ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
проект на тему

Куликова Мария Николаевна

Актуальность проекта:

  • Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
  • Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
  • Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ и НОО МОБУ СШ №9.
  • Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
  • Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitiya_partnyorskogo_vzaimodeystviya_shkola.docx112.46 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Новосибирская область Новосибирский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Барышевская средняя школа №9

Номинация: «Открытая школа»

ПРОЕКТ

развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.

                                                                            Автор: Куликова М.Н.,

 учитель начальных классов

Декабрь, 2016г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание
  1. Идея проекта
  2. Цели, задачи, гипотеза
  3. Мероприятия
  4. Результаты работы
  5. Отзывы, публикация в СМИ
  1. Приложения

Актуальность проекта:

  • Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
  • Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
  • Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ и НОО МОБУ СШ №9.
  • Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
  • Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.

Семья, детский сад и школа – три воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом.

Идея проекта:

Постоянное, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами и воспитателями процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Цели проекта:

  • Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и школьников с различным социальным статусом и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников и школьников начального звена.
  • Организация пропаганды семейного межпоколенного взаимодействия, способствующего укреплению внутрисемейных отношений.

Задачи проекта:

  • Изучение научной литературы и анализ нормативных актов;
  • Проведение социологического опроса с целью выявления уровня образованности родителей и знакомства с социальным статусом семьи;
  • Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
  • Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
  • Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, ДОУ и НОО МОБУ СШ №9; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта;
  • Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания

Гипотеза проекта:

Предполагается, что такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

Если мы хотим вырастить нравственное здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Законодательно-нормативные документы:

  • Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025года.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • Конвенция о правах ребенка
  • Концепция дошкольного воспитания и школьного обучения НОО
  • Устав МБОУ-Барышевская СШ №9
  • Родительский договор

Участники проекта:

  • Педагогический коллектив
  • Воспитатели детского сада;
  • Старшая медицинская сестра
  • Педиатрическая служба
  • Семьи воспитанников
  • Сотрудники СМИ

Алгоритм взаимодействия с семьёй:

  • I этап - Поиск контактов при первой встрече.
  • II этап – Совместное размышление о том, что необходимо развить и воспитать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
  • III этап – Установление общих требований к воспитанию ребёнка.
  • IV этап – Согласованное сотрудничество в достижении общей цели.
  • V этап – Реализация индивидуального подхода, совместные мероприятия, направленные на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
  • VI этап – Совершенствование педагогического сотрудничества, реализация единых педагогических воздействий.

Педагогические принципы

  • Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
  • Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
  • Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи, детского сада и школы таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
  • Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства). Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

Основные направления:

Первое направление:

  • Работа с педагогическим коллективом детского сада и НОО
  • Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей
  • Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей
  • Изучение интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа
  • Разработка авторских программ, учебных планов в сотрудничестве педагогов, психологов, узких специалистов.
  • Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

Второе направление:

  • Педагогическое образование родителей
  • Знакомство с новыми программами, технологиями
  • Создание клуба « Родительская школа»
  • Создание клуба «Мамина школа»
  • Создание клуба «Четверг»
  • Создание клуба  «Дружная семейка»

Модель взаимодействия ДОУ и НОО с семьей

Анализ циклограммы по 5-ти бальной шкале:

  • Уровень педагогической культуры родителей.
  • Их потенциальные педагогические задатки.
  • Степень участия в воспитательном процессе матери.
  • Степень участия в воспитательном процессе отца.
  • Эмоциональный микроклимат в семье.
  • Структура семьи.

Классификация семей по виду

        

Классификация семей по количеству детей:

С двумя детьми

С одним ребенком                        Лектории

С тремя детьми

Классификация семей по благополучию

Традиционные формы сотрудничества с семьёй

Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные

Родительские собрания

Вечера вопросов и ответов

Круглый стол

Традиции, развлечения

Выставки

Школа для родителей

Родительские конференции

День открытых дверей

Открытые занятия для родителей

Беседы

Консультации

Посещения на дому

Приобщение родителей к жизни детского сада и начальной школы

Уголок для родителей

Выставка детских работ

Выставка психолого - педагогической литературы

Папки-раскладушки

Папки-передвижки

Папки-портфолио

Новые формы сотрудничества с семьёй:

  • Совместные прогулки, экскурсии (приложение № )
  • Вовлечение в совместную творческую деятельность (приложение № )
  • Семейные клубы по интересам (приложение № )
  • Школа для родителей (приложение № )
  • Мамина школа (приложение № )
  • Занятия в театральной гостиной, творческой мастерской в условиях семейного клуба (приложение № )
  • Семейные встречи (приложение № )
  • Встречи учителей начальных классов (проведение родительских собраний в детском саду) и родителей воспитанников детского сада (приложение № )
  • Почта для родителей (приложение № )

Механизм оценки результатов

Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.

Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.

Оценка состояния среды развития.

Методы отслеживания

Учет участия родителей в различных мероприятиях; наблюдения; беседы.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.

Метод анкетного опроса (Е.Н. Степанова); беседы с родителями.

Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.

Использование листов самооценки (Л.М.Денякина)

Оценка состояния среды развития.

Заполнение таблицы.

Ожидаемые результаты:

  • Создание системы комплексной работы с родителями.
  • Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в образовательное пространство. Широкое использование таких форм, как клуб «Молодая мама», семейные встречи, «Родительская почта», «Семейные клубы»
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей (родительская школа).
  • Создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголки экспериментирования, физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием.
  • Участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (театральная гостиная, музыкальная гостиная).
  • Выпускники ДОУ быстро пройдут адаптационный период в школе, хорошо усвоят программу; уровень их подготовки будет соответствовать требованиям, предъявленным к дошкольникам.
  • Выпускники НОО также адаптируются в период перехода в среднее звено, уровень подготовки включает: учебная самостоятельность, умение учиться. Деятельный и активный. Исследовательский интерес. Креативный. Любознательный. Инициативный. Коммуникативность. Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Ответственность. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Саморегуляция. Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения. Чувство собственного достоинства. Навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Вывод:

Если семья, детский сад и школа объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома,  в детском саду и в школе, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.

Библиографический список

Программы

  • Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
  • Программа по физическому развитию и оздоровлению «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского;
  • Методическое пособие «Здороьесберегающие технологии в ДОУ» Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
  • Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
  • Программа «Приобщения детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
  • Программа по обучению грамоте «Ступеньки грамоты» Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
  • Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой.
  • «ТРИЗ» А.М. Страунинг.
  • Опыт работы МДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
  • И.В.Никишина «Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях».

Учебная литература

  • Бабунова Т.М. « Дошкольная педагогика». Учебное пособие. М. ТЦ Сфера, 2007
  • Белкин А. С. «Ситуация успеха. Как ее создать»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  • Глебова С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
  • Зверева О.Л., Кротова Т.В. « Родительские собрания в ДОУ» М. Айрис ПРЕСС, 2007
  • Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

Статьи

  • Материалы семинара «Приоритетные направления развития образования», проводимым КГПУ В.П.Астафьева октябрь 2006 год
  • Материалы лекции «Модернизация образования в России» Ю.Н.Москвич
  • Материалы первого форума матерей Сибирского Федерального Округа. 26.09.2006, Красноярск
  • Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 1 -2008 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
  • «Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении к ЗОЖ»
  • Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5- 2009 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» статья И.А.Бойчук « В содружестве с семьей».
  • Профессиональный журнал « Воспитатель ДОУ» №12 – 2008 Программа « Детский сад и семья» опыт работы ст. воспитателя Васеневой В.М. МДОУ №5 п.Оршанка Республика Марий Эл.
  • Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"

Программа детско-родительских отношений...

Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"

Проект направленный на создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...

Содержание проекта по межрегиональному взаимодействию школы и ВУЗа на примере МОБУ СОШ №17 г. Якутска и Центра “Образование без границ”(г.Санкт-Петербург).

Профориентационно-образовательная программа "Каникулы с пользой" включает в себя знакомство с вузами Санкт - Петербурга, мастер - классы ведущих преподавателей вузов, экскурсии по основным и тематичес...

Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"

«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...

ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.

ПРОЕКТразвития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья....