Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника». Обобщение опыта «Организация работы с родителями»
методическая разработка
Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи.
Активизирует творческий ресурс педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_rabota_s_roditelyami_pozdnyakova_g.g.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет «Взаимодействие школы и семьи как условие личностного развития школьника»
Методическое мероприятие обобщение опыта
«Организация работы с родителями»
Ф.И.О. педагога: Позднякова Галина Геннадьевна –
Занимаемая должность: учитель начальных классов, классный руководитель.
Номинация: обобщение опыта.
Тема: Организация работы с родителями.
Основные цели: Активизировать творческий ресурс педагогов.
Участники: педагоги, учителя предметники, учителя начальных классов
Форма проведения: отчёт из опыта работы
Дидактические материалы:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Организация пространства: актовый зал
Краткая аннотация к работе: Данная тема проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления о системе работы с родителями. Мотивировать педагогов на тесное взаимодействие школы и семьи.
Активизирует творческий ресурс педагогов.
Ход выступления
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены.
Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.
В письме Минобразования РФ от 22.07.2002 г.[1] отмечается, что сотрудничество семьи и школы становится сегодня все более актуальным и востребованным, а совершенствование семейного воспитания, прежде всего, зависит от повышения педагогической культуры родителей. Поэтому предлагается организовать родительский всеобуч, предусматривающий использование как традиционных, так и новых форм работы школы с родителями.
Основа этого успеха - «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", N 273-ФЗ | СТ. 44
Сотрудничество педагогов и семьи это
- совместное определение целей деятельности,
- совместное планирование предстоящей работы,
- совместное распределение сил и средств,
- предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника,
- совместный контроль и оценка результатов работы,
- прогнозирование новых целей и задач.
Первейшее условие взаимодействия семьи и школы это исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы эти субъекты имели возможность понимать друг друга и устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Задачи взаимодействия:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
Главные функции взаимодействия школы и семьи:
- информационная.
- воспитательноразвивающая,
- формирующая,
- охраннооздоровительная,
- контролирующая,
- бытовая.
В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям.
В течение всей своей педагогической практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.
Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.
Совместно с родителями я пытаюсь использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.
Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно-воспитательного процесса, я действовала в разных направлениях. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные | Групповые | Коллективные |
Посещение на дому Индивидуальные консультации Приглашение в школу Переписка | Родительский лекторий Тематические консультации Классные детские мероприятия Мастер-классы | Классные родительские собрания Общешкольные родительские собрания Дни открытых дверей Концерты Выставки учебных работ Творческие отчёты |
Планирование работы с родителями.
Большую помощь и поддержку оказывала в моей работе во взаимодействии с родителями - это служба сопровождения ( помощь психолога, логопеда, соц. педагога).
Тема: «1 сентября – День знаний»
Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и их родителей в первый день знакомства со школой;
способствовать позитивному развитию детско-родительских отношений, научить родителей проектному средству обучения детей;
повысить уровень ценности семейных и школьных традиций;
прививать навыки здорового образа жизни.
Ожидаемый результат: Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой.
Формирование чувства личной ответственности за здоровый образ жизни.
Тема: «Мы разные – и в этом наша сила».
«Почему от нас зависит наше будущее?»
Цель: Сформировать представление о каждом человеке, как о личности, у которой можно чему-либо научиться.
Сформировать образ «МЫ» (дети – родители – учителя) как особенности коллектива, способного решать учебные задачи.
Ожидаемый результат: Уточненные и согласованные единые требования семьи и школы в воспитании и обучении школьников.
Повышение мотивации родителей к совместной деятельности с учителем и школой.
Тема: «Как помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно»
Цель: построить с родителями простейший алгоритм выполнения домашнего задания;
сформировать представление об инструментах самопроверки: образце, подробном образце.
Ожидаемый результат: Понимание родителями правильного способа оказания помощи ребёнку в учебной деятельности.
Создание и согласование единых требований семьи и школы в воспитании и обучении второклассников.
Формы проведения: Мастер-класс для родителей с проведением тестирования родителей на основе входной диагностики из курса «Мир деятельности», 2 класс.
Родительское собрание с групповой формой работы.
Консультация «Как помочь ребенку научиться выполнять самостоятельно домашнее задание»
Круглый стол с просмотром передачи «Мамина школа» с последующим обсуждением.
Анкетирование, голосование родителей.
Наиболее удачными темами в моей педагогической практике были мероприятия:
- День здоровья.
- День открытых дверей.
- День народного единства (мероприятие районного уровня)
- Развитие универсальных учебных действий (мастер-класс)
- Акция «Покорми птиц зимой»
- Акция «Экологический десант»
- «Посылка солдату»
- «Щедрый вторник»
- «Солдатский платок»
- «Красная гвоздика»
- «Прадеды и правнуки»
- «Трудовое воспитание в семье» (мини-проект)
- «Мама, папа, я – спортивная семья»
- «Профессии в моей семье»
- «Кто нас защищает?» (совместный проект с детьми и родителями)
- «Роль отца в воспитании ребёнка» (лекторий-практикум для пап)
Самыми памятными и запоминающими мероприятиями для меня и родителей было совместное проведение родительского собрания с детьми и родителями:
« Кто мой ребёнок?»
«День народного единства»
«Почему от нас зависит наше будущее?»
Самым сложным на период пандемии оказалось дистанционное обучение.
Увеличилась нагрузка на учителя и классного руководителя, т. к. общение с родителями стало занимать гораздо больше времени на консультацию.
В заключении хотелось бы сказать словами в. И. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие школы и семьи в формировании и развитии учебно-исследовательской культуры школьника
Статья и презентация из опыта работы....
Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
Совместная работа школы и семьи....
Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...
Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника
Взаимодействие школы и семьив воспитании личности сельского школьника...
Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...
статья «Взаимодействие школы и семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»
статья «Взаимодействие школы и семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"
laquo;Личностное развитие школьника через взаимодействие школы и семьи"...