Рабочая программа "Финансовая грамотность" 7-12 лет
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для обучающихся 7-12 лет на КДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_ilina_1.docx | 316.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новомалыклинский районный центр внешкольной работы
«Алые паруса»
Принято на заседании Педагогического совета Протокол от «31» «05» 2022 г № 3 | Утверждаю Директор МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» _________Л.Н.Бурмистрова Приказ от «01» «06» 2022 г № 21 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации программы:
1 год
Уровень: базовый
Автор-составитель:
Ильина Елена Петровна
педагог дополнительного образования
с. Нижняя Якушка, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» для обучающихся 7-12 лет составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.1-4 классы. Москва, Вита, 2018.
При разработке дополнительной общеобразовательной программы «Финансовая грамотность» соблюдены требования СанПин 2.4.3648-20: «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03. 2022 № 678-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- «Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети в возрасте 7 – 12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
Программа направлена на удовлетворение познавательных интересов и получения практического опыта обучающихся в области экономической деятельности человека и разработана с учетом того, что современные школьники должны быть готовы к жизни в стране с рыночной экономической системой. Очевидно, что чем раньше у детей сформируется понимание экономических процессов, происходящих в стране и в мире, тем более грамотных потребителей и производителей получит общество в будущем. Данная Программа позволит обучающимся лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы.
Актуальность
Изучение экономики поможет обучающимся ответить на многие вопросы, имеющие отношение к жизни, к окружающим людям, к событиям, происходящим в стране и в мире. По мере знакомства с основными экономическими понятиями и принципами школьники постепенно начинают применять их в реальной жизни и понимать, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться. Содержание и способ организации учебных занятий рассчитаны на то, чтобы, знакомя обучающихся с основными экономическими понятиями, предоставлять им возможность пробрести опыт экономического анализа на практических занятиях и конкретных примерах. Экономика не дает готовых ответов, она учит размышлять и сопоставлять различные явления и проблемы, находить закономерности. Изучение экономики помогает школьникам разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночных отношениях в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Педагогическая целесообразность
Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Формирование нового экономического мышления у обучающихся имеет огромное значение для будущего России, ее процветания и участия в мировом хозяйстве. Полученные знания помогут ребятам преуспеть в жизни и внести вклад в экономику ХХI века.
Цель:
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий;
- формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни;
- научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
Развивающие:
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу;
- развивать культуру экономического мышления;
- способствовать развитию экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- способствовать развитию навыков использования теоретических знаний в решении конкретных практических задач;
- способствовать развитию предпринимательских навыков;
- способствовать развитию потребительских навыков.
Воспитательные:
- формировать нравственные качества.
- способствовать воспитанию ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- способствовать воспитанию готовности использовать приобретенные знания для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 7-12 лет.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год. 1 модуль с сентября по декабрь, 2 модуль с января по май.
Количество часов - 4 учебных часов в неделю
Расписание занятий: Вторник, Четверг: 13:00-13.45 14.55- 14:40
Форма обучения: очная, программа может реализовываться с применением дистанционных технологий.
Дистанционное обучение
Дистанционные образовательные технологии обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются в программа через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
При реализации программы через электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются следующие организационные формы образовательного процесса:
Консультация;
Мастер-класс;
Практическое занятие;
Конкурсы;
Выставки;
Фестиваль;
Виртуальные экскурсии;
Тестирование;
Текущий контроль;
Промежуточная аттестация;
Итоговая аттестация.
Общая характеристика программы
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.
В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.
Программа особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.
Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных.
Программа ориентирована на реализацию в подгруппе (15 человек)
Работа объединения по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности финансовой грамотности в программу введены беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- характеризовать виды и функции денег;
- рассчитывать доходы и расходы семьи;
- составлять простой семейный бюджет;
- выявлять элементарные проблемы в области семейных финансов и искать пути их решения;
-проводить элементарные финансовые расчёты.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Финансовой грамотности»
Личностные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:
- осознание себя как члена семьи и общества;
- овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
- познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области финансов, так и действий окружающих;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости, между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных финансовых ситуациях.
Обучающийся также получит возможность для формирования:
- понимания необходимости освоения основ финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- положительной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
- эмпатии как осознанного понимания чувств другого человека и сопереживания его эмоциональному состоянию, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса
«Финансовая грамотность»
Познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления простой финансовой информации;
- использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
- построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к изученным финансовым понятиям;
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для решения финансовых задач;
- владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера.
Обучающийся также получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его реализации, демонстрировать готовый продукт;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные:
- определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
- постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
- проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
- выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и оценка результата;
- оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
- корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей, родителей;
- использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой задачи.
Обучающихся также получит возможность научиться:
- преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебн- самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
Коммуникативные:
- умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
- умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё мнение;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку финансовых действий и решений;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное финансовое поведение и поведение окружающих.
Обучающийся также получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
- формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты изучения программы «Финансовая грамотность»:
- правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги, покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк, банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет, банковский вклад);
- понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
- понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
- умение приводить примеры товарных денег;
- умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
- понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
- умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
- умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и непредвиденные расходы;
- умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
- понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
- знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить примеры пособий;
- умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Обучающийся также получит возможность научиться:
- распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- объяснять финансовую информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: беседа, выставка, обсуждение, занятие-игра, конкурс, практическое занятие, форма организация занятий – индивидуально-групповая.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы: (защита проектов).
Исследовательские методы: (мини-исследования).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций.
-положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
-повышение коммуникативности;
-появление и поддержание мотивации к углубленному изучению финансов;
-умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по финансовым вопросам; работать с научной и учебной литературой;
-сформировавшиеся финансовые знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Занятия программы разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Учебная экскурсия – это проведение занятия в финансовой организации (банке, пенсионном фонде, страховой компании и др.) для ознакомления с её работой. Для примера возьмём организацию занятия-экскурсии в банк.
Игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая позволяет смоделировать имитационную ситуацию и обеспечить возможность приобретения реального опыта деятельности в области семейных финансов.
Контрольно-измерительные материалы:
- Формы контроля знаний:
- педагогическое наблюдение;
-педагогически анализ результатов тестирования, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях, защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.
- мониторинг: устный опрос, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, мини-исследования, графическая работа: построение схем и диаграмм связей.
- Основной инструментарий для оценивания результатов:
Творческие работы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 модуль: «Что такое деньги и для чего они нужны» (17 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Беседа | |
2 | Что такое деньги | 1 | 1 | 2 | Постановка проектной задачи |
3 | Откуда взялись деньги | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
4 | Рассмотрим деньги поближе | 1 | 1 | 2 | Мини-исследование |
5 | Защита денег от подделок | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
6 | Какие деньги были раньше в России | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
7 | Современные деньги России и других стран | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
8 | Учимся обращаться с деньгами | 1 | 1 | 2 | Занятие-игра |
9 | Что мы узнали о деньгах? | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи / Итоговое оценивание |
ВСЕГО: | 9 | 8 | 17 |
2 модуль: «Что такое семейный бюджет» (17 час)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 1 | 2 | Постановка проектной задачи |
2 | На что тратятся деньги | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
3 | Как с умом управлять своими деньгами | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
4 | Как считать доходы и расходы семьи | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
5 | Как делать сбережения | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи, практическое занятие |
6 | Учимся делать сбережения | 1 | 1 | 2 | Занятие-игра |
7 | Учимся считать доходы и расходы семьи | 1 | 2 | 3 | Занятие-игра, практическое занятие |
8 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | 1 | 1 | 1 | Решение проектной задачи / Итоговое оценивание |
ВСЕГО: | 8 | 9 | 17 | ||
Итого всего: | 17 | 17 | 34 |
3 модуль: Как появились деньги и какими они бывают (17 час)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Как появились деньги | 1 | 1 | 2 | Постановка проектной задачи |
2 | История российских денег | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
3 | Какие бывают деньги | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
4 | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | 1 | 2 | Занятие-экскурсия |
5 | Безналичные деньги и платежи | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
6 | Как я умею пользоваться деньгами | 1 | 2 | 3 | Занятие-игра |
7 | Что такое валюта | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
8 | Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | 1 | 1 | 2 | Занятие промежуточного оценивания |
ВСЕГО: | 8 | 9 | 17 |
4 модуль: Из чего складываются доходы в семье (6 час)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | 1 | 3 | Решение проектной задачи |
2 | Подсчитаем все доходы семьи | 2 | 2 | 3 | Практическое занятие |
Всего: | 3 | 3 | 6 |
5 модуль: Почему семье иногда не хватает денег на жизнь
и как этого избежать (17 час)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | На что семья тратит деньги | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
2 | Подсчитаем все расходы семьи | 2 | 2 | 4 | Практическое занятие |
ВСЕГО: | 3 | 3 | 6 |
6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал (9 час)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Форма контроля/аттестация | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Как планировать семейный бюджет | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи |
Правила составления семейного бюджета | 1 | 1 | 2 | Решение проектной задачи | |
Учимся составлять семейный бюджет | 1 | 2 | 3 | Занятие-игра | |
Итоговая проверочная работа | 1 | 1 | 2 | Занятие итогового оценивания | |
ВСЕГО: | 4 | 5 | 9 | ||
ИТОГО ВСЕГО: | 18 | 20 | 38 | ||
ЗА ГОД ВСЕГО ЧАС: | 35 | 37 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Часть 1 (занятия 1–8)
Содержание занятий 1–8 раскрывает тему «Что такое деньги и для чего они нужны».
Базовые понятия: обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, монеты, купюры (банкноты), виды денег, банк, банковская карта.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты:
- понимать, что деньги – средство обмена, а не благо;
- осознавать ответственность за расходование денег.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначении в современной жизни людей;
- использовать логические действия сравнения различных видов денег;
- работать в малой группе (распределять обязанности, представлять результаты работы группы).
Предметные результаты
Базовый уровень Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных поня-тий (обмен, товар, покупка, продажа, деньги, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги, банк, банкомат, банковская карта);
- называть признаки денег;
- описывать ситуации, в которых используются деньги;
- приводить примеры обмена;
- приводить примеры товарных денег;
- называть отличия между монетами и бумажными деньгами;
- объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
- считать деньги;
- правильно считать сдачу;
- называть отличия между наличными и безналичными деньгами;
- решать задачи с элементарными денежными расчётами;
- составлять задачи с элементарными денежными расчётами.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать товарные деньги;
- объяснять, для чего нужны деньги.
Темы занятий
Занятие 1. Вводное занятие
Занятие 2-3. Что такое деньги.
Занятие 4-5. Откуда взялись деньги.
Занятие 6-7. Рассмотрим деньги поближе.
Занятие 8-9. Защита денег от подделок.
Занятие 10-11. Какие деньги были раньше в России.
Занятие 12-13. Современные деньги России и других стран.
Занятие 14-15. Учимся обращаться с деньгами.
Занятие 16-17. Что мы узнали о деньгах?
Модуль 2 (занятия 18-34)
Содержание занятий 18-34 раскрывает тему «Что такое семейный бюджет».
Базовые понятия: доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, банковский вклад, кредит; расходы, обязательные и необязательные расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений.
Планируемые результаты обучения Личностные результаты:
- понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
- понимать безграничность потребностей людей и ограниченность ресурсов (денег);
- понимать разницу между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
- использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах и расходах семейного бюджета, правилах его составления;
- использовать логические действия сравнения основных источников доходов семьи, основных направлений расходов семьи, сопоставления величины доходов и расходов в бюджете семьи;
- работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы).
Предметные результаты: Базовый уровень Обучающийся научится:
- объяснять с помощью примеров значения предметных понятий (доходы, регулярные и нерегулярные доходы, заработная плата, пособия, пенсия, аренда, банковский вклад, кредит, расходы, обязательные и необязательные расходы, планируемые расходы, непредвиденные расходы, сбережения, виды сбережений, экономия);
- называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов;
- называть и приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;
- приводить примеры планируемых и непредвиденных расходов семьи;
- сравнивать покупки по степени необходимости (обязательные, необязательные, лишние);
- объяснять, как появляются долги и чем они опасны;
- считать доходы и расходы семьи;
- называть способы сокращения расходов и экономии;
- называть способы увеличения доходов семьи;
- приводить примеры различных видов сбережений;
- объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты в банке;
- составлять бюджет семьи на простых условных примерах.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться обосновывать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета.
Темы занятий
Занятие 18-19. Откуда в семье берутся деньги.
Занятие 20-21. На что тратятся деньги.
Занятие 22-23. Как с умом управлять своими деньгами.
Занятие 24-25. Как считать доходы и расходы семьи.
Занятие 26-27. Как делать сбережения.
Занятие 28-29. Учимся делать сбережения.
Занятие 30-31-32. Учимся считать доходы и расходы семьи.
Занятие 33-34. Что мы узнали о доходах и расходах семьи?
МОДУЛЬ 3. КАК ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ И КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание, что деньги – не цель, а средство обмена.
Метапредметные результаты:
- компетенция постановки личных целей для развития финансовой грамотности;
- компетенция определения своих финансовых целей;
- компетенция составления простого плана своих действий в соответствии с финансовой целью;
- компетенция проявления познавательной и творческой инициативы в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, дебетовая карта, кредитная карта, валюта;
- умение объяснять причины обмена;
- умение различать виды денег;
- умение объяснять, чем удобны в использовании наличные и безналичные деньги;
- умение объяснять роль банков, а также для чего нужны вклады и кредиты;
- умение считать наличные деньги (купюры и монеты);
- умение правильно считать сдачу;
- умение производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
- умение приводить примеры валют;
- умение решать и составлять задачи с простыми денежными расчётами.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению переводить одну валюту в другую с помощью валютных курсов.
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта, валюта.
Тематическое содержание занятий
Занятие 35-36 Как появились деньги.
Занятие 37-38 История российских денег.
Занятие 39-40 Какими бывают деньги.
Занятие 41-42 Банки, банкоматы и банковские карты.
Занятие 43-44 Безналичные деньги и платежи.
Занятие 45-46-47 Как я умею пользоваться деньгами.
Занятие 48-49 Что такое валюта.
Занятие 50-51 Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги.
МОДУЛЬ 4. ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ В СЕМЬЕ Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится) Личностные результаты:
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание, что деньги зарабатываются трудом человека.
Метапредметные результаты:
- компетенция выполнения пошагового контроля своих учебных действий и итогового контроля результата;
- компетенция оценки правильности финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
- компетенция исправления своих действий на основе оценки и учёта выявленных ошибок.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, вклад, кредит, долги;
умение объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;
- умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
- умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
- умению сравнивать разные источники доходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи;
- умению объяснять способы увеличения доходов семьи.
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи: заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги, акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Тематическое содержание занятий
Занятие 52-53 Откуда в семье берутся деньги.
Занятие.54-55-56-57 Подсчитаем все доходы семьи.
МОДУЛЬ 5. ПОЧЕМУ СЕМЬЕ ИНОГДА НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ
НА ЖИЗНЬ И КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание разницы между базовыми потребностями людей и их желаниями.
Метапредметные результаты:
- компетенция составления текстов на финансовую тему в устной и письменной формах;
- компетенция слушания собеседника (взрослого и ровесника);
- компетенция ведения диалога и ориентирования на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- компетенция формулирования вопросов по теме.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: расходы, основные направления расходов, необходимые расходы (расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг), обязательные расходы (налоги, долги, штрафы), желательные расходы, запланированные и непредвиденные расходы;
- умение приводить примеры основных направлений расходов семьи;
- умение считать общую сумму расходов семьи на условных примерах.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться):
- умению сравнивать разные направления расходов семьи;
- умению объяснять на примерах, от чего зависит величина расходов семьи;
- умению объяснять способы сокращения расходов семьи.
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду, жильё, оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы; желательные расходы.
Тематическое содержание занятий
Занятие 58-59 На что семья тратит деньги.
Занятие 60-61-62-63 Подсчитаем все расходы семьи.
МОДУЛЬ 6. ДЕНЬГИ СЧЁТ ЛЮБЯТ, ИЛИ КАК УПРАВЛЯТЬ
СВОИМ КОШЕЛЬКОМ, ЧТОБЫ ОН НЕ ПУСТОВАЛ.
Планируемые результаты изучения раздела
Базовый уровень (учащийся научится)
Личностные результаты – понимание различий между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды.
Метапредметные результаты:
- компетенция владения элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- компетенция выполнения пошагового и итогового контроля своей работы и её результата;
- компетенция оценки своей учебной деятельности по освоению финансовой грамотности.
Предметные результаты:
- умение правильно использовать термины: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги;
- умение составлять семейный бюджет на условных примерах;
- умение сопоставлять доходы и расходы семьи и предлагать финансовые решения;
- умение решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета.
Повышенный уровень (учащийся получит возможность научиться) умению объяснять возможные способы сокращения расходов семьи и увеличения сбережений.
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета, планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
Тематическое содержание занятий
Занятие 64-65 Как планировать семейный бюджет.
Занятие 66-67 Правила составления семейного бюджета.
Занятие 68- 69-70 Учимся составлять семейный бюджет.
Занятие 71-72 Итоговая проверочная работа.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Модуль 1-2 (34 час) | |||||||||
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Количество Часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Вводное занятие (2 ч) | |||||||||
1 | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Цели и задачи, план работы объединения | Кабинет | Беседа | |||
1 модуль «Что такое деньги и для чего они нужны» (16 ч) | |||||||||
2. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Что такое деньги | Кабинет | Беседа | |||
3. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Откуда взялись деньги | Кабинет | Постановка проектной задачи | |||
4. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Рассмотрим деньги поближе | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
5. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Защита денег от подделок | Кабинет | Мини-исследование | |||
6. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Какие деньги были раньше в России | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
7. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Современные деньги России и других стран | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
8. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Учимся обращаться с деньгами | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
9. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Что мы узнали о деньгах? | Кабинет | Занятие-игра | |||
2 модуль «Что такое семейный бюджет» (16 часов) | |||||||||
10. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Откуда в семье берутся деньги | Кабинет | Постановка проектной задачи | |||
11. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | На что тратятся деньги | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
12. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как с умом управлять своими деньгами | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
13. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как считать доходы и расходы семьи | Кабинет | Решение проектной задачи | |||
14. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как делать сбережения | Кабинет | Решение проектной задачи, практическое занятие | |||
15. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Учимся делать сбережения | Кабинет | Занятие-игра | |||
16. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Учимся считать доходы и расходы семьи | Кабинет | Занятие-игра, практическое занятие | |||
17 | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Что мы узнали о доходах и расходах семьи? | Решение проектной задачи / Итоговое оценивание |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
3-4-5-6 модуль (38 час)
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Количество Часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | ||
3 модуль: Как появились деньги и какими они бывают (16 часов) | ||||||||||
1. | январь | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как появились деньги | Кабинет | Постановка проектной задачи | |||
2. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | История российских денег | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
3. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Какие бывают деньги | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
4. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Банки, банкоматы и банковские карты | Кабинет | Занятие-экскурсия | ||||
5. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Безналичные деньги и платежи | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
6. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как я умею пользоваться деньгами | Кабинет | Занятие-игра | ||||
7. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Что такое валюта | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
8. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги | Кабинет | Занятие промежуточного оценивания | ||||
4 модуль: Из чего складываются доходы в семье (6 часов) | ||||||||||
9. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Откуда в семье берутся деньги | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
10. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Подсчитаем все доходы семьи | Кабинет | Практическое занятие | ||||
11. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Подсчитаем все доходы семьи | Кабинет | Практическое занятие | ||||
5 модуль: Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать (6 часов) | ||||||||||
12. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | На что семья тратит деньги | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
13. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Подсчитаем все расходы семьи | Кабинет | Практическое занятие | ||||
14. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Подсчитаем все расходы семьи | Кабинет | Практическое занятие | ||||
6 модуль: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал модуль: Деньги счёт любят, или, Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (10 часов) | ||||||||||
15. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Как планировать семейный бюджет | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
16. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Правила составления семейного бюджета | Кабинет | Решение проектной задачи | ||||
17. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 4 | Учимся составлять семейный бюджет | Кабинет | Занятие-игра | ||||
18. | 13:00-13.45 13.55-14:40 | Учебное занятие | 2 | Итоговая проверочная работа | Кабинет | Занятие итогового оценивания |
УСЛОВИЕ РЕАЗИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся на базе МОУ Нижнеякушкинская ООШ.
Между организациями МБУ ДО Новомалыклинский РЦВР «Алые паруса» и МОУ Нижнеякушкинская ООШ заключен договор сетевого взаимодействия.
В результате изучения программы «Финансовая грамотность» обучающиеся на ступени образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
- получат возможность приобрести базовые знания экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- получат возможность правильно использовать экономические термины;
- получат возможность научиться использовать приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
- получат возможность приобрести знания и опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- получат возможность приобрести базовые умения делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
Личностные универсальные действия
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса в области финансов;
- адекватного понимания причин успешности/не успешности в не учебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на экономику как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные действия
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
- производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
- владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
- оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности. Выпускник получит возможность научиться:
- представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные универсальные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
-информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной общеразвивающей программе;
- мультимедийные интерактивные презентации.
- электронные учебники;
- презентации;
- видеоролики;
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Проектор.
- Настенная доска.
Формы и методы организации учебной деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е. самопрезентация образовательных достижений. Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Цель практикума заключается в выполнении практических задач тренировочного характера, в освоении умения применять знаний из области финансов для решения реальных финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии исследовательской деятельности.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и банками.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной позиции и ответственности.
Формы аттестации и их периодичность
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» предполагается использование учителем двух видов контроля: текущего и итогового.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения граммы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности. Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации программы разработаны:
- Критерии освоения образовательной программы учащимся (Приложение № 1);
- Уровень освоения программы детей определяется по критериям (Приложение № 2)
- Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)
Итоговый отчет результативности освоения программы проводится по разработанным критериям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для обучающихся и родителей
- Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Экономика для 2–4 классов. Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2010.
- Гловели, Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010.
- Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
- Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2-3 класс). - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
- 5.Федин, C. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 2— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Для педагога
1. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
2. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: контрольно – измерительные материалы. 2 – 4 классы общеобразовательных организаций. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразовательных организаций- Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014
Интернет-источники
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;
2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;
3. Портал «Профориентир» «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
4. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
5. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»— http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
6. Сайт «Основы экономики» — http://basic.economicus.ru
7. Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru 4.
8. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» —
http://zanimatika.narod.ru/
9. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Приложение № 1
Критерии освоения образовательной программы учащимся
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с педагогом и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один
из трёх выводов:
- результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
- результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
- результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена.
Формы контроля | Оценка | ||
«Отлично» | «Хорошо» | «Удовлетворительно» | |
Решение практических задач | соблюдение всех критериев | незначительные отклонения в критериях | остальные случаи |
Проект и его презентация | соблюдение всех критериев | незначительные отклонения в критериях | остальные случаи |
По результатам итогового контроля выставляется средний балл
Критерии оценки решения практических задач учащимися в рамках практикумов:
- усвоение и надлежащее применение алгоритма решения поставленной задачи;
- достижение результата или оценивание существующих альтернатив;
- обоснование выбора одной из альтернатив.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,
незначительные отклонения – оценке «хорошо»,
в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».
Критерии оценки выполнения проекта:
- актуальность проблемы, на решение которой направлен проект;
- постановка цели проекта;
- формирование задач, с помощью которых достигается цель проекта, и качество их реализации;
- оригинальность решения проблемы, интеллектуальная или практическая ценность проекта;
- полнота содержания проекта, логичность изложения материала темы и вариантов её решения в проекте;
- соответствие оформления проекта требованиям.
В случае если проект проходит стадию презентации, необходимо учитывать следующие критерии:
- убедительность и выразительность выступления, раскрытие сущности проекта;
- использование средств наглядности, технических средств при презентации проекта;
-умение отвечать на поставленные к проекту вопросы;
- соответствие полученного результата поставленной цели.
Соблюдение всех критериев соответствует оценке «отлично»,
незначительные отклонения – оценке «хорошо»,
в остальных случаях – оценке «удовлетворительно».
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Оценка «3». Базовый уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 40% до 55% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «4». Повышенный уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 56% до 70% от максимально возможного количества баллов;
Оценка «5». Высокий уровень освоения – обучающийся по результатам итоговой диагностики набрал от 71% до 100% от максимально возможного количества баллов.
Приложение № 2
Результативность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Финансовая грамотность» (к критериям оценивания (базового, выше базового, ниже базового уровней)
Модуль 1.
Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчётов;
-считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания;
- объяснять, как формируется семейный бюджет;
- подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
- понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Модуль 2.
Личностные характеристики и установки:
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
- анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
- соотносить вид страхования и его цель;
- рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании;
- находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
- описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
- объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
- объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;
- описывать виды страхования;
- приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
- высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и изменением благосостояния семьи;
- оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых потерь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...