ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
проект на тему
Актуальность проекта:
- Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
- Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
- Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ и НОО МОБУ СШ №9.
- Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
- Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitiya_partnyorskogo_vzaimodeystviya_shkola.docx | 112.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Новосибирская область Новосибирский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Барышевская средняя школа №9
Номинация: «Открытая школа»
ПРОЕКТ
развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
Автор: Куликова М.Н.,
учитель начальных классов
Декабрь, 2016г.
Содержание:
- Пояснительная записка
- Содержание
- Идея проекта
- Цели, задачи, гипотеза
- Мероприятия
- Результаты работы
- Отзывы, публикация в СМИ
- Приложения
Актуальность проекта:
- Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
- Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
- Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ и НОО МОБУ СШ №9.
- Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
- Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Семья, детский сад и школа – три воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом.
Идея проекта:
Постоянное, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами и воспитателями процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Цели проекта:
- Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и школьников с различным социальным статусом и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников и школьников начального звена.
- Организация пропаганды семейного межпоколенного взаимодействия, способствующего укреплению внутрисемейных отношений.
Задачи проекта:
- Изучение научной литературы и анализ нормативных актов;
- Проведение социологического опроса с целью выявления уровня образованности родителей и знакомства с социальным статусом семьи;
- Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, ДОУ и НОО МОБУ СШ №9; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта;
- Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания
Гипотеза проекта:
Предполагается, что такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Если мы хотим вырастить нравственное здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.
Законодательно-нормативные документы:
- Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания и школьного обучения НОО
- Устав МБОУ-Барышевская СШ №9
- Родительский договор
Участники проекта:
- Педагогический коллектив
- Воспитатели детского сада;
- Старшая медицинская сестра
- Педиатрическая служба
- Семьи воспитанников
- Сотрудники СМИ
Алгоритм взаимодействия с семьёй:
- I этап - Поиск контактов при первой встрече.
- II этап – Совместное размышление о том, что необходимо развить и воспитать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
- III этап – Установление общих требований к воспитанию ребёнка.
- IV этап – Согласованное сотрудничество в достижении общей цели.
- V этап – Реализация индивидуального подхода, совместные мероприятия, направленные на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
- VI этап – Совершенствование педагогического сотрудничества, реализация единых педагогических воздействий.
Педагогические принципы
- Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
- Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
- Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи, детского сада и школы таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
- Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства). Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Основные направления:
Первое направление:
- Работа с педагогическим коллективом детского сада и НОО
- Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей
- Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей
- Изучение интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа
- Разработка авторских программ, учебных планов в сотрудничестве педагогов, психологов, узких специалистов.
- Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
Второе направление:
- Педагогическое образование родителей
- Знакомство с новыми программами, технологиями
- Создание клуба « Родительская школа»
- Создание клуба «Мамина школа»
- Создание клуба «Четверг»
- Создание клуба «Дружная семейка»
Модель взаимодействия ДОУ и НОО с семьей
Анализ циклограммы по 5-ти бальной шкале:
- Уровень педагогической культуры родителей.
- Их потенциальные педагогические задатки.
- Степень участия в воспитательном процессе матери.
- Степень участия в воспитательном процессе отца.
- Эмоциональный микроклимат в семье.
- Структура семьи.
Классификация семей по виду
Классификация семей по количеству детей:
С двумя детьми
С одним ребенком Лектории
С тремя детьми
Классификация семей по благополучию
Традиционные формы сотрудничества с семьёй
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно-информационные |
Родительские собрания Вечера вопросов и ответов Круглый стол Традиции, развлечения Выставки Школа для родителей Родительские конференции День открытых дверей Открытые занятия для родителей | Беседы Консультации Посещения на дому Приобщение родителей к жизни детского сада и начальной школы | Уголок для родителей Выставка детских работ Выставка психолого - педагогической литературы Папки-раскладушки Папки-передвижки Папки-портфолио |
Новые формы сотрудничества с семьёй:
- Совместные прогулки, экскурсии (приложение № )
- Вовлечение в совместную творческую деятельность (приложение № )
- Семейные клубы по интересам (приложение № )
- Школа для родителей (приложение № )
- Мамина школа (приложение № )
- Занятия в театральной гостиной, творческой мастерской в условиях семейного клуба (приложение № )
- Семейные встречи (приложение № )
- Встречи учителей начальных классов (проведение родительских собраний в детском саду) и родителей воспитанников детского сада (приложение № )
- Почта для родителей (приложение № )
Механизм оценки результатов
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Оценка состояния среды развития.
Методы отслеживания
Учет участия родителей в различных мероприятиях; наблюдения; беседы.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Метод анкетного опроса (Е.Н. Степанова); беседы с родителями.
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Использование листов самооценки (Л.М.Денякина)
Оценка состояния среды развития.
Заполнение таблицы.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы комплексной работы с родителями.
- Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в образовательное пространство. Широкое использование таких форм, как клуб «Молодая мама», семейные встречи, «Родительская почта», «Семейные клубы»
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей (родительская школа).
- Создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголки экспериментирования, физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием.
- Участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (театральная гостиная, музыкальная гостиная).
- Выпускники ДОУ быстро пройдут адаптационный период в школе, хорошо усвоят программу; уровень их подготовки будет соответствовать требованиям, предъявленным к дошкольникам.
- Выпускники НОО также адаптируются в период перехода в среднее звено, уровень подготовки включает: учебная самостоятельность, умение учиться. Деятельный и активный. Исследовательский интерес. Креативный. Любознательный. Инициативный. Коммуникативность. Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Ответственность. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Саморегуляция. Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения. Чувство собственного достоинства. Навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Вывод:
Если семья, детский сад и школа объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, в детском саду и в школе, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.
Библиографический список
Программы
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
- Программа по физическому развитию и оздоровлению «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского;
- Методическое пособие «Здороьесберегающие технологии в ДОУ» Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
- Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
- Программа «Приобщения детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
- Программа по обучению грамоте «Ступеньки грамоты» Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой.
- «ТРИЗ» А.М. Страунинг.
- Опыт работы МДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
- И.В.Никишина «Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях».
Учебная литература
- Бабунова Т.М. « Дошкольная педагогика». Учебное пособие. М. ТЦ Сфера, 2007
- Белкин А. С. «Ситуация успеха. Как ее создать»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
- Глебова С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. « Родительские собрания в ДОУ» М. Айрис ПРЕСС, 2007
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Статьи
- Материалы семинара «Приоритетные направления развития образования», проводимым КГПУ В.П.Астафьева октябрь 2006 год
- Материалы лекции «Модернизация образования в России» Ю.Н.Москвич
- Материалы первого форума матерей Сибирского Федерального Округа. 26.09.2006, Красноярск
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 1 -2008 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
- «Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении к ЗОЖ»
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5- 2009 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» статья И.А.Бойчук « В содружестве с семьей».
- Профессиональный журнал « Воспитатель ДОУ» №12 – 2008 Программа « Детский сад и семья» опыт работы ст. воспитателя Васеневой В.М. МДОУ №5 п.Оршанка Республика Марий Эл.
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по взаимодействию школы и родителей учащихся "СемьЯ"
Программа детско-родительских отношений...
Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
Проект направленный на создание условий для организации эффективного социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа ...
«О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи»
Выступление на МО учителей начальных классов...
Содержание проекта по межрегиональному взаимодействию школы и ВУЗа на примере МОБУ СОШ №17 г. Якутска и Центра “Образование без границ”(г.Санкт-Петербург).
Профориентационно-образовательная программа "Каникулы с пользой" включает в себя знакомство с вузами Санкт - Петербурга, мастер - классы ведущих преподавателей вузов, экскурсии по основным и тематичес...
Статья "О преемственности в работе учителя начальной школы, детского сада и семьи"
«Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек.Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателя...
ПРОЕКТ развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
ПРОЕКТразвития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья....