьей, понимает свою значимость, находясь в поиске раскрытия любой проблемы, его выслушают, помогут, дадут совет.
В заключении хочу сказать:
- современная семья - сложное социальное явление, претерпевающее существенные изменения под влиянием современных общественных процессов. Тем не менее, семье удается сохранить большинство своих функций, в частности, воспитания и духовного развития ребенка;
- современные взаимоотношения школы и семьи выстраиваются на фундаментальных основаниях прочного союза, где обоюдным общим объектом заботы является ребенок – уважаемый школой и любимый родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий
Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...
Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...
«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»
Аннотация Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения для включения детей в творчески развивающую жизнь. удовлетворение л...
Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи....
«Взаимодействие школы и семьи в развитии читательской культуры ребенка» (из опыта работы родительского клуба «Лад»)
В ФГОС также одним из требований является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Чтобы решить данную проблему необходимо, чтобы каждый учитель использовал различные приёмы для до...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"
laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...