Доклад на ШМО "Повышение качества образования в начальной школе"
материал
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конституции РФ, ст. 43;
2. Конвенции о правах ребенка;
3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009 № 373.
5. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
6. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
7. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
8. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014);
9. Учебного плана МБОУ СОШ№1 с.Иглино на 2014-2015 г.
10. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №1 с.Иглино Приказ № 23 от «2» февраля 2014 г.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе ФГОС, «Примерной программмы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с УМК «Школа России». Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Цель данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Программа рассчитана на 136 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 3 классе в 34 недели (4 часа в неделю - 136 часов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass_shkola_rossii.doc | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 с. ИГЛИНО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель РМО ________Л.П. Фахретдинова от «____» _________ 2014г. | «СОГЛАСОВАНО» ЗД по УВР _______С.В. Гариева «___»_________2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №1 с.Иглино _______З.Н. Камалетдинова «___»_________2014г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
3 класс
Составитель: учитель начальных классов
Шестак Наталья Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Конституции РФ, ст. 43;
- Конвенции о правах ребенка;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10. 2009 № 373.
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
- Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;
- Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №824 от 6 мая 2014);
- Учебного плана МБОУ СОШ№1 с.Иглино на 2014-2015 г.
- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №1 с.Иглино Приказ № 23 от «2» февраля 2014 г.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе ФГОС, «Примерной программмы по учебным предметам. Начальная школа», в соответствии с УМК «Школа России». Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Цель данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность.
Программа рассчитана на 136 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 3 классе в 34 недели (4 часа в неделю - 136 часов).
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
2. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.
Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Литературное чтение» с 01.09.2014 г. по 30.05.2015 г.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах;
- работа в группах.
Виды учебной деятельности:
- восприятие на слух художественных произведений;
- характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
- чтение текстов вслух;
- чтение про себя;
- сравнение произведений разных жанров;
- пересказ текста художественного произведения;
- работа с иллюстрациями;
- выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
- участие в диалоге;
- инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие в драматизации;
- конструирование устных и письменных сочинений с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Этот предмет формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литературное чтение» относится к образовательной области «Филология».
Предмет «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 часов, во 2 – 4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе ).
Название раздела | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
Вводный урок по курсу литературного чтения. | 1 ч | 1ч |
Самое великое чудо на свете | 4 ч | 4 ч |
Устное народное творчество | 14 ч | 14 ч |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 ч | 11 ч |
Великие русские писатели | 24 ч | 24 ч |
Поэтическая тетрадь 2 | 6 ч | 6 ч |
Литературные сказки | 8 ч | 8 ч |
Были – небылицы | 10 ч | 10 ч |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 ч | 6 ч |
Люби живое | 16 ч | 16 ч |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 ч | 8 ч |
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок | 12 ч | 12 ч |
По страницам детских журналов | 8 ч | 8 ч |
Зарубежная литература | 8 ч | 8 ч |
Итого 136 ч | Итого 136 ч |
Количество часов для проведения контрольных работ: 8 часов
Комплексная контрольная работа
Количество часов для проведения проектов исследований: 3 часа
№ урока | Тема проекта |
№ 19 | Сочиняем волшебную сказку |
№ 21 | Как научиться читать стихи |
№ 107 | Праздник поэзии |
Количество контрольных работ по литературному чтению запланировано в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2013 – 2014 учебном году».
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Личностные результаты
- 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;
- 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
- 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
- 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основные разделы курса
Самое великое чудо на свете (4ч)
Рукописные Книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Устное Народное Творчество (14ч)
Русские Народные Песни. Докучные Сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».
Поэтическая тетрадь (11ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя Гроза», «Листья»;
2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»;
3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»; И. З. Суриков. «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (24ч)
1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о Царе Салтане…»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;
3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На Севере диком…», «Утес», «Осень»;
4. Л. Н. Толстой. «Детство» (Отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и Собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».
Поэтическая тетрадь (6ч)
1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай И Зайцы»;
2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;
3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».
Литературные сказки (8 ч)
1. Д. Н. Мамин – Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;
3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».
Были и небылицы (10 ч)
1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»;
2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;
3. А. И. Куприн. «Слон».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;
3. С. А. Есенин. «Черемуха».
Люби живое (16ч)
1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»;
2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;
3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;
4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;
5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»;
6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;
7. В. П. Астафьев. «Капалуха»;
8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь (8ч)
1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В Театре»;
3. С. В. Михалков. «Если…»;
4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)
1.Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;
3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;
5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (8ч)
1.Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;
2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;
3. Р. Сеф. «Веселые стихи».
Зарубежная литература (8 ч)
«Храбрый Персей».
Г. Х. Андерсен. «Гадкий Утенок».
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы 19—20 вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение; ориентироваться в книге, знать литературные произведения, их жанры и особенности, имена детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
В третьем классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; – неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
- «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
- «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушениялогики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
- «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
- «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные еестороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в году – 136
Количество часов в неделю – 4
№ п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности учащихся | Дата провед. по плану | Факт. дата провед. | Примечание |
1 ЧЕТВЕРТЬ(36Ч) | ||||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) | 1ч | |||||
1 | Введение. | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника | 01.09 | ||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | 4ч | |||||
2 3 | Рукописные книги Древней Руси. | 2 | Читать вслух целыми словами. Рассказывать о человеке, используя план и изображение. Раскрывать смысл пословиц. Определять тему и главную мысль высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения. Находить и формулировать ответы на вопросы. Определять совместно с учителем толкование слов. | 02.09 03.09 | ||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 | 04.09 | |||
5 | Оценка достижений. | 1 | 08.09 | |||
Устное народное творчество (14ч) | 14ч | |||||
6. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст па части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 09.09 | ||
7. | Русские народные песни.
| 1 | 10.09 | |||
8. | Лирические народные песни. Шуточные народные песни. | 1 | 11.09 | |||
9. | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | 15.09 | |||
10. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 16.09 | |||
11. | Произведения прикладного искусства | 1 | 17.09 | |||
12. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. | 1 | 18.09 | |||
13. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Деление текста на части. | 1 | 22.09 | |||
14. | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. | 1 | 23.09 | |||
15. | Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк». Сравнение художественного и живописного текстов. | 1 | 24.09 | |||
16. | Русская народная сказка «Сивка-Бурка».
| 1 | 25.09 | |||
17. | Контрольная работа по теме «Работа с текстом» Проверка техники чтения | 1 | 29.09 | |||
18. | Оценка достижений. | 1 | 30.09 | |||
19. | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 | 01.10 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | 11ч | |||||
20. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения | 02.10 | ||
21. | Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. | 1 | 06.10 | |||
22. | Русские поэты XIX—XX века. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | 07.10 | |||
23. | Ф.И.Тютчев «Листья». | 1 | 08.10 | |||
24. | А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» | 1 | 09.10 | |||
25. | А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой...» | 1 | 13.10 | |||
26. | И.С.Никитин «Полно, степь моя...» | 1 | 14.10 | |||
27. | И.С.Никитин «Встреча зимы». | 1 | 15.10 | |||
28. | И.З.Суриков «Детство». «Зима». | 1 | 16.10 | |||
29. | И.З.Суриков «Зима». | 1 | 20.10 | |||
30. | Оценка достижений. | 1 | 21.10 | |||
Великие русские писатели (24 ч) | 24 ч | |||||
31. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.81) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике, либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл | 22.10 | ||
32. | А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» | 1 | 23.10 | |||
33. | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Настроения стихотворения. | 1 | 27.10 | |||
34. | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | 1 | 28.10 | |||
35. | А.С.Пушкин. «Зимнее утро». | 1 | 29.10 | |||
36. | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | 1 | 30.10 | |||
2 ЧЕТВЕРТЬ(32Ч) | ||||||
37. | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Тема сказки. Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | 05.11 | |||
38. | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». События сказочного текста. Особенности волшебной сказки. | 1 | 06.11 | |||
39. | А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки | 1 | 10.11 | |||
40. | Контрольная работа по теме «Сказки А.С.Пушкина» | 1 | 11.11 | |||
41. | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | 1 | 12.11 | |||
42. | Басни И.А.Крылова. «Мартышка и Очки». | 1 | 13.11 | |||
43. | Басни И.А.Крылова. «Зеркало и Обезьяна» | 1 | 17.11 | |||
44. | Басни И.А.Крылова. «Ворона и лисица» | 1 | 18.11 | |||
45. | М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобой-никова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 19.11 | |||
46. | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. | 1 | 20.11 | |||
47. | М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | 1 | 24.11 | |||
48. | Л.Н.Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. | 1 | 25.11 | |||
49. | Рассказы Л.Н.Толстого. «Акула» | 1 | 26.11 | |||
50. | Рассказы Л.Н.Толстого. «Прыжок» | 1 | 27.11 | |||
51. | Быль Л.Н.Толстого. «Лев и собачка» | 1 | 01.12 | |||
52. | Рассказы Л.Н.Толстого. Тема и главная мысль рассказа. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои) | 1 | 02.12 | |||
53. | Контрольная работа по теме «Великие русские писатели» | 1 | 03.12 | |||
54. | Оценка достижений. | 1 | 04.12 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | 6ч | |||||
55. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения | 08.12 | ||
56. | Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. | 1 | 09.12 | |||
57. | Н.А.Некрасов. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 10.12 | |||
58. | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 | 11.12 | |||
59. | И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» | 1 | 15.12 | |||
60. | Оценка достижений. | 1 | 16.12 | |||
Литературные сказки (8 ч) | 8ч | |||||
61. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике | 17.12 | ||
62. | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. | 1 | 18.12 | |||
63. | Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. | 1 | 22.12 | |||
64. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. | 1 | 23.12 | |||
65. | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки. | 1 | 24.12 | |||
66. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. | 1 | 25.12 | |||
67. | Контрольная работа по теме «Литературные сказки». | 1 | 29.12 | |||
68. | Оценка достижений. | 1 | 30.12 | |||
3 ЧЕТВЕРТЬ(35Ч) | ||||||
Были-небылицы (10 ч) | 10 ч | |||||
69. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям | 15.01 | ||
70. | М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. | 1 | 19.01 | |||
71. | М. Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. | 1 | 20.01 | |||
72. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. | 1 | 21.01 | |||
73. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. | 1 | 22.01 | |||
74. | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев. | 1 | 26.01 | |||
75. | А.И. Куприн «Слон». Основные события произведения. | 1 | 27.01 | |||
76. | А.И. Куприн «Слон». Составление различных вариантов плана. | 1 | 28.01 | |||
77. | А.И. Куприн «Слон». Пересказ. | 1 | 29.01 | |||
78. | Оценка достижений. | 1 | 02.02 | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | 6 ч | |||||
79. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание радела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой па текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения | 03.02 | ||
80. | Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. | 1 | 04.02 | |||
81. | А. А. Блок. Картины зимних забав. | 1 | 05.02 | |||
82. | С. А. Есенин «Черёмуха». | 1 | 09.02 | |||
83. | Контрольная работа по теме «Работа с текстом» Проверка техники чтения | 1 | 10.02 | |||
84. | Оценка достижений. | 1 | 11.02 | |||
Люби живое (16ч) | 16ч | |||||
85. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения | 12.02 | ||
86. | М.М.Пришвин «Моя Родина». | 1 | 16.02 | |||
87. | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. | 1 | 17.02 | |||
88. | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. | 1 | 18.02 | |||
89. | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | 1 | 19.02 | |||
90. | В. И. Белов. «Малька провинилась». | 1 | 24.02 | |||
91. | В. И. Белов. «Ещё про Мальку». | 1 | 25.02 | |||
92. | В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 | 26.02 | |||
93. | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. | 1 | 02.03 | |||
94. | В.В.Бианки «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. | 1 | 03.03 | |||
95. | Б.С.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. | 1 | 04.03 | |||
96. | Б.С.Житков «Про обезьянку». Пересказ. Краткий пересказ. | 1 | 05.03 | |||
97. | В.П.Астафьев «Капалуха». | 1 | 10.03 | |||
98. | В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | 1 | 11.03 | |||
99. | Контрольная работа по теме «Люби живое» | 1 | 12.03 | |||
100. | Оценка достижений. | 1 | 16.03 | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | 8 ч | |||||
101. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать и творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения | 17.03 | ||
102. | С.Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» | 1 | 18.03 | |||
103. | А.Л. Барто «Разлука». | 1 | 19.03 | |||
4 ЧЕТВЕРТЬ(33Ч) | ||||||
104. | А.Л. Барто «В театре». | 1 | 01.04 | |||
105. | С.В. Михалков «Если». | 1 | 02.04 | |||
106. | Н.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок». | 1 | 06.04 | |||
107. | Проект: «Праздник поэзии». | 1 | 07.04 | |||
108. | Оценка достижений. | 1 | 08.04 | |||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок | 12ч | |||||
109. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением па уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия стихотворения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения: определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 09.04 | ||
110. | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».. | 1 | 13.04 | |||
111. | А.П.Платонов «Цветок на земле». | 1 | 14.04 | |||
112. | А.П.Платонов «Ещё мама». | 1 | 15.04 | |||
113. 114. | М.М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. | 2 | 16.04 | |||
115. | М.М.Зощенко «Золотые слова». Главная мысль произведения. | 1 | 20.04 | |||
116. | М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 1 | 21.04 | |||
117. | Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 | 22.04 | |||
118. | Н.Н.Носов «Телефон». | 1 | 23.04 | |||
119. | Комплексная контрольная работа | 1 | 27.04 | |||
120. | Оценка достижений. | 1 | 28.04 | |||
По страницам детских журналов (8 ч) | 8 ч | |||||
121. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения — «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 29.04 | ||
122. | «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. | 1 | 30.04 | |||
123. | Ю.Ермолаев «Проговорился». | 1 | 04.05 | |||
124. | Ю.Ермолаев «Воспитатели». | 1 | 05.05 | |||
125. | Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Создание собственного сборника добрых советов. | 1 | 06.05 | |||
126. | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 | 07.05 | |||
127. | Контрольная работа по теме «По страницам детских журналов». | 1 | 11.05 | |||
128. | Оценка достижений. | 1 | 12.05 | |||
Зарубежная литература (8ч) | 8ч | |||||
129. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. (с.189) | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | 13.05 | ||
130. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. | 1 | 14.05 | |||
131. | Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. | 1 | 18.05 | |||
132. | Контрольная работа по теме «Работа с текстом». Проверка техники чтения | 1 | 19.05 | |||
133. | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. | 1 | 20.05 | |||
134. | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. | 1 | 21.05 | |||
135. | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. | 1 | 25.05 | |||
136. | Оценка достижений. | 1 | 26.05 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | Примечание | |||
по требованиям | фактически | |||||
Книгопечатная продукция | ||||||
1 | Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Учебники
Методические пособия Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс. | Имеется в наличии | ||||
Печатные пособия | ||||||
2. | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению. Словари по русскому языку.
Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей. | Имеется в наличии | ||||
Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||||||
3. | Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор (по возможности) Ноутбук (по возможности) Принтер лазерный (по возможности) Ксерокс (по возможности). |
| Имеется в наличии | |||
Экранно-звуковые пособия | ||||||
4. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Д | Имеется в наличии | Имеется возможность поиска в сети Интернет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».
Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....
Доклад "Организация работы над повышением качества образования в начальной школе"
Опыт работы над повышением качества знаний в начальной школе....
Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"
Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...
Доклад на тему "Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения эффективности ус...
Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе".
Доклад. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"....
Доклад на тему "повышение эффективности и качества образования в начальной школе ув условиях реализации обновленных ФГОС НОО"
доклад на МО учителей начальных классов района...
Доклад «Пути повышения качества образования в начальной школе»
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатик...