Доклад «Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»
статья на тему
доклад к проведению МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Реализация ФГОС начального общего образования: обеспечение единства образовательного пространства и свободы выбора участников образовательных отношений»
Формирование единого образовательного пространства рассматривается в контексте основных изменений, обозначенных в концепции модернизации школьного российского образования, федеральных государственных образовательных стандартах: обновление и жизненная направленность школьного образования, его ориентация на формирование системы универсальных действий, а также на формирование гражданской, полиэтнической, поликультурной идентичности.
В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Слайд 1.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие.
Что такое - образовательное пространство? Слайд 2.
В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.
Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.
Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: Слайд 3.
- совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
- внеучебная и досуговая деятельность;
- управление учебно-воспитательным процессом;
- взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин «образовательная среда», т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.
Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.
Содержание как структурный компонент целостного педагогического процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением – гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательной школой.
Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.
Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень – директор школы, назначаемый государственным органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета. Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень – заместители директора школы, школьный психолог, социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник директора школы по административно-хозяйственной части.
Третий уровень – учителя, воспитатели, классные руководители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.
Четвертый уровень – учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно полезной), в которых участвуют школьники.
Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки каждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения организаторов и руководителей педагогической системы.
Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование – отражают педагогический процесс в движении, изменении, определяя логику его развития и совершенствования.
Ключевым элементом, обеспечивающим эффективное управление, служит оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных о достигнутых образовательных результатах, степени их соответствия нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Поэтому, оценка конечных результатов образовательного учреждения необходима, но еще недостаточна для оценки результатов системы внутришкольного управления.
Результаты образования учащихся:
- результаты образования, в основном соответствующие требованиям действующих программ.
- модели выпускника и уровни результатов, прогнозировавшихся на основании изучения возможностей учащихся:
- ключевые компетентности;
- социальная компетентность;
- состояние физического и психического здоровья;
- удовлетворенность потребителя образовательных услуг;
- удовлетворенность участников образовательного процесса;
- профессиональная компетентность
Суммарные результаты образовательного учреждения
- сохранность контингента;
- достижение запланированного уровня результатов образования достаточным количеством выпускников;
- доля учащихся, продолжающих образование, соответствует прогнозам и выявленным возможностям учащихся
Социальные последствия работы
- достойный вклад в социальное развитие города (района, села);
- установление социального партнерства;
- укрепление и развитие репутации образовательного учреждения в глазах общественности
Единое информационное пространство образовательного учреждения как способ управления качеством образования.
Единое информационное пространство школы – это совокупность следующих компонентов: информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации. организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т.е. обеспечивающих все информационные процессы. программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Создание единого информационного пространства должно преследовать следующие цели: осуществление диагностики и управления учебным процессом, повышение интереса школьников к различным дисциплинам, помощь учащимся влиться в мировое информационное пространство , повышение качества знаний учащихся, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, координация учебной, научно-методической деятельности образовательного учреждения, обеспечение эффективного использования программных средств, поставленных в школу в рамках – федеральной целевой программы, обеспечение автоматизации процессов контроля, коррекции учебной деятельности, тестирования и диагностики.
Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями. В современной школе, связь школы и семьи не должна иметь только одно направление, когда инициативу указывает школа, приказывая родителям и ученикам. Родители должны стать активными участниками воспитательного процесса в школе. Современная школа и семья должна стать партнерами в воспитании детей. Классный руководитель и семья должны быть заинтересованы в обучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Если родители видят, что учителю не все равно, то они становятся более открытыми. Отношения между учителем и родителями становятся доверительными, уважительными по отношении друг к другу. Учитель помогает ребенку освоится в коллективе, данные о семье, которыми делятся родители, раскрывают ребенка как личность.
Широкой практикой должно стать сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями города (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.
Задача развития личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инновационные функции стандартов : обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного пространства страны обеспечение преемственности критериально -оценочная система повышение объективности оценивания
Образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Модель образовательного пространства - форма организации взаимодействия образовательных программ . Образовательная среда - продукт отношений субъектов образовательного пространства, активный субъект этих отношений.
Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность образовательных программ, применяемых технологий, внеучебная и досуговая деятельность; управление учебно-воспитательным процессом; взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС начального общего образования
В статье рассмотрен алгоритм перехода ОУ на работу по новым ФГОС НОО...
Доклад "Проблемы и риски реализации ФГОС начального общего образования в школе"
Данный доклад показывает основные особенности введения ФГОС в начальной школе. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. В основу Стандартов ...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ
Программно-методическое сопровождение образования детей с ЗПР при реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ...
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...