Доклад по теме: "Наставничество в образовании"
материал

Добрынина Марина Саяровна

Наставничество – это поддержка человека (учащегося, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

  Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение                                      «Белоомутская школа - интернат для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»

 

        Выступление с докладом на методическом объединении учителей:

                «Наставничество в образовании: современная теория и              

                                 инновационная   практика».

                                                     

                                                                        Учитель: Добрынина М.С.

                                           

                                                Октябрь 2022г.

Наставничество – это поддержка человека (учащегося, молодого специалиста), способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.

  Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса

  Типы наставничества:

-    Прямое - непосредственный контакт с учеником, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке;

- Опосредованное – наставничество проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму;

-  Коллективное - наставничество распространяется на весь коллектив учеников.   Виды наставничества в школе:

а) Учитель – ученик

б) Ученик – ученик.

Ребенок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справиться с трудностями другому ученику.

в) Опытный учитель – молодой специалист

Цели наставничества:

- формировать у людей потребность в непрерывном самообразовании;

- преподавателю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.

Можно добавить еще и такие формы работы, как:

- консультации;

- взаимопосещение уроков;

- проведение мастер-классов;

- анкетирование;

- самообразование;

- беседы;

- психологические тренинги;

- творческие лаборатории;

- психологопедагогические деловые игры;

- диспуты;

- конкурсы;

- «мозговые штурмы»;

- разработка и презентация моделей уроков

ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСТАВНИКА И УЧЕНИКА

1. Прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках человека.

2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка умений и навыков.

3. Аналитический: определение уровня и степени готовности человека к выполнению своих функциональных обязанностей.

Реализация наставничества

             «4 шага от дилетанта – к профессионалу».

Шаг 1. Наставник делает и комментирует, ученик смотрит.

Наставник работает и объясняет, почему он это делает, обучаемый только наблюдает, думает и спрашивает.

Шаг 2. Наставник делает основную и ответственную работу, ученик помогает ему, делая простую работу.

Шаг 3. Ученик работает, наставник помогает.

Шаг 4. Ученик работает, наставник наблюдает.

Ни в коем случае наставник не должен вмешиваться в работу ученика, только в критическом случае. На данном этапе ученик учится на своих ошибках.

Какие проблемы решит наставничество в общеобразовательной организации?

Комплексно: от проблем успеваемости до интеграции в школьное сообщество. Наши дети выпадают из общественной системы, особенно подростки, которым нужна сильная привязка, доверие, комфортное самоощущение.

Наставник-ровесник поможет им и влиться в коллектив, и подтянуть учебу, и найти себя. Это и клуб по интересам, и друг с определенной субординацией, и мотиватор и человек, в чей реальный опыт успеха веришь (в отличие от блогеров на YouTube, которые никак не могут доказать свой успех).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Требования к результатам начального образования в рамках стандарта нового поколения"

Участие в эксперименте по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта. Новые требования к результатам начального образования. Этапы усвоения обязательного программного материала...

Доклад на тему "Закон об образовании в РФ"

Доклад с презентацией посвящен введению с 1 сентября 2013 года в действие нового Закона об образовании РФ....

Доклад на тему: "Повышение качества образования".

laquo;Повышение качества образования» Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.  Из чего же о...

Доклад на ШМО "Повышение качества образования в начальной школе"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:1....

Доклад "Преемственность дошкольного и начального образования»

Доклад "Преемственность  дошкольного и начального образования»...

Доклад "Совершенствование системы оценки качества образования"

В докладе отражена пробема системы  оценки качества образования в начальной школе, проблема преемственности. Почему ученики, переходящие в 5 класс, снижают успеваемость?...